Журналов:     Статей:        

Frontier Materials & Technologies. 2015; 1: 154-160

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Дыбина Ольга Витальевна

Аннотация

В данной статье раскрываются подходы к построению индивидуальной управленческой концепции руководителя дошкольной образовательной организации. Концепция управленческой деятельности руководителя строится на основе процессного, системного и синергетического подходов. Каждый подход описан, выделены положительные стороны их реализации. Использование этих подходов позволило нам занять принципиально новую позицию по отношению к изучению индивидуальной управленческой концепции (деятельности) руководителя, взглянуть на нее как на первостепенно важное звено в цепи инновационных преобразований, переживаемых современными дошкольными образовательными организациями, исследовать ее как целостную управляемую систему в единстве ее целевых указаний и структурных компонентов, которые взаимосвязаны друг с другом, с внешней средой. Интерес представляет обоснование индивидуальности для построения управленческой концепции и раскрытие разных ее сторон, что нашло отражение при определении структуры управленческой деятельности. В данной статье раскрывается направленность управленческой деятельности руководителя на достижение конкретных целей организации, что обеспечивается планированием, мотивацией и контролем. Обращается внимание на то, что процесс управления не должен быть сконцентрирован только на внутренних проблемах учреждения и ориентирован исключительно на выполнение задач, поставленных управленцами. Интерес представляет модель индивидуальной управленческой концепции руководителя ДОО, функционал которой – описание целей, содержания, принципов повышения управленческой компетентности руководителя и профессиональной компетентности его педагогического коллектива. Модель представлена блоками, структурируемыми по принципу соответствия основным содержательным видам повышения управленческой деятельности руководителя. Кроме того, прописаны задачи, формы организации, способствующие оптимальному решению поставленных задач, в пределах структуры каждого блока модели. Предлагаются индивидуальные маршруты руководителя дошкольной образовательной организации. Особое значение придается выработке принципов и направлений образовательной политики учреждений, в том числе и дошкольных образовательных организаций. Данная проблематика имеет многогранный характер.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Мониторинг качества обучения – средство управления образованием // Мир образования. 1996. № 2. С. 31–36.

2. Васильев Ю.К. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика. М.: Педагогика, 1990. 196 с.

3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление. М.: Педагогический поиск, 2000. 224 с.

4. Спецкурс «Основы управления дошкольным образовательным учреждением» / сост. Л.В. Поздняк. М.: АПО, 1994. 76 с.

5. Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (в вопросах и ответах). М.: Новая школа, 2010. 352 с.

6. Управление развитием школы / под ред. М.М. Поташника, В.С. Лазарева. М.: Новая школа, 2009. 464 с.

7. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. М.: АПП ЦИТП, 1992. 64 с.

8. Фалюшина Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении. М.: АРКТИ, 2004. 262 с.

9. Дыбина О.В. Предметный мир как средство формирования творчества у детей. М.: Педагогическое общество России, 2002. 160 с.

10. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром : дис. … д-ра пед. наук. М., 2002. 422 с.

11. Дыбина О.В., Кузьмичева Е.И. К вопросу о повышении управленческой компетентности руководителя дошкольного образовательного учреждения // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр. по материалам Междунар. научно-практ. конф. В 10 ч. Ч. 3. Тамбов, 2013. С. 63–68.

12. Лисавол Л.А. Логика формирования информационной культуры будущего учителя в образовательном процессе педагогического колледжа // Информационные технологии в гуманитарном образовании: материалы I Междунар. научно-практ. конф. В 2 ч. Ч. I. Пятигорск, 2008. С. 359–363.

13. Стаут Л.У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера. М.: Добрая книга, 2007. 536 с.

14. Буров К.С. Методическая работа в образовательном учреждении // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2007. № 6. С. 37–41.

15. Белая К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция. М.: Сфера, 2003. 62 с.

16. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: анализ, планирование, формы и методы. М.: Сфера, 2005. 96 с.

17. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. 176 с.

18. Шмидт В.В. Делегирование полномочий // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004. № 6. С. 18–24.

19. Голицина Н.С. Копилка педагогических идей. Работа с кадрами. М.: Скрипторий-2003, 2006. 80 с.

20. Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности / сост. Г.В. Яковлева, Д.Ф. Ильясов. Челябинск: Образование, 2004. 66 с.

Frontier Materials & Technologies. 2015; 1: 154-160

PRIVATE MANAGEMENT CONCEPT OF THE HEAD OF A PRE-SCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Dybina Olga Vitalievna

Abstract

This article describes approaches to building an individual management conception of the head of a pre-school educational institution. The concept of administrative activity of the head is built on the basis of process, systematic and synergetic approaches. Each approach has been described, and positive aspects of their implementation have been outlined. Use of these approaches allows the author to consider an individual management concept (activity) of the director as an element of primary importance in the chain of innovative reforms which take place in modern preschool educational institutions. It turns out to be an integral managed system in the unity of its targets and structural components which are connected with each other and the external environment. The article reveals various aspects of a personality, and defines the structure of management activity. The process approach assumes that management leader focused on achieving specific goals of the organization that provides planning, motivation and control. The main disadvantage of this approach is that management activity is concentrated only on the internal problems of the organization, although solving problems does not always bring success. Thus, the management process cannot be focused only on the internal problems of the institution, but should be focused primarily on the goals set by the managers. System approach to management activities allows considering it as a system, providing it with a relation with other systems, and increasing their efficiency and effectiveness. To determine the management conception it is important to apply synergetic approach. Attempts to give the definition of the management conception of the director can be made with the help of synergy. A synergetic approach to building the management conception of director as a complex system requires activity of this system, i.e. the activity of the supervisor. In addition, synergistic approach substantiates the importance of considering our system through its components. To build the management conception of director, the author tries to combine process, systematic and synergetic approaches which allow them to select the content of management activity that helps the system to evolve and determine its strategy. The article presents a model of individual management concept of the head of a pre-school educational institution; its main function is to describe objectives, contents and principles of increasing the management competence of the director and professional awareness of the teaching staff. The author offers individual routes of director of a preschool educational institution. Special attention is paid to the principles and directions of educational policy of the institutions, including pre-school educational institutions.

References

1. Bespal'ko V.P. Monitoring kachestva obucheniya – sredstvo upravleniya obrazovaniem // Mir obrazovaniya. 1996. № 2. S. 31–36.

2. Vasil'ev Yu.K. Pedagogicheskoe upravlenie v shkole: metodologiya, teoriya, praktika. M.: Pedagogika, 1990. 196 s.

3. Konarzhevskii Yu.A. Menedzhment i vnutrishkol'noe upravlenie. M.: Pedagogicheskii poisk, 2000. 224 s.

4. Spetskurs «Osnovy upravleniya doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem» / sost. L.V. Pozdnyak. M.: APO, 1994. 76 s.

5. Potashnik M.M., Moiseev A.M. Upravlenie sovremennoi shkoloi (v voprosakh i otvetakh). M.: Novaya shkola, 2010. 352 s.

6. Upravlenie razvitiem shkoly / pod red. M.M. Potashnika, V.S. Lazareva. M.: Novaya shkola, 2009. 464 s.

7. Shamova T.I. Issledovatel'skii podkhod v upravlenii shkoloi. M.: APP TsITP, 1992. 64 s.

8. Falyushina L.I. Upravlenie kachestvom obrazovatel'nogo protsessa v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii. M.: ARKTI, 2004. 262 s.

9. Dybina O.V. Predmetnyi mir kak sredstvo formirovaniya tvorchestva u detei. M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2002. 160 s.

10. Dybina O.V. Formirovanie tvorchestva u detei doshkol'nogo vozrasta v protsesse oznakomleniya s predmetnym mirom : dis. … d-ra ped. nauk. M., 2002. 422 s.

11. Dybina O.V., Kuz'micheva E.I. K voprosu o povyshenii upravlencheskoi kompetentnosti rukovoditelya doshkol'nogo obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Sovremennye tendentsii v obrazovanii i nauke: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. V 10 ch. Ch. 3. Tambov, 2013. S. 63–68.

12. Lisavol L.A. Logika formirovaniya informatsionnoi kul'tury budushchego uchitelya v obrazovatel'nom protsesse pedagogicheskogo kolledzha // Informatsionnye tekhnologii v gumanitarnom obrazovanii: materialy I Mezhdunar. nauchno-prakt. konf. V 2 ch. Ch. I. Pyatigorsk, 2008. S. 359–363.

13. Staut L.U. Upravlenie personalom. Nastol'naya kniga menedzhera. M.: Dobraya kniga, 2007. 536 s.

14. Burov K.S. Metodicheskaya rabota v obrazovatel'nom uchrezhdenii // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul'tura. 2007. № 6. S. 37–41.

15. Belaya K.Yu. Rukovodstvo DOU: kontrol'no-diagnosticheskaya funktsiya. M.: Sfera, 2003. 62 s.

16. Belaya K.Yu. Metodicheskaya rabota v DOU: analiz, planirovanie, formy i metody. M.: Sfera, 2005. 96 s.

17. Davydova O.I., Maier A.A., Bogoslavets L.G. Interaktivnye metody v organizatsii pedagogicheskikh sovetov v DOU. SPb.: DETSTVO-PRESS, 2008. 176 s.

18. Shmidt V.V. Delegirovanie polnomochii // Upravlenie doshkol'nym obrazovatel'nym uchrezhdeniem. 2004. № 6. S. 18–24.

19. Golitsina N.S. Kopilka pedagogicheskikh idei. Rabota s kadrami. M.: Skriptorii-2003, 2006. 80 s.

20. Upravlencheskoe sodeistvie pedagogam DOU v osushchestvlenii innovatsionnoi deyatel'nosti / sost. G.V. Yakovleva, D.F. Il'yasov. Chelyabinsk: Obrazovanie, 2004. 66 s.