Frontier Materials & Technologies. 2016; : 132-135
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ УЧАСТВУЮЩЕГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СОЦИОЛОГИИ ДЕТСТВА
https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-2-132-135Аннотация
В статье рассматриваются основные принципы реализации участвующего подхода в современной социологии детства на основе работ зарубежных и отечественных социологов детства. Утверждается важность, во-первых, понимания современного детства как социального конструкта, структурного и культурного компонента различных обществ, во-вторых, рассмотрения детей как активных социальных агентов в обществах, в которых они живут, и, в-третьих, изучения детских социальных отношений и культуры через самих детей и для детей. Отмечается, что принципы участвующего подхода, актуализирующие компетентность детства, лучше всего соответствуют этим положениям. Указаны методики, находящиеся в арсенале социологов, работающих в русле участвующей социологии детства. Утверждается, что понимание детей как «экспертов» своей жизни ведет к признанию необходимости исследования их мнения по поводу выбора методов их исследования. В статье представлена точка зрения, согласно которой дети могут выступать не просто в качестве участников социологического исследования, но и быть его соавторами, соисследователями «взрослых» социологов.
В работе делается вывод о том, что участвующие методы не лучше и не хуже, чем любые другие методы и техники. Их выбор определяется скорее конкретными целями и задачами исследования. Приведены примеры отечественных социологических исследований детства, показывающие вариативность как «традиционных», так и «современных» методик, используемых в них. В заключении отмечается, что зарубежные и отечественные ученые движутся в одном направлении – направлении поиска оптимальных способов реализации интересов детей в социологической практике исследования детства.
Список литературы
1. Зюнкер Х., Бюлер-Нидербергер Д. От исследований социализации к социологии детства (Перевод с английского И. Шолохова и В. Безрогова) // Развитие личности. 2003. № 4. С. 69–94.
2. Cojocaru D. Challenges of childhood social research // Revista de cercetare si intervenstie sociala. 2009. Vol. 26. № 1. P. 87–98.
3. Corsaro W.A. Interpretive reproduction in chidren’s role play // Childhood. 1993. № 1. P. 64–74.
4. Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of childhood? Provenance, promise and problems // Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood. London: Falmer Press, 1997. P. 7–33.
5. James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children's experiences of family life // Children in families: research and policy. London: Falmer Press, 1996. P. 41–52.
6. Щеглова С.Н. Детство как социальный феномен: Концепция социального конструирования детства : дис. ... д-ра социол. наук. М., 1999. 326 c.
7. Щеглова С.Н. Социология детства. М.: Институт Молодежи, 1996. 127 с.
8. Майорова-Щеглова С.Н. Трансформация детства в начале XXI в.: к уточнению концепции социального конструирования детства // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4. С. 173–183.
9. Gallacher L.-A., Gallagher M. Methodological Immaturity in Childhood Research?: Thinking through’ participatory methods’ // Childhood. 2008. Vol. 15. № 4. Р. 499–516.
10. Punch S. Multiple Methods and Research Relations with Children in Rural Bolivia // Qualitative Methodologies for Geographers. London: Arnold Publishers, 2001. P. 165–180.
11. Punch S. Research with children: The same or different from research with adults? // Childhood. 2002. Vol. 9. № 3. P. 321–341.
12. Hill M. Children’s voices on ways of having a voice: children’s and young people’s perspectives on methods used in research and consultation // Childhood. 2006. Vol. 13. № 1. P. 69–89.
13. Kellett M., Forrest R., Dent N., Ward S. ‘Just teach us the skills Please, we’ll do the rest’: Empowering ten-year-olds as researchers // Children and Society. 2004. Vol. 18. № 5. P. 329–343.
14. Цымбаленко С., Щеглова С. Какие они, подростки девяностых? // Воспитание школьников. 1996. № 1. С. 2–4.
15. Колосова Е.А. Чтение детей и подростков в России: сравнительное социологическое исследование // Мир психологии. 2015. № 1. С. 163–170.
16. Колосова Е.А. Чтение российских детей и подростков в трансформирующемся обществе // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2015. № 7. С. 123–130.
17. Cаралиева З.Х., Балабанов С.С. Насилие в подростковой среде // Социокультурные корни насилия в современном обществе. Н. Новгород: НИСОЦ, 2013. С. 40–45.
18. Губанова А.Ю. Критерии отбора сайтов для детей: социологический анализ // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2014. № 4. С. 199–203.
19. Сибирева М.Ю. Категория «детство» в истории социологии // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. Т. 13. № 1. С. 167–177.
20. Поливанова К.Н. Социальное картирование как инструмент анализа повседневности современного детства // Дети и общество: социальная реальность и новации: сб. докладов Всерос. конференции. М.: РОС, 2014. С. 177–183.
21. Орех Е.А. Детская телесность как предмет визуального анализа: кейс-стади фотографии // Дети и общество: социальная реальность и новации: сб. докладов Всерос. конференции. М.: РОС, 2014. С. 1206–1214.
22. Митрофанова С.Ю., Штифанова Е.А. Роль информационных технологий и гаджетов в социализации детей // Экономика и социология. 2015. № 1. С. 18–24.
Frontier Materials & Technologies. 2016; : 132-135
IMPLEMENTATION OF THE PRINCIPLES OF PARTICIPATORY APPROACH IN MODERN SOCIOLOGY OF CHILDHOOD
https://doi.org/10.18323/2073-5073-2016-2-132-135Abstract
The paper studies the main principles of implementation of the participatory approach in the modern sociology of childhood based on the works of foreign and Russian sociologists of childhood. The author proves the importance of the modern understanding of childhood as a social construct, structural and cultural component of various societies; secondly, consideration of children as active social agents of the societies in which they live; thirdly, studying of children's social relationships and culture through children themselves and for them. It is noted that the principles of the participatory approach best fit for these provisions and make the competency of childhood important. The paper introduces methods of the participatory sociology of childhood. It states that accepting children as the “experts” of their lives leads to the understanding of the necessity to study their opinion on the choice of methods of their research. The author presents the point of view according to which children can act not just as participants of sociological research, but also as co-authors, co-researchers.
The work leads to the conclusion that the participatory methods are neither better nor worse than any other method or technique. Their choice is determined by specific aims and objectives of the research. The examples of the Russian sociological studies of childhood, which use the diversity of “traditional” and “modern” methods, are presented. In conclusion, it is noted that foreign and Russian scientists are moving in the same direction – towards finding the best ways to implement the interests of children in the practice of sociological studying of childhood.
References
1. Zyunker Kh., Byuler-Niderberger D. Ot issledovanii sotsializatsii k sotsiologii detstva (Perevod s angliiskogo I. Sholokhova i V. Bezrogova) // Razvitie lichnosti. 2003. № 4. S. 69–94.
2. Cojocaru D. Challenges of childhood social research // Revista de cercetare si intervenstie sociala. 2009. Vol. 26. № 1. P. 87–98.
3. Corsaro W.A. Interpretive reproduction in chidren’s role play // Childhood. 1993. № 1. P. 64–74.
4. Prout A., James A. A new paradigm for the sociology of childhood? Provenance, promise and problems // Constructing and Reconstructing Childhood. Contemporary Issues in the Sociological Study of Childhood. London: Falmer Press, 1997. P. 7–33.
5. James A., Prout A. Strategies and structures: towards a new perspective on children's experiences of family life // Children in families: research and policy. London: Falmer Press, 1996. P. 41–52.
6. Shcheglova S.N. Detstvo kak sotsial'nyi fenomen: Kontseptsiya sotsial'nogo konstruirovaniya detstva : dis. ... d-ra sotsiol. nauk. M., 1999. 326 c.
7. Shcheglova S.N. Sotsiologiya detstva. M.: Institut Molodezhi, 1996. 127 s.
8. Maiorova-Shcheglova S.N. Transformatsiya detstva v nachale XXI v.: k utochneniyu kontseptsii sotsial'nogo konstruirovaniya detstva // Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2014. № 4. S. 173–183.
9. Gallacher L.-A., Gallagher M. Methodological Immaturity in Childhood Research?: Thinking through’ participatory methods’ // Childhood. 2008. Vol. 15. № 4. R. 499–516.
10. Punch S. Multiple Methods and Research Relations with Children in Rural Bolivia // Qualitative Methodologies for Geographers. London: Arnold Publishers, 2001. P. 165–180.
11. Punch S. Research with children: The same or different from research with adults? // Childhood. 2002. Vol. 9. № 3. P. 321–341.
12. Hill M. Children’s voices on ways of having a voice: children’s and young people’s perspectives on methods used in research and consultation // Childhood. 2006. Vol. 13. № 1. P. 69–89.
13. Kellett M., Forrest R., Dent N., Ward S. ‘Just teach us the skills Please, we’ll do the rest’: Empowering ten-year-olds as researchers // Children and Society. 2004. Vol. 18. № 5. P. 329–343.
14. Tsymbalenko S., Shcheglova S. Kakie oni, podrostki devyanostykh? // Vospitanie shkol'nikov. 1996. № 1. S. 2–4.
15. Kolosova E.A. Chtenie detei i podrostkov v Rossii: sravnitel'noe sotsiologicheskoe issledovanie // Mir psikhologii. 2015. № 1. S. 163–170.
16. Kolosova E.A. Chtenie rossiiskikh detei i podrostkov v transformiruyushchemsya obshchestve // Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2015. № 7. S. 123–130.
17. Caralieva Z.Kh., Balabanov S.S. Nasilie v podrostkovoi srede // Sotsiokul'turnye korni nasiliya v sovremennom obshchestve. N. Novgorod: NISOTs, 2013. S. 40–45.
18. Gubanova A.Yu. Kriterii otbora saitov dlya detei: sotsiologicheskii analiz // Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. 2014. № 4. S. 199–203.
19. Sibireva M.Yu. Kategoriya «detstvo» v istorii sotsiologii // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noi antropologii. 2010. T. 13. № 1. S. 167–177.
20. Polivanova K.N. Sotsial'noe kartirovanie kak instrument analiza povsednevnosti sovremennogo detstva // Deti i obshchestvo: sotsial'naya real'nost' i novatsii: sb. dokladov Vseros. konferentsii. M.: ROS, 2014. S. 177–183.
21. Orekh E.A. Detskaya telesnost' kak predmet vizual'nogo analiza: keis-stadi fotografii // Deti i obshchestvo: sotsial'naya real'nost' i novatsii: sb. dokladov Vseros. konferentsii. M.: ROS, 2014. S. 1206–1214.
22. Mitrofanova S.Yu., Shtifanova E.A. Rol' informatsionnykh tekhnologii i gadzhetov v sotsializatsii detei // Ekonomika i sotsiologiya. 2015. № 1. S. 18–24.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «Научный журнал «Экономические системы» >>>
10 дек 2025 | 11:58 -
Журнал «Известия высших учебных заведений: Нефть и газ» принят в DOAJ >>>
9 дек 2025 | 11:58 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Амурский медицинский журнал» >>>
26 ноя 2025 | 13:19 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Актуальные вопросы лесного хозяйства» >>>
20 ноя 2025 | 13:18 -
Журнал «Вестник Самарского государственного экономического университета» теперь на Elpub >>>
11 ноя 2025 | 14:28
