Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2021; : 22-30

РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ СХЕМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УНИКАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СООРУЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИТАЦИОННЫХ МОДЕЛЕЙ

Ермошин Н. А., Романчиков С. А.

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-1-22-30

Аннотация

Техническая сложность, требования к безопасности эксплуатации, неопределенность условий строительства и функционирования обуславливают объективную необходимость совершенствовать организационно-технологические схемы проектирования объектов транспортной инфраструктуры. Разрабатываемые схемы и способы организации проектирования уникальных транспортных сооружений должны обеспечивать требуемое качество проектов при ограниченных объемах исходных данных и возможности корректировки проектных решений в процессе выполнения проектных заданий. Статья посвящена разработке методологического подхода к обоснованию организационно-технологических схем проектирования транспортных объектов с использованием имитационных моделей, обеспечивающего возможность моделирования работы проектных организаций с учетом динамики поступления исходной информации и ее неопределенности, итеративности и инерционности процессов разработки инновационных конструктивно-технологических решений, временных параметров создания и качества проектных разработок в зависимости от квалификации проектировщиков, инжиниринговых рисков и других стохастических факторов. Проведены теоретические исследования построения имитационной модели и алгоритма работы проектных организаций с применением теории детерминированных и стохастических графов «с возвратами». Получены зависимости качества и времени разработки проектных решений от квалификации проектировщиков и неопределенности исходной информации. Предложены методика преобразования информационно-логических схем работы проектных организаций в стохастические модели, процедуры генерации событий и имитации корректировки принятых решений, а также формирования проектных групп. На основании проведенных исследований установлено, что повышение надежности и безопасности уникальных транспортных сооружений может быть обеспечено посредством разработки организационно-технологических схем их проектирования, учитывающих неопределенность, динамический характер исходной информации и квалификацию проектировщиков.
Список литературы

1. Быстров Н.В. Новый этап развития нормативной базы на дорожный асфальтобетон // Наука и техника в дорожной отрасли. 2017. № 2. С. 2-5.

2. Дмитриев И.И., Кириллов А.М. Теплофизические модели исследования и контроля дорожного покрытия // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2017. № 11. С. 25-46.

3. Ватин Н.И., Колосова Н.Б., Бердюгин И.А. Эффективность применения систем автоматического управления Accugrade в строительстве // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2013. № 4. С. 29-35.

4. Болотин С.А., Вихров А.Н., Гладий Н.Я., Малкин М.М. Анализ несвоевременности выполнения работ с позиции теории нелинейных динамических систем // Вестник гражданских инженеров. 2008. № 1. С. 33-38.

5. Палатинская И.П., Боровик С.И., Орлов А.А., Дементьева Е.С., Синтяева В.А., Редькина Н.Е. Исследование влияния огнезащитных покрытий на свойства пенополистирола // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2018. Т. 18. № 1. С. 47-52. DOI: 10.14529/build180104.

6. Ермошин Н.А., Лазарев Ю.Г., Егошин А.М., Змеев А.Т. Управление инвестиционными и техническими рисками в дорожном строительстве. СПб.: ВАМТО, 2017. 210 с.

7. Telegina M.E., Barabash A.V., Naumova E.A., Zhuvak O.V., Lazarev Y.G. Predicted temperature dependence of the road surface on the air temperature in a variety of road-climatic zones of the Russian // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2017. № 11. С. 71-82.

8. Лазарев Ю.Г. Метологические аспекты планирования сети автомобильных дорог. СПб.: СПбГЭУ, 2018. 75 с.

9. Месропян А.В., Шарипов Р.Р. К вопросу об эффективности применения нечеткой логики в системах управления исполнительными гидроприводами // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2019. № 2. С. 49-56.

10. Gravit M.V., Serdjuks D., Vatin N., Lazarev Y.G., Yuminova M.O. Single burning item test for timber with fire protection // Magazine of Civil Engineering. 2020. Vol. 95. № 3. P. 19-30.

11. Исмаилов А.М., Лазарев Ю.Г. Качественные показатели российских битумных дорожных эмульсий // Строительство уникальных зданий и сооружений. 2018. № 8. С. 41-50.

12. Таха Х. Введение в исследование операций. В 2-х кн. Кн. 1. М.: Мир, 1985. 479 с.

13. Ермошин Н.А., Лазарев Ю.Г. Математическая модель планирования дорожной сети минимального состава на множестве «взвешенных» графов // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2018. № 3. С. 35-44.

14. Литвиненко А.Н. Экономическая и национальная безопасность: проблемы соотнесения понятий // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2013. № 3. С. 9-15.

15. Кораблев Ю.А. Имитационное моделирование. М.: КНОРУС, 2017. 146 с.

16. Боев В.Д. Имитационное моделирование систем. М.: Юрайт, 2020. 253 с.

17. Омельченко А.В. Теория графов. М.: МЦНМО, 2018. 416 с.

18. Олдендерфер М.С., Блэшфилд Р.К. Кластерный анализ // Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М.: Финансы и статистика, 1989. С. 139-140.

19. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М.: КДУ, 2007. 288 с.

20. Бирюков О.Р., Стройков В.А., Турищев М.А. Применение мостовых инвентарных конструкций гражданского производства при восстановлении мостов на ВАД // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева. 2018. № 2. С. 83-88.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management. 2021; : 22-30

THE DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONAL AND TECHNOLOGICAL DIAGRAMS FOR DESIGNING UNIQUE TRANSPORT FACILITIES USING SIMULATION MODELS

Ermoshin N. A., Romanchikov S. A.

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2021-1-22-30

Abstract

Technical complexity, service safety requirements, and uncertainty of building and functioning conditions cause the objective necessity to improve organizational and technological diagrams of designing transport infrastructure facilities. The developed schemes and methods of organization of projecting unique transport facilities should meet the required quality of projects at the limited value of initial data and the possibility to adjust the design solutions in the process of design tasks implementation. The paper deals with the development of a methodological approach to substantiating the organizational and technological diagrams for the design of unique transport structures using simulation models. This approach provides the possibility of modeling the work of design organizations, taking into account the dynamics of the input of initial information and its uncertainty, iteration and persistence of the processes of developing innovative design and technology solutions, time parameters of creation, and quality of project design depending on the designer skills, engineering risks, and other stochastic factors. The authors carried out the theoretical research of simulation model and design organizations functionality creation using the theory of deterministic and stochastic graphs with returns. During the study, the dependences of quality and design solution development time on the designer skills and initial information uncertainty are obtained. The authors propose the technique for transforming the information-logical schemas of design organizations work into stochastic models, the procedures of events generation and solution adjustment imitation, and the project groups’ formation. The study identified that it is possible to improve the reliability and safety of the unique transport facilities through the development of organizational and technological design diagrams, which consider the uncertainty, initial data dynamic nature, and designer skills.
References

1. Bystrov N.V. Novyi etap razvitiya normativnoi bazy na dorozhnyi asfal'tobeton // Nauka i tekhnika v dorozhnoi otrasli. 2017. № 2. S. 2-5.

2. Dmitriev I.I., Kirillov A.M. Teplofizicheskie modeli issledovaniya i kontrolya dorozhnogo pokrytiya // Stroitel'stvo unikal'nykh zdanii i sooruzhenii. 2017. № 11. S. 25-46.

3. Vatin N.I., Kolosova N.B., Berdyugin I.A. Effektivnost' primeneniya sistem avtomaticheskogo upravleniya Accugrade v stroitel'stve // Stroitel'stvo unikal'nykh zdanii i sooruzhenii. 2013. № 4. S. 29-35.

4. Bolotin S.A., Vikhrov A.N., Gladii N.Ya., Malkin M.M. Analiz nesvoevremennosti vypolneniya rabot s pozitsii teorii nelineinykh dinamicheskikh sistem // Vestnik grazhdanskikh inzhenerov. 2008. № 1. S. 33-38.

5. Palatinskaya I.P., Borovik S.I., Orlov A.A., Dement'eva E.S., Sintyaeva V.A., Red'kina N.E. Issledovanie vliyaniya ognezashchitnykh pokrytii na svoistva penopolistirola // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Stroitel'stvo i arkhitektura. 2018. T. 18. № 1. S. 47-52. DOI: 10.14529/build180104.

6. Ermoshin N.A., Lazarev Yu.G., Egoshin A.M., Zmeev A.T. Upravlenie investitsionnymi i tekhnicheskimi riskami v dorozhnom stroitel'stve. SPb.: VAMTO, 2017. 210 s.

7. Telegina M.E., Barabash A.V., Naumova E.A., Zhuvak O.V., Lazarev Y.G. Predicted temperature dependence of the road surface on the air temperature in a variety of road-climatic zones of the Russian // Stroitel'stvo unikal'nykh zdanii i sooruzhenii. 2017. № 11. S. 71-82.

8. Lazarev Yu.G. Metologicheskie aspekty planirovaniya seti avtomobil'nykh dorog. SPb.: SPbGEU, 2018. 75 s.

9. Mesropyan A.V., Sharipov R.R. K voprosu ob effektivnosti primeneniya nechetkoi logiki v sistemakh upravleniya ispolnitel'nymi gidroprivodami // Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. № 2. S. 49-56.

10. Gravit M.V., Serdjuks D., Vatin N., Lazarev Y.G., Yuminova M.O. Single burning item test for timber with fire protection // Magazine of Civil Engineering. 2020. Vol. 95. № 3. P. 19-30.

11. Ismailov A.M., Lazarev Yu.G. Kachestvennye pokazateli rossiiskikh bitumnykh dorozhnykh emul'sii // Stroitel'stvo unikal'nykh zdanii i sooruzhenii. 2018. № 8. S. 41-50.

12. Takha Kh. Vvedenie v issledovanie operatsii. V 2-kh kn. Kn. 1. M.: Mir, 1985. 479 s.

13. Ermoshin N.A., Lazarev Yu.G. Matematicheskaya model' planirovaniya dorozhnoi seti minimal'nogo sostava na mnozhestve «vzveshennykh» grafov // Transport. Transportnye sooruzheniya. Ekologiya. 2018. № 3. S. 35-44.

14. Litvinenko A.N. Ekonomicheskaya i natsional'naya bezopasnost': problemy sootneseniya ponyatii // Nauchno-tekhnicheskie vedomosti Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo politekhnicheskogo universiteta. Ekonomicheskie nauki. 2013. № 3. S. 9-15.

15. Korablev Yu.A. Imitatsionnoe modelirovanie. M.: KNORUS, 2017. 146 s.

16. Boev V.D. Imitatsionnoe modelirovanie sistem. M.: Yurait, 2020. 253 s.

17. Omel'chenko A.V. Teoriya grafov. M.: MTsNMO, 2018. 416 s.

18. Oldenderfer M.S., Bleshfild R.K. Klasternyi analiz // Faktornyi, diskriminantnyi i klasternyi analiz. M.: Finansy i statistika, 1989. S. 139-140.

19. Tolstova Yu.N. Izmerenie v sotsiologii. M.: KDU, 2007. 288 s.

20. Biryukov O.R., Stroikov V.A., Turishchev M.A. Primenenie mostovykh inventarnykh konstruktsii grazhdanskogo proizvodstva pri vosstanovlenii mostov na VAD // Vestnik Voennoi akademii material'no-tekhnicheskogo obespecheniya im. generala armii A.V. Khruleva. 2018. № 2. S. 83-88.