Журналов:     Статей:        

Frontier Materials & Technologies. 2015; : 249-252

ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Прохорова Татьяна Николаевна, Филатова Татьяна Геннадьевна

Аннотация

Статья посвящена описанию особенностей выявления сформированности творческого мышления младших школьников в образовательной среде школы-интерната. Исследование особенностей творческого мышления проводилось на однородной в возрастном и социальном составе выборке. В эмпирической части исследования участвовали 143 ребенка от 7 до 10 лет. В основной части эксперимента приняли участие 42 воспитанника школы-интерната ГБСКОУ АО «СКОШИ 1-2 вида» г. Астрахани в возрасте от 7 до 10 лет. Для получения объективной информации об уровнях творческой активности детей использовались методики, диагностирующие уровень развития творческого мышления, вербальный и невербальный интеллект, уровень тревожности. Авторы статьи исходят из положения о том, что на современном этапе развития отечественной педагогической теории и практики прослеживается противоречие между объективными потребностями преобразования учебно-воспитательного процесса в современной школе-интернате и недостаточно разработанными педагогическими условиями для эффективного формирования творческой личности младших школьников, воспитывающихся в школе-интернате. По итогам проведенного исследования выявлено, что у воспитанников младшего школьного возраста предельно низкий объем и уровень знаний, низка степень развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления), низок уровень общей культуры. При этом способность к выделению общих признаков объектов, к их классификации, т. е. способность к логическому мышлению у испытуемых детей находится в пределах нормы. Авторы выдвигают гипотезу, из которой следует, что организованная творческая деятельность детей позволит сбалансировать развитие вербального и невербального интеллекта, сформировать умения и навыки, необходимые в активной жизненной деятельности, и повысить уровень сформированности творческой личности младших школьников.

Список литературы

1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: МОДЭК, 2006. 324 с.

2. Беляков В.В. Проблемы социальной адаптации воспитанников и выпускников интернатных учреждений для детей-сирот и пути повышения ее успешности // Государство и дети: реальности России. М., 1995. С. 70–73.

3. Савченко Н.В. Развитие творческого потенциала в младшем школьном возрасте. СПб.: Лада, 2008. 189 с.

4. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие младшего школьника. М.: Просвешение, 1994. 223 с.

5. Гин С.И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. Челябинск: ТРИЗ-инфо, 2008. 136 с.

Frontier Materials & Technologies. 2015; : 249-252

DIAGNOSTICS OF CREATIVE THINKING DEVELOPMENT OF YOUNG SCHOOLCHILDREN IN BOARDING SCHOOL ENVIRONMENT

Prokhorova Tatiana Nikolaevna, Filatova Tatiana Gennadievna

Abstract

The article deals with description of creative thinking development of young schoolchildren in boarding school environment. The study of creative thinking features was conducted on a homogeneous age and social sample group. 143 school children aged 7-10 were involved in the empiric part of the study. Forty-two pupils (aged 7-10) of boarding school GBSKOU JSC “SKOSHI of 1-2 type” in Astrakhan participated in the main experiment. To receive objective information on creative activities of children, the methods allowing diagnostics of creative thinking development, verbal and nonverbal intelligence, and anxiety level were used. The authors base their assumptions on the notion, that currently national pedagogical theory and practice face a conflict between the objective need for transformations in educational and pedagogical process in modern boarding schools, and insufficiency of existing pedagogical environment for successful development of creative personality. The results of the study revealed that young schoolchildren have minimal level and range of knowledge, low basic intellectual functions (memory and thinking), as well as poor general cultural level. Nonetheless, they show normal ability to identify and classify common characteristics of objects (logical thinking). The authors advance a hypothesis that the organized creative activities will allow the young schoolchildren to balance their levels of verbal and nonverbal intelligence, obtain the skills necessary for active life, and to enhance creative personality development.

References

1. Blonskii P.P. Psikhologiya mladshego shkol'nika. M.: MODEK, 2006. 324 s.

2. Belyakov V.V. Problemy sotsial'noi adaptatsii vospitannikov i vypusknikov internatnykh uchrezhdenii dlya detei-sirot i puti povysheniya ee uspeshnosti // Gosudarstvo i deti: real'nosti Rossii. M., 1995. S. 70–73.

3. Savchenko N.V. Razvitie tvorcheskogo potentsiala v mladshem shkol'nom vozraste. SPb.: Lada, 2008. 189 s.

4. Kuznetsova L.V. Garmonichnoe razvitie mladshego shkol'nika. M.: Prosveshenie, 1994. 223 s.

5. Gin S.I. O provedenii anketirovaniya v eksperimental'nom klasse // Razvitie tvorcheskikh sposobnostei detei s ispol'zovaniem elementov TRIZ: Tez. dokl. III region. nauch.-prakt. konf. Chelyabinsk: TRIZ-info, 2008. 136 s.