Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2015; : 15-18

КЛАСТЕРНО-СЕТЕВАЯ ПАРАДИГМА В УПРАВЛЕНИИ ЭКОНОМИКОЙ РЕГИОНА

Бушуева Марина Александровна, Масюк Наталья Николаевна, Каранцева Анастасия Евгеньевна

Аннотация

В условиях глобализации мирохозяйственных связей меняются отношения между заинтересованными сторонами в регионе. Характер этих отношений претерпевает существенные изменения под воздействием глобализации, в результате которой бизнес выходит за пределы национальных границ, экономика переходит от жестких иерархических структур с вертикальной субординацией к более гибким, открывающим новые возможности.

Под действием глобального кризиса возникает новая организационно-управленческая, «кластерно-сетевая» парадигма, в рамках которой региональные экономические системы переходят к кластерному строению и сетевому способу взаимодействий. Сети позволяют экономическим субъектам интегрироваться в экономическом пространстве регионов. Интеграция региональных предпринимательских структур по сетевому типу приводит к образованию кластеров, которые, по мнению авторов, являются «вложенными» внутрь сети. Активизация сетей в регионе способствует комплексному развитию территорий и повышает конкурентоспособность всех экономических агентов сети.

Несмотря на то что сети как таковые не требуют управления из центра, тем не менее региональные власти своими действиями оказывают влияние на всех хозяйствующих субъектов в регионе.

Управленческие решения, принимаемые в этих условиях, зачастую оказываются дисфункциональными, не продвигающими систему к достижению поставленных целей, поскольку не учитывают интересы всех акторов. Управленческие дисфункции, выявленные на этой стадии управления, требуют немедленного нивелирования во избежание тяжелых последствий. Поскольку принятие оптимальных решений в силу многообразия акторов делается практически невозможным, в качестве альтернативы предлагается методология конфликтно-компромиссного управления, позволяющая достигать локальных компромиссов и принимать «квазиоптимальные управленческие решения».

Список литературы

1. Катуков Д.Д., Малыгин В.Е., Смородинская Н.В. Институциональная среда глобализированной экономики: развитие сетевых взаимодействий. М.: Институт экономики РАН, 2012. 45 с.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2000. 608 с.

3. Татаркин А.И. Влияние интегрированных корпоративных структур на социально-экономическое развитие региона // Вестник УРФУ. Серия: Экономика и управление. 2005. № 6. С. 68–75.

4. Попков В.В., Берг Д.Б., Селезнева Н.А., Ульянова Е.А. Моделирование как инструмент формирования товарной и финансовой сети в региональной экономике // Экономика региона. 2015. № 2. С. 236–246.

5. Смородинская Н.В. Смена парадигмы мирового развития и становления сетевой экономики // Экономическая социология. 2012. Т. 13, № 4. С. 95–115.

6. Patalon W. The «New» Energy Sector: Windfall Profits for Investors, Energy Independence for the U.S. Economy // Money morning. 2010. № 7 (July).

7. Балдина Ю.В., Масюк Н.Н. Государственно-частное предпринимательство как инновационная форма взаимодействия бизнеса и власти // Креативная экономика. 2013. № 2 (74). С. 9–14.

8. Масюк Н.Н., Батурина О.А., Бушуева М.А. Стратегическое партнерство университетов с бизнес-средой: баланс взаимных интересов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4). С. 824–829.

9. Стрельцов М.А. О сущности и предмете сетевой экономики // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2009. № 3. С. 155–158.

10. Батурина О.А., Масюк Н.Н., Мокшина Ю.В. Российская практика оценки эффективности взаимодействия бизнеса и власти в форме государственно-частного партнерства // Наука и бизнес: пути развития. 2013. № 12 (30). С. 67–70.

11. Морозов И.В. Принципы формирования сетевых структур на региональном уровне // Регионология. 2012. № 4 (81). С. 20–24.

12. Tapscott D., Williams A.D. Wikinomics: how mass collaboration changes everything. New York: Penguin Group, 2007. 321 p.

13. Игнатенко Ж.В., Барыжикова Е.В. Сетевая экономика. Ставрополь: Северо-Кавказский социальный институт, 2006. 160 с.

14. Масюк Н.Н., Этезов А.Х., Брагина З.В. Ассоциативный холдинг – предпосылки организации на примере текстильных предприятий. Иваново: Ивановская государственная текстильная академия, 2005. 184 с.

15. Бушуева М.А., Масюк Н.Н., Брагина З.В. Нивелирование управленческих дисфункций как основа конфликтно-компромиссной методологии // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-3 (53-3). С. 430–432.

16. Бушуева М.А., Коровин Д.И., Масюк Н.Н. Локальный компромисс как основа принятия финансовых решений в кластере (на примере текстильного кластера) // Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. 2013. № 6 (348). С. 35–41.

17. Старцев Ю.Н., Даванков А.Ю. Сети и кластеры – становление современных подходов к региональному развитию // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 36. С. 110–116.

18. Рябцун В.В. Обоснование инновационных механизмов управления сетевой экономикой в России // Вопросы управления. 2008. № 3. С. 32–37.

19. Загоруйко М.В., Масюк Н.Н., Перфильева О.В. Стратегия выбора бизнес-модели организации и методика оценки степени интернационализации компании // Научное обозрение. 2015. № 15. С. 419–423.

20. Galper J. Three Business Models for the Stock Exchange Industry // Journal of investing. 2001. Vol. 10 (1). P. 70–78.

21. Gebauer J., Ginsburg M. The US Wine Industry and the Internet: An Analysis of Success factors for Online Business models // Electronic markets. 2003. Vol. 13 (1). P. 59–66.

22. Gordijn J. Value-based Requirements Engineering - Exploring IN.N.ovative e-Commerce Ideas : doctoral dissertation. Amsterdam, 2002. 311 p.

23. Osterwalder A. The Business Model Ontology - a Proposition in a Design Science Approach: dissertation. Switzerland, 2004. 172 p.

24. Mayo M., Brown G. Building a competitive business model // Ivey business journal. 1999. № 63 (3). P. 18–23.

25. Morris M., Schindehutte M., Allen J. The entrepreneur's business model: toward a unified perspective // Journal of business research. 2005. № 58 (6). P. 726–735.

26. Timmers P. Business models for electronic markets // Electronic commerce in europe. 1998. № 8. P. 1–6.

27. Stewart D., Zhao Q. Internet marketing, business models, and public policy // Journal of public policy and marketing. 2000. № 19 (2). P. 287–296.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management. 2015; : 15-18

CLUSTER-NETWORK PARADIGM IN THE REGION ECONOMY MANAGEMENT

Bushueva Marina Aleksandrovna, Masyuk Natalya Nikolaevna, Karantseva Anastasiya Evgenyevna

Abstract

In the age of globalization of the world economic intercourse, the relations between the stakeholders in the region change. The nature of these relations undergoes the significant changes under the influence of globalization, which results in business going beyond the national borders, and the economy moving from strict hierarchic structures with vertical subordination to more flexible, opening up new opportunities.

Affected by the global crisis, a new organizational and management, “cluster-network” paradigm appears, when the regional economic systems move to a cluster-based structure and a network type of interactions. Networks allow economic actors to integrate in the economic space of the regions. The integration of regional business entities according to the network type leads to the formation of clusters, which, in the authors’ opinion, are the “inserted” inside the network. The activation of networks in the region contributes to the comprehensive development of territories and increases the competitiveness of all economic agents of a network.

Despite the fact that the networks do not require control from the center, however, the regional authorities’ activity affects all business entities in the region.

Management decisions made under such conditions are often dysfunctional, not promoting the system to achieve goals because they do not take into account the interests of all actors. Management dysfunctions identified at this stage of management require the immediate evening-out in order to avoid serious consequences. Since the making of optimal decisions is practically impossible due to the actors’ diversity, as the alternative, the authors propose a conflict-compromise management methodology that allows reaching local compromises and making “quasioptimal management decisions”.

References

1. Katukov D.D., Malygin V.E., Smorodinskaya N.V. Institutsional'naya sreda globalizirovannoi ekonomiki: razvitie setevykh vzaimodeistvii. M.: Institut ekonomiki RAN, 2012. 45 s.

2. Kastel's M. Informatsionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura. M.: GU VShE, 2000. 608 s.

3. Tatarkin A.I. Vliyanie integrirovannykh korporativnykh struktur na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie regiona // Vestnik URFU. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2005. № 6. S. 68–75.

4. Popkov V.V., Berg D.B., Selezneva N.A., Ul'yanova E.A. Modelirovanie kak instrument formirovaniya tovarnoi i finansovoi seti v regional'noi ekonomike // Ekonomika regiona. 2015. № 2. S. 236–246.

5. Smorodinskaya N.V. Smena paradigmy mirovogo razvitiya i stanovleniya setevoi ekonomiki // Ekonomicheskaya sotsiologiya. 2012. T. 13, № 4. S. 95–115.

6. Patalon W. The «New» Energy Sector: Windfall Profits for Investors, Energy Independence for the U.S. Economy // Money morning. 2010. № 7 (July).

7. Baldina Yu.V., Masyuk N.N. Gosudarstvenno-chastnoe predprinimatel'stvo kak innovatsionnaya forma vzaimodeistviya biznesa i vlasti // Kreativnaya ekonomika. 2013. № 2 (74). S. 9–14.

8. Masyuk N.N., Baturina O.A., Bushueva M.A. Strategicheskoe partnerstvo universitetov s biznes-sredoi: balans vzaimnykh interesov // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 12-4 (53-4). S. 824–829.

9. Strel'tsov M.A. O sushchnosti i predmete setevoi ekonomiki // RISK: Resursy, Informatsiya, Snabzhenie, Konkurentsiya. 2009. № 3. S. 155–158.

10. Baturina O.A., Masyuk N.N., Mokshina Yu.V. Rossiiskaya praktika otsenki effektivnosti vzaimodeistviya biznesa i vlasti v forme gosudarstvenno-chastnogo partnerstva // Nauka i biznes: puti razvitiya. 2013. № 12 (30). S. 67–70.

11. Morozov I.V. Printsipy formirovaniya setevykh struktur na regional'nom urovne // Regionologiya. 2012. № 4 (81). S. 20–24.

12. Tapscott D., Williams A.D. Wikinomics: how mass collaboration changes everything. New York: Penguin Group, 2007. 321 p.

13. Ignatenko Zh.V., Baryzhikova E.V. Setevaya ekonomika. Stavropol': Severo-Kavkazskii sotsial'nyi institut, 2006. 160 s.

14. Masyuk N.N., Etezov A.Kh., Bragina Z.V. Assotsiativnyi kholding – predposylki organizatsii na primere tekstil'nykh predpriyatii. Ivanovo: Ivanovskaya gosudarstvennaya tekstil'naya akademiya, 2005. 184 s.

15. Bushueva M.A., Masyuk N.N., Bragina Z.V. Nivelirovanie upravlencheskikh disfunktsii kak osnova konfliktno-kompromissnoi metodologii // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2014. № 12-3 (53-3). S. 430–432.

16. Bushueva M.A., Korovin D.I., Masyuk N.N. Lokal'nyi kompromiss kak osnova prinyatiya finansovykh reshenii v klastere (na primere tekstil'nogo klastera) // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Tekhnologiya tekstil'noi promyshlennosti. 2013. № 6 (348). S. 35–41.

17. Startsev Yu.N., Davankov A.Yu. Seti i klastery – stanovlenie sovremennykh podkhodov k regional'nomu razvitiyu // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 36. S. 110–116.

18. Ryabtsun V.V. Obosnovanie innovatsionnykh mekhanizmov upravleniya setevoi ekonomikoi v Rossii // Voprosy upravleniya. 2008. № 3. S. 32–37.

19. Zagoruiko M.V., Masyuk N.N., Perfil'eva O.V. Strategiya vybora biznes-modeli organizatsii i metodika otsenki stepeni internatsionalizatsii kompanii // Nauchnoe obozrenie. 2015. № 15. S. 419–423.

20. Galper J. Three Business Models for the Stock Exchange Industry // Journal of investing. 2001. Vol. 10 (1). P. 70–78.

21. Gebauer J., Ginsburg M. The US Wine Industry and the Internet: An Analysis of Success factors for Online Business models // Electronic markets. 2003. Vol. 13 (1). P. 59–66.

22. Gordijn J. Value-based Requirements Engineering - Exploring IN.N.ovative e-Commerce Ideas : doctoral dissertation. Amsterdam, 2002. 311 p.

23. Osterwalder A. The Business Model Ontology - a Proposition in a Design Science Approach: dissertation. Switzerland, 2004. 172 p.

24. Mayo M., Brown G. Building a competitive business model // Ivey business journal. 1999. № 63 (3). P. 18–23.

25. Morris M., Schindehutte M., Allen J. The entrepreneur's business model: toward a unified perspective // Journal of business research. 2005. № 58 (6). P. 726–735.

26. Timmers P. Business models for electronic markets // Electronic commerce in europe. 1998. № 8. P. 1–6.

27. Stewart D., Zhao Q. Internet marketing, business models, and public policy // Journal of public policy and marketing. 2000. № 19 (2). P. 287–296.