Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021; : 25-35

НЕОБХОДИМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ И ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ДЛЯ УСПЕШНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА

Камарова Т. А.

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-4-25-35

Аннотация

Начиная с 2000 года при подборе персонала в компанию фокус внимания работодателей постепенно смещается с профессиональных (Hard Skills) навыков в сторону надпрофессиональных (Soft Skills). Так, результаты исследования Гарвардского университета и Стенфордского исследовательского института показали, что вклад Hard Skills в профессиональную успешность сотрудника составляет всего лишь 15 %, в то время как Soft Skills определяют оставшиеся 85 %. Современным выпускникам в новой экономике недостаточно иметь только знания профессиональных предметов - от них требуется наличие надпрофессиональных навыков и компетенций для успешного трудоустройства на рынке труда. В статье рассмотрен вопрос трансформации требований к необходимым компетенциям молодых специалистов, предъявляемых современными работодателями при приеме на работу в компанию. Цель работы - определение структуры ключевых навыков и компетенций молодых специалистов из числа студентов и выпускников вуза для их успешного трудоустройства. Проведен анализ данных о требованиях работодателей к выпускникам одного из вузов страны в 2017-2021 годах. Эмпирической базой послужил контент-анализ вакансий руководителей компаний по вопросам востребованных надпрофессиональных компетенций, а также навыков молодого специалиста. Итоги анализа данных позволяют сделать вывод о том, что быстро меняющиеся экономические условия влияют на пул значимых на рынке труда надпрофессиональных компетенций. Представлена структура надпрофессиональных компетенций, сформирован пул востребованных навыков и компетенций молодого специалиста, при наличии которых работодатели готовы брать на работу без наличия опыта работы. Результаты исследования подтверждают важность развития надпрофессиональных компетенций студентов и выпускников вузов.
Список литературы

1. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Николаева М.А., Шрамко Н.В., Камарова Т.А., Панченко А.Ю. Развитие и оценка надпрофессиональных компетенций студентов университетов: теоретико-методологические основы. Казань: Бук, 2020. 248 с.

2. Smidt W. Big Five personality traits as predictors of the academic success of university and college students in early childhood education // Journal of Education for Teaching. 2015. Vol. 41. № 4. P. 385-403. DOI: 10.1080/02607476.2015.1080419.

3. Назарова Л.Р. Формирование конкурентоспособного студента-дизайнера: аспекты креативности профессии с точки зрения работодателя и работника // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 2. С. 48-55. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-48-55.

4. Мухортова Е.А. Управленческие компетенции специалистов финансово-экономической сферы: от прошлого к будущему // Самоуправление. 2020. Т. 2. № 1. С. 296-299.

5. Ивашкова А.А. К вопросу об изучении формирования soft skills в зарубежных исследованиях // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2021. № 1. С. 13-17. DOI: 10.36906/2311-4444/21-1/02.

6. Нечаева Н.В., Каирова Э.М. Формирование умения самопрезентации у студентов переводческих специальностей // Вопросы методики преподавания в вузе. 2020. Т. 9. № 33. С. 80-94.

7. Михайлова С.В. О проблеме развития надпрофессиональных компетенций у обучающихся технических направлений // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. С. 42-50. DOI: 10.17513/spno.30308.

8. Мунгиева Н.З., Магомедова Р.М., Шихамирова Б.А. Креативная компетентность преподавателя высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 71-3. С. 353-356.

9. Погребная И.А., Михайлова С.В., Колосов Е.А. Научно-исследовательская работа студентов как формирование модели специалиста для современного рынка труда в техническом вузе в виде надпрофессиональных компетенций // Современный ученый. 2020. № 2. С. 143-148.

10. Пеша А.В., Шрамко Н.В., Николаева М.А. Образовательная среда вуза как фактор развития надпрофессиональных компетенций будущих педагогов // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2021. Т. 13. № 2. С. 74-84. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-74-84.

11. Аласания Е.П., Благонравова М.А. Презентации как средство формирования надпрофессиональных компетенций студентов неязыкового вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66-2. С. 4-7.

12. Ткаченко И.В., Крапивина И.В. Формирование надпрофессиональных компетенций студентов медицинского вуза через волонтерское движение // Вестник общественного здоровья и здравоохранения Дальнего Востока России. 2020. № 4. С. 51-58. DOI: 10.35177/2226-2342-2020-4-3.

13. Васильева Е.Н., Хан И.А. Внеучебная деятельность как фактор формирования надпрофессиональных компетенций студентов вуза культуры // Вестник Тюменского государственного института культуры. 2020. № 1. С. 21-27.

14. Иванова М.А., Гриценко В.Ш. Опыт практического применения конвергентного подхода как основы формирования надпрофессиональных компетенций студентов колледжа (на примере специальности 43.02.10 туризм) // Педагогическая информатика. 2020. № 1. С. 51-56.

15. Кузнецова Н.А. Опыт формирования надпрофессиональных навыков у студентов педвуза в рамках дисциплины «физическая культура и спорт» в условиях дистанционного обучения // Современные наукоемкие технологии. 2021. № 6-1. С. 165-169. DOI: 10.17513/snt.38716.

16. Исаева О.М., Савинова С.Ю. Оценка надпрофессиональных компетенций будущих менеджеров методами психодиагностики и графологии // Организационная психология. 2020. Т. 10. № 3. С. 69-84.

17. Тюриков А.Г., Разов П.В., Амерсланова А.Н. Участие потребителей в оценке качества и востребованности образовательных услуг вуза // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. Т. 8. № 6. С. 68-75.

18. Пеша А.В., Шавровская М.Н., Николаева М.А. Ассессмент-центр компетенций онлайн: возможности и методология // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2021. Т. 19. № 2. С. 56-68. DOI: 10.24147/1812-3988.2021.19(2).56-68.

19. Шавровская М.Н., Пеша А.В. Онлайн-марафон развития эмоционального интеллекта: ключевые элементы применения // Управление развитием персонала. 2021. № 2. С. 150-155.

20. Мхеидзе Л.Р. Развитие надпрофессиональных компетенций как условие реализации карьерного потенциала молодых специалистов // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 3. С. 185-192.

21. Михайлова С.В. Роль надпрофессиональных компетенций в период дистанционного обучения // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 9. С. 178-182. DOI: 10.17513/snt.38237.

22. Кольга В.В., Полежаева Г.Т. Повышение уровня профессиональной подготовки бакалавров-менеджеров посредством сочетания интерактивных учебных и внеучебных форм работы // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2018. № 1. С. 68-81.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management. 2021; : 25-35

NECESSARY COMPETENCES OF STUDENTS AND UNIVERSITY GRADUATES FOR SUCCESSFUL EMPLOYMENT

Kamarova T. A.

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-4-25-35

Abstract

Since 2000, the focus of employers’ attention in recruiting personnel for a company has been gradually shifting from hard skills towards soft skills. The results of a study carried out by Harvard University and Stanford Research Institute show that the contribution of hard skills to the professional success of an employee accounts for only 15 %, while soft skills add up to the remaining 85 %. Today, it is not enough for a graduate to acquire special knowledge and expertise - they are required to have soft skills to succeed in a job search. The paper discusses the issue of transformation of the qualifying requirements to the job seekers claimed by employers when hiring personnel. The objective of the work is to identify the structure of the key skills and competencies of university students and graduates essential for their successful employment. The analysis of the requirements of employers to graduates of one of the universities was carried out in 2017-2021. The empirical base was a sociological survey of the heads of Russian companies on the issues of the important soft and hard skills of young specialists. The results of the analysis prove that the rapidly changing economic conditions affect the pool of soft skills that are significant in the labor market. The paper presents the structure of soft skills, describes the pool of important skills and competencies that encourage an employer’s decision to hire an inexperienced university graduate. Thus, the results of the study confirm the importance of the development of soft and hard skills of university students and graduates.
References

1. Pesha A.V., Shavrovskaya M.N., Nikolaeva M.A., Shramko N.V., Kamarova T.A., Panchenko A.Yu. Razvitie i otsenka nadprofessional'nykh kompetentsii studentov universitetov: teoretiko-metodologicheskie osnovy. Kazan': Buk, 2020. 248 s.

2. Smidt W. Big Five personality traits as predictors of the academic success of university and college students in early childhood education // Journal of Education for Teaching. 2015. Vol. 41. № 4. P. 385-403. DOI: 10.1080/02607476.2015.1080419.

3. Nazarova L.R. Formirovanie konkurentosposobnogo studenta-dizainera: aspekty kreativnosti professii s tochki zreniya rabotodatelya i rabotnika // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie. 2019. № 2. S. 48-55. DOI: 10.23951/2307-6127-2019-2-48-55.

4. Mukhortova E.A. Upravlencheskie kompetentsii spetsialistov finansovo-ekonomicheskoi sfery: ot proshlogo k budushchemu // Samoupravlenie. 2020. T. 2. № 1. S. 296-299.

5. Ivashkova A.A. K voprosu ob izuchenii formirovaniya soft skills v zarubezhnykh issledovaniyakh // Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2021. № 1. S. 13-17. DOI: 10.36906/2311-4444/21-1/02.

6. Nechaeva N.V., Kairova E.M. Formirovanie umeniya samoprezentatsii u studentov perevodcheskikh spetsial'nostei // Voprosy metodiki prepodavaniya v vuze. 2020. T. 9. № 33. S. 80-94.

7. Mikhailova S.V. O probleme razvitiya nadprofessional'nykh kompetentsii u obuchayushchikhsya tekhnicheskikh napravlenii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. № 6. S. 42-50. DOI: 10.17513/spno.30308.

8. Mungieva N.Z., Magomedova R.M., Shikhamirova B.A. Kreativnaya kompetentnost' prepodavatelya vysshei shkoly // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2021. № 71-3. S. 353-356.

9. Pogrebnaya I.A., Mikhailova S.V., Kolosov E.A. Nauchno-issledovatel'skaya rabota studentov kak formirovanie modeli spetsialista dlya sovremennogo rynka truda v tekhnicheskom vuze v vide nadprofessional'nykh kompetentsii // Sovremennyi uchenyi. 2020. № 2. S. 143-148.

10. Pesha A.V., Shramko N.V., Nikolaeva M.A. Obrazovatel'naya sreda vuza kak faktor razvitiya nadprofessional'nykh kompetentsii budushchikh pedagogov // Sovremennaya vysshaya shkola: innovatsionnyi aspekt. 2021. T. 13. № 2. S. 74-84. DOI: 10.7442/2071-9620-2021-13-2-74-84.

11. Alasaniya E.P., Blagonravova M.A. Prezentatsii kak sredstvo formirovaniya nadprofessional'nykh kompetentsii studentov neyazykovogo vuza // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020. № 66-2. S. 4-7.

12. Tkachenko I.V., Krapivina I.V. Formirovanie nadprofessional'nykh kompetentsii studentov meditsinskogo vuza cherez volonterskoe dvizhenie // Vestnik obshchestvennogo zdorov'ya i zdravookhraneniya Dal'nego Vostoka Rossii. 2020. № 4. S. 51-58. DOI: 10.35177/2226-2342-2020-4-3.

13. Vasil'eva E.N., Khan I.A. Vneuchebnaya deyatel'nost' kak faktor formirovaniya nadprofessional'nykh kompetentsii studentov vuza kul'tury // Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury. 2020. № 1. S. 21-27.

14. Ivanova M.A., Gritsenko V.Sh. Opyt prakticheskogo primeneniya konvergentnogo podkhoda kak osnovy formirovaniya nadprofessional'nykh kompetentsii studentov kolledzha (na primere spetsial'nosti 43.02.10 turizm) // Pedagogicheskaya informatika. 2020. № 1. S. 51-56.

15. Kuznetsova N.A. Opyt formirovaniya nadprofessional'nykh navykov u studentov pedvuza v ramkakh distsipliny «fizicheskaya kul'tura i sport» v usloviyakh distantsionnogo obucheniya // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2021. № 6-1. S. 165-169. DOI: 10.17513/snt.38716.

16. Isaeva O.M., Savinova S.Yu. Otsenka nadprofessional'nykh kompetentsii budushchikh menedzherov metodami psikhodiagnostiki i grafologii // Organizatsionnaya psikhologiya. 2020. T. 10. № 3. S. 69-84.

17. Tyurikov A.G., Razov P.V., Amerslanova A.N. Uchastie potrebitelei v otsenke kachestva i vostrebovannosti obrazovatel'nykh uslug vuza // Gumanitarnye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta. 2018. T. 8. № 6. S. 68-75.

18. Pesha A.V., Shavrovskaya M.N., Nikolaeva M.A. Assessment-tsentr kompetentsii onlain: vozmozhnosti i metodologiya // Vestnik Omskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2021. T. 19. № 2. S. 56-68. DOI: 10.24147/1812-3988.2021.19(2).56-68.

19. Shavrovskaya M.N., Pesha A.V. Onlain-marafon razvitiya emotsional'nogo intellekta: klyuchevye elementy primeneniya // Upravlenie razvitiem personala. 2021. № 2. S. 150-155.

20. Mkheidze L.R. Razvitie nadprofessional'nykh kompetentsii kak uslovie realizatsii kar'ernogo potentsiala molodykh spetsialistov // Vlast' i upravlenie na Vostoke Rossii. 2020. № 3. S. 185-192.

21. Mikhailova S.V. Rol' nadprofessional'nykh kompetentsii v period distantsionnogo obucheniya // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2020. № 9. S. 178-182. DOI: 10.17513/snt.38237.

22. Kol'ga V.V., Polezhaeva G.T. Povyshenie urovnya professional'noi podgotovki bakalavrov-menedzherov posredstvom sochetaniya interaktivnykh uchebnykh i vneuchebnykh form raboty // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astaf'eva. 2018. № 1. S. 68-81.