Frontier Materials & Technologies. 2015; 2: 300-304
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Жуковский Владимир Петрович, Жуковская Нина Александровна
https://doi.org/10.18323/2073-5073-2015-3-300-304Аннотация
В статье проводится теоретический анализ проблемы качества образования в системе дополнительного профессионального образования педагогических работников, рассматриваются методологические подходы к исследованию сущности и содержания данного феномена. Сфера дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) педагога, представляя один из важнейших уровней образования, является тем институциональным инструментом, который позволяет реализовать потребности личности педагогического работника в формировании компетенций для выполнения профессиональных функций в условиях современного социума с ориентацией на перспективу развития сферы образования. Направление исследований, связанное с оценкой качества образования, разработкой и реализацией механизмов обеспечения комплексного мониторинга эффективности и успешности профессионально-педагогической деятельности в целях оперативной корректировки образовательной траектории в системе дополнительного профессионального образования, в условиях современных социокультурных реалий приобретает приоритетное значение и согласуется с ведущими тенденциями развития общественных отношений. Аналитический обзор, представленный дефиниционными трактовками исследователей проблемы оценки качества образования, позволяет говорить о ее многогранности и системности, необходимости учета особенностей образовательного пространства и деятельности ее субъектов с учетом воздействия факторов внешней среды и внутреннего потенциала образовательной организации. Делается акцент на рассмотрении понятия «качество образования» с учетом процессуальных и результативных характеристик образовательной деятельности и необходимости организации работы по управлению качеством образования в его структурных элементах, представленных условиями организации образовательной деятельности, реализацией дополнительных профессиональных программ и результатами их освоения. Контроль качества образования как компонент управления качеством обеспечивает оценку структурных элементов качества образования и осуществляется системно на всех иерархических уровнях управления образовательной организации. В функциональном аспекте контроль качества дополнительного профессионального образования позволяет в полном объеме охватить все аспекты образовательного процесса, определить эффективность реализации принятой модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников, направить организационно-педагогический вектор системы дополнительного профессионального образования на обеспечение соответствия деятельности всех ее субъектов предъявляемым требованиям.
Список литературы
1. Федоров В.А., Колегова Е.Д. Педагогические технологии управления качеством профессионального образования. М.: Академия, 2008. 208 с.
2. Бордовский Г.П., Нестеров А.А., Трапицин С.Ю. Управление каче-ством образовательного процесса. СПб.: Изд–во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. 359 с.
3. Сахарчук Е.И. Управление качеством подготовки специалистов сферы образования. Волгоград: Перемена, 2002. 136 с.
4. Селезнева Н.А. Инновационные работы в отечественной высшей шко-ле по проблемам качества высшего образования и Болонский процесс // Управ-ление качеством высшего образования: теория, методология, организация, практика. Т. 1. СПб.: Смольный институт РАО, 2005. С. 43–68.
5. Степанов С.А. Менеджмент качества в образовании // Качество. Инно-вации. Образование. 2002. № 1. С. 45–53.
6. Строкова Т.А. Качество образования: сущность и критерии монито-ринговой оценки // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 4. С. 36–47.
7. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М.: Скрипторий 2003, 2005. 568 с.
8. Ярыгин А.Н. Управление качеством подготовки будущих специали-стов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2011. № 4. С. 504–510.
9. РФ. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273–ФЗ от 29.12.2012 г.
10. Поляков Е.И. О системе и анализе урока // Советская педагогика. 1974. № 7. С. 38–46.
11. Абдрахманова Г.С. Качество образования // Управление качеством образования в условиях инновационного развития экономики. Набережные Челны, 2003. С. 253–254.
12. Богданова А.В., Ярыгин А.Н. Эффективность диагностики и системы управления качеством образования в вузе с использованием информационных технологий // Вестник Самарского государственного технического университе-та. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2. С. 24–31.
13. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. М.: Просвещение, 1997. 267 с.
14. Селезнева Н.А. Качество образования как объект системного исследо-вания. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специали-стов, 2002. 95 с.
15. Субетто А.И. Квалитология образования (основания и синтез). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 220 с.
16. Болотов В.А., Шмелев А.Г. Развитие инструментальных технологий контроля качества образования: стандарты профессионализма и парадоксы ро-ста // Высшее образование сегодня. 2005. № 4. С. 16–21.
17. Бодалев А.А., Деркач А.А., Лаптев Л.Г. Рабочая книга практического психолога. М.: Институт психотерапии, 2001. 640 с.
18. Рыблова А.Н. Система управления профессионально ориентированной самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Саратов: Сарат. гос. соц.-экон. ун-т, 2002. 200 с.
19. Изотова Н.В. Корректирующий контроль как фактор повышения каче-ства обучения (на материале предметов гуманитарного цикла) : дис. … канд. пед. наук. Брянск, 2004. 217 с.
20. Фролова С.В. Единство контроля и самоконтроля в педагогическом ме-неджменте (на материале работы ссузов) : дис. … канд. пед. наук. Саратов, 2000. 258 с.
Frontier Materials & Technologies. 2015; 2: 300-304
THEORETICAL ASPECTS OF MONITORING THE QUALITY OF EDUCATION IN THE SYSTEM OF TEACHER CONTINUING PROFESSIONAL DEVELOPMENT
Zhukovsky Vladimir Petrovich, Zhukovskaya Nina Alexandrovna
https://doi.org/10.18323/2073-5073-2015-3-300-304Abstract
The paper presents theoretical analysis of a problem of education quality in the system of teachers’ additional vocational education, and considers methodological approaches to research of the essence and contents of this phenomenon. The area of teachers’ additional vocational education (training and retraining), representing one of the most important levels of education, is the institutional tool that allows realizing the needs of the teaching staff individual in the formation of competence to perform their professional functions in modern society with a focus on the future development of education sector. The research related to evaluation of the quality of education, development and implementation of mechanisms to ensure comprehensive monitoring of the effectiveness and success of professional and pedagogical activities for prompt adjustment of the educational development in the system of additional vocational training in the conditions of modern socio-cultural realities is a priority, and is consistent with the leading trends of the social relationship. Analytical survey presented by definitional interpretations given by the researchers of the quality assessment in education allows speaking about its versatility and systematic nature, the necessity to take into account peculiarities of educational environment and activity of its subjects, influence of external factors as well as inner potential of an educational organization.
Emphasis on considering the concept of "quality education", taking into account procedural and productive characteristics of the educational activities and the need for the organization of the management quality of education in its structural elements represented by the terms of the organization of educational activities, the implementation of additional professional programs and the results of their development. The emphasis is placed on consideration of the concept "education quality" regarding procedural and productive characteristics of the educational activity and the necessity of the organization to work on quality management of education in its structural elements presented by the conditions of the educational activity organization, implementation of additional vocational training programs and their outcomes. Education quality control as a component of quality management provides an assessment of structural elements of quality of education and is carried out systemically at all hierarchical levels of management of the educational organization. In the functional aspect, quality control of additional vocational education allows to cover all aspects of educational process, to define efficiency of implementation of the accepted model of professional development and professional retraining of teachers, to direct the organizational and pedagogical vector of additional vocational training system to ensure the compliance of all its constituent subjects to qualifying standards.
References
1. Fedorov V.A., Kolegova E.D. Pedagogicheskie tekhnologii upravleniya kachestvom professional'nogo obrazovaniya. M.: Akademiya, 2008. 208 s.
2. Bordovskii G.P., Nesterov A.A., Trapitsin S.Yu. Upravlenie kache-stvom obrazovatel'nogo protsessa. SPb.: Izd–vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2001. 359 s.
3. Sakharchuk E.I. Upravlenie kachestvom podgotovki spetsialistov sfery obrazovaniya. Volgograd: Peremena, 2002. 136 s.
4. Selezneva N.A. Innovatsionnye raboty v otechestvennoi vysshei shko-le po problemam kachestva vysshego obrazovaniya i Bolonskii protsess // Uprav-lenie kachestvom vysshego obrazovaniya: teoriya, metodologiya, organizatsiya, praktika. T. 1. SPb.: Smol'nyi institut RAO, 2005. S. 43–68.
5. Stepanov S.A. Menedzhment kachestva v obrazovanii // Kachestvo. Inno-vatsii. Obrazovanie. 2002. № 1. S. 45–53.
6. Strokova T.A. Kachestvo obrazovaniya: sushchnost' i kriterii monito-ringovoi otsenki // Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. 2009. № 4. S. 36–47.
7. Tret'yakov P.I. Operativnoe upravlenie kachestvom obrazovaniya v shkole. Teoriya i praktika. Novye tekhnologii. M.: Skriptorii 2003, 2005. 568 s.
8. Yarygin A.N. Upravlenie kachestvom podgotovki budushchikh spetsiali-stov // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 4. S. 504–510.
9. RF. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: federal'nyi zakon № 273–FZ ot 29.12.2012 g.
10. Polyakov E.I. O sisteme i analize uroka // Sovetskaya pedagogika. 1974. № 7. S. 38–46.
11. Abdrakhmanova G.S. Kachestvo obrazovaniya // Upravlenie kachestvom obrazovaniya v usloviyakh innovatsionnogo razvitiya ekonomiki. Naberezhnye Chelny, 2003. S. 253–254.
12. Bogdanova A.V., Yarygin A.N. Effektivnost' diagnostiki i sistemy upravleniya kachestvom obrazovaniya v vuze s ispol'zovaniem informatsionnykh tekhnologii // Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universite-ta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskie nauki. 2012. № 2. S. 24–31.
13. Tret'yakov P.I. Upravlenie shkoloi po rezul'tatam. M.: Prosveshchenie, 1997. 267 s.
14. Selezneva N.A. Kachestvo obrazovaniya kak ob\"ekt sistemnogo issledo-vaniya. M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsiali-stov, 2002. 95 s.
15. Subetto A.I. Kvalitologiya obrazovaniya (osnovaniya i sintez). M.: Issledovatel'skii tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2000. 220 s.
16. Bolotov V.A., Shmelev A.G. Razvitie instrumental'nykh tekhnologii kontrolya kachestva obrazovaniya: standarty professionalizma i paradoksy ro-sta // Vysshee obrazovanie segodnya. 2005. № 4. S. 16–21.
17. Bodalev A.A., Derkach A.A., Laptev L.G. Rabochaya kniga prakticheskogo psikhologa. M.: Institut psikhoterapii, 2001. 640 s.
18. Ryblova A.N. Sistema upravleniya professional'no orientirovannoi samostoyatel'noi poznavatel'noi deyatel'nost'yu studentov. Saratov: Sarat. gos. sots.-ekon. un-t, 2002. 200 s.
19. Izotova N.V. Korrektiruyushchii kontrol' kak faktor povysheniya kache-stva obucheniya (na materiale predmetov gumanitarnogo tsikla) : dis. … kand. ped. nauk. Bryansk, 2004. 217 s.
20. Frolova S.V. Edinstvo kontrolya i samokontrolya v pedagogicheskom me-nedzhmente (na materiale raboty ssuzov) : dis. … kand. ped. nauk. Saratov, 2000. 258 s.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32