Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021; : 15-24

УПРАВЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПАРТНЕРСТВОМ В РЕГИОНАЛЬНОМ БИЗНЕС-ПРОСТРАНСТВЕ

Донец Л. И., Сергеева А. В.

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-4-15-24

Аннотация

Среди многообразия форм взаимодействия участников хозяйственного процесса, обусловливающего необходимость постоянно совершенствовать процесс управления, особое место занимают партнерские отношения, охватывающие широкий круг вопросов: от формирования мотивов, целей и механизма сотрудничества до определения его результатов и последствий. Приоритетное значение данная проблематика приобретает в региональном бизнес-пространстве, поскольку стратегическое партнерство на уровне региона позволяет существенно расширять пространственные границы для синхронизации интересов предприятий и предпринимательских структур, функционирующих в разных сферах и отраслях, а также использовать регуляторные механизмы их экономического поведения и способы взаимодействия государства, бизнеса и общества. В статье рассмотрены различные подходы к управлению стратегическим партнерством. Доказано, что дуализм понятия «управление стратегическим партнерством в региональном бизнес-пространстве» представляет собой комплементарность концептуальных подходов к управлению стратегическим партнерством, предполагающую их комбинирование и взаимодополнение. Составлена схема комплементарности концептуальных подходов к управлению стратегическим партнерством в региональном бизнес-пространстве. Определены главная цель и основные задачи управления стратегическим партнерством субъектов, функционирующих в региональном бизнес-пространстве. Установлено, что использование стратегического подхода к управлению стратегическим партнерством определяется архитектоникой данного понятия и необходимостью эффективной адаптации партнерского взаимодействия к изменениям внешней среды. Это, в свою очередь, обеспечивает достижение стратегических целей и создание устойчивых конкурентных преимуществ партнеров в долгосрочной перспективе. Предложен научно-методологический подход к формированию компетентностно-конститутивного базиса управления стратегическим партнерством в региональном бизнес-пространстве, который представляет собой триаду логически упорядоченных понятий: «двухуровневая пирамида существующих компетенций потенциальных партнеров», «партнер-инициатор», «мотивы, цели, интересы потенциальных партнеров».
Список литературы

1. Гycькoвa Н.Д., Краковская И.Н. Методы управления стратегическим партнерством исследовательского университета // Университетское управление: практика и анализ. 2014. № 1. С. 63-70.

2. Агафонов В.А. Стратегический менеджмент. Модели и процедуры. М.: ИНФРА-М, 2018. 276 с.

3. Мызникова М.А. Трансформация стратегического управления отечественных социально-экономических систем через призму смены парадигм стратегического управления // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. 2021. № 1. С. 150-159.

4. Иванов А.Е. Комплементарный и ресурсный подходы к обоснованию синергетического эффекта слияний и поглощений // Экономический анализ: теория и практика. 2017. Т. 16. № 9. С. 1678-1695.

5. Левенцов В.А. Концептуальные основы реляционных взаимодействий современных промышленных предприятий // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2019. № 1. С. 25-34.

6. Туменова С.А. Конкурентоспособность в экономике знаний: развитие ключевых компетенций и динамических способностей // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2019. № 1. С. 46-52.

7. Никифорова Л.Е., Хорошун Е.А. К вопросу о взаимосвязи ресурсов, организационных способностей и ключевых компетенций для достижения устойчивых конкурентных преимуществ // Сибирская финансовая школа. 2016. № 6. С. 33-39.

8. Клейнер Г.Б. Трансакционный принцип Коуза в свете системной экономической теории // Журнал институциональных исследований. 2021. Т. 13. № 3. С. 6-19.

9. Тарануха Ю.В. Теория отраслевых рынков: проблема определения предметной области // Вестник Пермского университета. Серия: Экономика. 2021. Т. 16. № 1. С. 5-18.

10. Курганов М.А., Третьякова Е.А. Оценка устойчивого регионального развития с позиции реализации ценностей ключевых стейкхолдеров // Journal of New Economy. 2020. Т. 21. № 4. С. 104-130.

11. Калганов И.А. К вопросу о маркетинг-менеджменте отношений // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. № 7. С. 61-71.

12. Овчинникова А.В., Тополева Т.Н. Кластеризация экономического пространства как фактор роста конкурентоспособности национальной экономики // Управленческие науки. 2020. Т. 10. № 2. С. 41-52.

13. Мак Н.И. Классические теории регионального развития и современные методы управления социально-экономическим развитием // Экономика и управление. 2021. № 4. С. 113-118.

14. Шахов О.Ф., Рисин И.Е. Особенности и содержание региональной программы развития стратегического партнерства государства и бизнеса // Регион: системы, экономика, управление. 2018. № 3. С. 59-62.

15. Костенко О.В. Стратегии участия предприятий в кластере: поиск направлений кооперации и сотрудничества // Фундаментальные исследования. 2016. № 9. С. 601-606.

16. Старков И.А. Становление неоклассической школы менеджмента // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2019. № 11. С. 13-19.

17. Добросоцкий В.И., Занковский А.Н. Психологические аспекты управления эффективным стратегическим партнерством // Управление. 2020. Т. 8. № 1. С. 114-123.

18. Андросова И.В., Согачева О.В. Стратегические партнерства как современная форма интеграции бизнеса в промышленности // Вестник университета. 2020. № 10. С. 10-14.

19. Мошкова Л.Е. Развитие партнерских отношений бизнеса и власти на территории присутствия: теория и практика. Тверь: Тверской государственный университет, 2014. 236 с.

20. Екимов А.В., Горбунова Н.В., Новокрещенова О.А. Стратегическое партнерство как фактор повышения конкурентоспособности субъектов финансового рынка // Финансы и кредит. 2016. № 35. С. 15-26.

21. Шахов О.Ф. Эффекты стратегического партнерства государства и бизнеса // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и Управление. 2017. № 4. С. 78-82.

22. Селезньова Г.О. Особливості стратегічних партнерств // Економіка і суспільство. 2019. № 20. С. 372-376.

23. Тихонова А.Д. Оценка межфирменных взаимодействий в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. 2020. Т. 10. № 4. С. 2283-2298.

24. Voskoboіeva O., Romashchenko O. Strategic partnership as the basis of modern business // Економіка та суспільство. 2021. № 29. С. 1-7.

25. Долженкова Е.В., Казакова М.А. Комплементарный и синергетический подходы к инновационному развитию социально-экономических систем // Экономика и предпринимательство. 2015. № 10-2. С. 559-563.

26. Тебекин А.В., Денисова И.В., Тебекин П.А. Роль школы поведенческих наук в развитии современного менеджмента // Журнал исторических исследований. 2018. Т. 3. № 2. С. 20-34.

27. Николаев Д.В., Стецюк В.В., Сазонов В.В., Иванюк Р.В. Теоретические аспекты конкурентной активности организаций // Экономические науки. 2015. № 131. С. 91-96.

28. Сергеева А.В., Кожухова А.В. Обоснование организационно-экономических направлений развития предприятий в контексте синергетического подхода // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. 2018. № 7. С. 188-192.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management. 2021; : 15-24

STRATEGIC PARTNERSHIP MANAGEMENT IN THE REGIONAL BUSINESS SPACE

Donets L. I., Sergeeva A. V.

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-4-15-24

Abstract

Among the many forms of interaction between the economic process participants, which cause the necessity to improve constantly management process, the partnership relations covering a wide range of issues take a specific place: from the formation of motives, goals, and cooperation mechanism to determining its results and consequences. This issue has particular importance in the regional business environment since the strategic partnership at the regional level allows significantly expanding the spatial boundaries to synchronize the interests of enterprises and entrepreneurial structures functioning in different spheres and industries, and using regulatory mechanisms of their economic behavior and the ways of interaction of the state, business, and society. The paper considers different approaches to strategic partnership management. The study proves that the dualism of the concept of strategic partnership management in the regional business environment is a complementarity of conceptual approaches to strategic partnership management, which implies their combination and mutual complement. The authors built the complementarity scheme of conceptual approaches to the strategic partnership management in the regional business space; determined the main goal and key tasks of the strategic partnership management of entities operating in the regional business environment. The study identified that the use of a strategic approach to strategic partnership management is determined by the architectonics of this concept and the necessity of effective adaptation of the partnership interaction to the changes in the external environment. It, in turn, ensures the achievement of strategic goals and the creation of sustainable competitive advantages of partners in the long-term outlook. The authors propose a scientific and methodological approach to the formation of the competence-constitutive basis for the strategic partnership management in the regional business environment, which is a triad of the logically ordered definitions of a two-level pyramid of the existing competencies of potential partners, a partner-initiator, and the motives, goals, and interests of potential partners.
References

1. Gyc'kova N.D., Krakovskaya I.N. Metody upravleniya strategicheskim partnerstvom issledovatel'skogo universiteta // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. 2014. № 1. S. 63-70.

2. Agafonov V.A. Strategicheskii menedzhment. Modeli i protsedury. M.: INFRA-M, 2018. 276 s.

3. Myznikova M.A. Transformatsiya strategicheskogo upravleniya otechestvennykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem cherez prizmu smeny paradigm strategicheskogo upravleniya // Vestnik Donetskogo natsional'nogo universiteta. Seriya V. Ekonomika i pravo. 2021. № 1. S. 150-159.

4. Ivanov A.E. Komplementarnyi i resursnyi podkhody k obosnovaniyu sinergeticheskogo effekta sliyanii i pogloshchenii // Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2017. T. 16. № 9. S. 1678-1695.

5. Leventsov V.A. Kontseptual'nye osnovy relyatsionnykh vzaimodeistvii sovremennykh promyshlennykh predpriyatii // Intellekt. Innovatsii. Investitsii. 2019. № 1. S. 25-34.

6. Tumenova S.A. Konkurentosposobnost' v ekonomike znanii: razvitie klyuchevykh kompetentsii i dinamicheskikh sposobnostei // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo nauchnogo tsentra RAN. 2019. № 1. S. 46-52.

7. Nikiforova L.E., Khoroshun E.A. K voprosu o vzaimosvyazi resursov, organizatsionnykh sposobnostei i klyuchevykh kompetentsii dlya dostizheniya ustoichivykh konkurentnykh preimushchestv // Sibirskaya finansovaya shkola. 2016. № 6. S. 33-39.

8. Kleiner G.B. Transaktsionnyi printsip Kouza v svete sistemnoi ekonomicheskoi teorii // Zhurnal institutsional'nykh issledovanii. 2021. T. 13. № 3. S. 6-19.

9. Taranukha Yu.V. Teoriya otraslevykh rynkov: problema opredeleniya predmetnoi oblasti // Vestnik Permskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2021. T. 16. № 1. S. 5-18.

10. Kurganov M.A., Tret'yakova E.A. Otsenka ustoichivogo regional'nogo razvitiya s pozitsii realizatsii tsennostei klyuchevykh steikkholderov // Journal of New Economy. 2020. T. 21. № 4. S. 104-130.

11. Kalganov I.A. K voprosu o marketing-menedzhmente otnoshenii // Innovatsionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. 2017. № 7. S. 61-71.

12. Ovchinnikova A.V., Topoleva T.N. Klasterizatsiya ekonomicheskogo prostranstva kak faktor rosta konkurentosposobnosti natsional'noi ekonomiki // Upravlencheskie nauki. 2020. T. 10. № 2. S. 41-52.

13. Mak N.I. Klassicheskie teorii regional'nogo razvitiya i sovremennye metody upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem // Ekonomika i upravlenie. 2021. № 4. S. 113-118.

14. Shakhov O.F., Risin I.E. Osobennosti i soderzhanie regional'noi programmy razvitiya strategicheskogo partnerstva gosudarstva i biznesa // Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. 2018. № 3. S. 59-62.

15. Kostenko O.V. Strategii uchastiya predpriyatii v klastere: poisk napravlenii kooperatsii i sotrudnichestva // Fundamental'nye issledovaniya. 2016. № 9. S. 601-606.

16. Starkov I.A. Stanovlenie neoklassicheskoi shkoly menedzhmenta // Ekonomika i menedzhment innovatsionnykh tekhnologii. 2019. № 11. S. 13-19.

17. Dobrosotskii V.I., Zankovskii A.N. Psikhologicheskie aspekty upravleniya effektivnym strategicheskim partnerstvom // Upravlenie. 2020. T. 8. № 1. S. 114-123.

18. Androsova I.V., Sogacheva O.V. Strategicheskie partnerstva kak sovremennaya forma integratsii biznesa v promyshlennosti // Vestnik universiteta. 2020. № 10. S. 10-14.

19. Moshkova L.E. Razvitie partnerskikh otnoshenii biznesa i vlasti na territorii prisutstviya: teoriya i praktika. Tver': Tverskoi gosudarstvennyi universitet, 2014. 236 s.

20. Ekimov A.V., Gorbunova N.V., Novokreshchenova O.A. Strategicheskoe partnerstvo kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti sub\"ektov finansovogo rynka // Finansy i kredit. 2016. № 35. S. 15-26.

21. Shakhov O.F. Effekty strategicheskogo partnerstva gosudarstva i biznesa // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i Upravlenie. 2017. № 4. S. 78-82.

22. Selezn'ova G.O. Osoblivostі strategіchnikh partnerstv // Ekonomіka і suspіl'stvo. 2019. № 20. S. 372-376.

23. Tikhonova A.D. Otsenka mezhfirmennykh vzaimodeistvii v usloviyakh tsifrovizatsii ekonomiki // Voprosy innovatsionnoi ekonomiki. 2020. T. 10. № 4. S. 2283-2298.

24. Voskoboіeva O., Romashchenko O. Strategic partnership as the basis of modern business // Ekonomіka ta suspіl'stvo. 2021. № 29. S. 1-7.

25. Dolzhenkova E.V., Kazakova M.A. Komplementarnyi i sinergeticheskii podkhody k innovatsionnomu razvitiyu sotsial'no-ekonomicheskikh sistem // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2015. № 10-2. S. 559-563.

26. Tebekin A.V., Denisova I.V., Tebekin P.A. Rol' shkoly povedencheskikh nauk v razvitii sovremennogo menedzhmenta // Zhurnal istoricheskikh issledovanii. 2018. T. 3. № 2. S. 20-34.

27. Nikolaev D.V., Stetsyuk V.V., Sazonov V.V., Ivanyuk R.V. Teoreticheskie aspekty konkurentnoi aktivnosti organizatsii // Ekonomicheskie nauki. 2015. № 131. S. 91-96.

28. Sergeeva A.V., Kozhukhova A.V. Obosnovanie organizatsionno-ekonomicheskikh napravlenii razvitiya predpriyatii v kontekste sinergeticheskogo podkhoda // Strategiya predpriyatiya v kontekste povysheniya ego konkurentosposobnosti. 2018. № 7. S. 188-192.