Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2016; : 43-48

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Коркин Владислав Сергеевич, Лисин Евгений Михайлович, Анисимова Юлия Алексеевна

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2016-4-43-48

Аннотация

Вопросы распространения нововведений на предприятии обусловлены особенностью экономического роста на современном этапе. Авторы обращают внимание на то, что создание и развитие инновационной среды на предприятии направлено на решение стратегических задач повышения его конкурентоспособности в рыночных условиях. Поскольку применение результатов научных исследований в хозяйственных процессах согласуется с целью получения экономического эффекта, то инновации становятся значимым элементом в деятельности предприятия.

В статье проводится анализ моделей диффузии инноваций для исследования интенсивности процесса внедрения технологий на предприятиях со сложной структурой управления. Раскрывается понятие «диффузия инноваций» как процесс, посредством которого нововведение распространяется в подразделениях предприятия с помощью сложившихся связей и отношений в общественном производстве. Особое внимание уделяется базовым принципам распространения инноваций на предприятии. Ключевым фактором становится скорость распространения нововведений в подразделениях предприятия. На основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей выделяются наиболее значимые принципы построения системы распространения инноваций.

Приводится анализ известных экономико-математических методов описания распространения инноваций, даются их интерпретации. На основе наиболее распространенных моделей, таких как модель диффузии Э. Роджерса, раскрывается процесс распространения инноваций на предприятии. Также представлена модель распространения новых продуктов Ф. Басса, модель диффузии Л.А. Форта и Д.В. Вудлока. В модели диффузии Э. Мэнсфилда обосновывается государственная поддержка инновационной деятельности в диффузии нововведений и инновационной активности предприятий. С помощью рассмотренных моделей выделены основные факторы, которые определяют темпы и масштабы диффузии нововведений на предприятии.

Список литературы

1. Сунгуров А.Ю. Инновации и их диффузия: к возможности использования концепций в социальной сфере // Философские науки. 2010. № 1. С. 15–24.

2. Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов: сравнительный анализ советского и постсоветского периодов // Экономическая наука современной России. 2000. № 3-4. С. 85–96.

3. Дулепин Ю.А., Казакова Н.В. Стратегии трансфера инноваций в инновационных системах // Инновационный вестник регион. 2010. № 4. С. 54–59.

4. Городникова Н., Гостева С., Гохберг Л. Индикаторы инновационной деятельности. М.: ГУ ВШЭ, 2007. 488 с.

5. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Управление инновациями: теория и практика. М.: Эксмо, 2008. 432 с.

6. Fareena S., John U.F., Donald R.L. A meta analysis of applications of diffusion models // Journal of marketing research. 1990. Vol. 27. № 1. P. 70–77.

7. Mansfield E. Technical Change and the rate of Imitation // Econimetrica. 1961. № 10. P. 741–766.

8. Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации. М.: Экономика, 2007. 368 с.

9. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования стратегии предприятия // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. № 3. С. 23–27.

10. Мызрова О.А. Развитие и современное состояние теории инноваций // Инновации. 2006. №. 7. С. 79–83.

11. Абрамова Е.Ю., Коркин В.С., Лисин Е.М. Организационно-экономические модели подготовки кадров для глобальной экономики // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-1. С. 838–846.

12. Клименко А.В., Рогалев Н.Д. Университеты в современном мире: модели образования, организации научных исследований, технологических инноваций. М.: МЭИ, 2005. 44 с.

13. Павлова Е.И., Лисин Е.М. Устойчивое развитие: от глобальной идеи к разработке стратегии предприятия // Стратегическое планирование развития городов и регионов. Памяти первого ректора ТГУ С.Ф. Жилкина: сборник научных трудов IV международной научно-практической конференции. Тольятти: ТГУ, 2014. С. 54–61.

14. Бережная Е.В., Бережной В.И. Математические методы моделирования экономических систем. М.: Финансы и статистика, 2006. 432 с.

15. Цой Е.Б., Самочернов И.В. Моделирование и управление в экономике. Новосибирск: НГТУ, 2003. 104 с.

16. Серков Л.А. Синергетические и эконометрические особенности процесса диффузии инноваций // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 1. С. 51–56.

17. Казанцев С.Ю. Использование диффузионной модели в прогнозировании долей рынка (на примере развития сетей сотовой связи стандартов GSM и CDMA2000) // Научные труды: институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2012. Т. 3. С. 248–260.

18. Rogers E.M. New Product adoption and diffusion // Journal of consumer research. 1976. № 3. P. 290–301.

19. Bass F.M. A new product growth model for consumer durables // Management Science. 1969. Vol. 15. P. 215–227.

20. Fourt L.A., Woodlock J.W. Early prediction of market success for new grocery products // Journal of marketing. 1960. № 10. P. 31–48.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management. 2016; : 43-48

THE ANALYSIS OF APPROACHES TO THE ECONOMIC AND MATHEMATICAL MODELING OF THE INNOVATIONS DIFFUSION AT THE ENTERPRISE

Korkin Vladislav Sergeevich, Lisin Evgeny Mikhailovich, Anisimova Yuliya Alekseevna

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2016-4-43-48

Abstract

The issues of the innovations diffusion at the enterprise are caused by the specific feature of the economic growth at the modern stage. The authors note that the creation and development of the innovative environment at an enterprise is aimed at the strategic objectives to improve its competitiveness in the market conditions. As the application of the research results in the main production and business processes is in line with the objective of getting economic benefit, the innovations become a significant element in the enterprise’s activity.

The paper presents the analysis of the models of the innovations diffusion to study the driving rate of the technologies introduction at the enterprises with complex management structure. The authors reveal the concept of “innovations diffusion” as the process that diffuses the innovations in the enterprise’s branches using the existing contacts and relations in public production. The authors pay special attention to the basic principles of diffusion of innovations at the enterprise. The velocity of the innovations diffusion at the enterprise’s units becomes the key factor. Based on the analysis of works of Russian and foreign researchers, the authors highlight the most important principles of creation of the innovations diffusion system.

The paper presents the analysis of the known economic-mathematical methods of description of the innovations diffusion and gives their interpretations. Based on the most common models, such as the model of diffusion of E. Rogers, the authors describe the process of the innovations diffusion at the enterprise and present the model of new products distribution of F. Bass, the model of diffusion of L. Fourth and D. Woodlock. The E. Mansfield’s model of diffusion justifies the state support of the innovative activity in the diffusion of innovations and the innovative activity of the enterprises. Using the models under consideration, the paper highlights the main factors determining the pace and the scale of the innovations diffusion of in at an enterprise.

References

1. Sungurov A.Yu. Innovatsii i ikh diffuziya: k vozmozhnosti ispol'zovaniya kontseptsii v sotsial'noi sfere // Filosofskie nauki. 2010. № 1. S. 15–24.

2. Kosals L.Ya. Sotsial'nyi mekhanizm innovatsionnykh protsessov: sravnitel'nyi analiz sovetskogo i postsovetskogo periodov // Ekonomicheskaya nauka sovremennoi Rossii. 2000. № 3-4. S. 85–96.

3. Dulepin Yu.A., Kazakova N.V. Strategii transfera innovatsii v innovatsionnykh sistemakh // Innovatsionnyi vestnik region. 2010. № 4. S. 54–59.

4. Gorodnikova N., Gosteva S., Gokhberg L. Indikatory innovatsionnoi deyatel'nosti. M.: GU VShE, 2007. 488 s.

5. Vertakova Yu.V., Simonenko E.S. Upravlenie innovatsiyami: teoriya i praktika. M.: Eksmo, 2008. 432 s.

6. Fareena S., John U.F., Donald R.L. A meta analysis of applications of diffusion models // Journal of marketing research. 1990. Vol. 27. № 1. P. 70–77.

7. Mansfield E. Technical Change and the rate of Imitation // Econimetrica. 1961. № 10. P. 741–766.

8. Bogomolov O.T. Mirovaya ekonomika v vek globalizatsii. M.: Ekonomika, 2007. 368 s.

9. Korobeinikov O.P., Trifilova A.A., Korshunov I.A. Rol' innovatsii v protsesse formirovaniya strategii predpriyatiya // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. 2000. № 3. S. 23–27.

10. Myzrova O.A. Razvitie i sovremennoe sostoyanie teorii innovatsii // Innovatsii. 2006. №. 7. S. 79–83.

11. Abramova E.Yu., Korkin V.S., Lisin E.M. Organizatsionno-ekonomicheskie modeli podgotovki kadrov dlya global'noi ekonomiki // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 3-1. S. 838–846.

12. Klimenko A.V., Rogalev N.D. Universitety v sovremennom mire: modeli obrazovaniya, organizatsii nauchnykh issledovanii, tekhnologicheskikh innovatsii. M.: MEI, 2005. 44 s.

13. Pavlova E.I., Lisin E.M. Ustoichivoe razvitie: ot global'noi idei k razrabotke strategii predpriyatiya // Strategicheskoe planirovanie razvitiya gorodov i regionov. Pamyati pervogo rektora TGU S.F. Zhilkina: sbornik nauchnykh trudov IV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Tol'yatti: TGU, 2014. S. 54–61.

14. Berezhnaya E.V., Berezhnoi V.I. Matematicheskie metody modelirovaniya ekonomicheskikh sistem. M.: Finansy i statistika, 2006. 432 s.

15. Tsoi E.B., Samochernov I.V. Modelirovanie i upravlenie v ekonomike. Novosibirsk: NGTU, 2003. 104 s.

16. Serkov L.A. Sinergeticheskie i ekonometricheskie osobennosti protsessa diffuzii innovatsii // Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika. 2010. № 1. S. 51–56.

17. Kazantsev S.Yu. Ispol'zovanie diffuzionnoi modeli v prognozirovanii dolei rynka (na primere razvitiya setei sotovoi svyazi standartov GSM i CDMA2000) // Nauchnye trudy: institut narodnokhozyaistvennogo prognozirovaniya RAN. 2012. T. 3. S. 248–260.

18. Rogers E.M. New Product adoption and diffusion // Journal of consumer research. 1976. № 3. P. 290–301.

19. Bass F.M. A new product growth model for consumer durables // Management Science. 1969. Vol. 15. P. 215–227.

20. Fourt L.A., Woodlock J.W. Early prediction of market success for new grocery products // Journal of marketing. 1960. № 10. P. 31–48.