Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017; : 76-82

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ КАЧЕСТВОМ МЯСНОЙ ПРОДУКЦИИ

Мартышенко Наталья Степановна

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2017-3-76-82

Аннотация

Удовлетворенность потребностей населения в основных продуктах питания является важной характеристикой социального самочувствия населения региона. Мясная промышленность занимает особое место среди отраслей пищевой промышленности. В последние годы Россия существенно повысила производство мяса, что позволило достигнуть продовольственной независимости по этому продукту питания. На повестку дня выходит проблема повышения качества мясопродукции, поставляемой на прилавки торговых организаций. Целью исследования является комплексная оценка удовлетворенности населения Приморского края качеством мясных продуктов, представленных в торговых организациях края. Для оценки удовлетворенности потребителей рынка мясной продукции был проведен опрос потребителей в различных городах Приморского края (объем выборки n=600). Для диагностики удовлетворенности потребителей использовались методы социальной квалиметрии. Проведенные исследования показали, что в последние годы на региональном рынке Приморского края наметилась тенденция к ухудшению соотношения цены и качества мясной продукции. Наибольшие опасения у потребителей вызывает то, что в продуктах могут содержаться ненатуральные и вредные для здоровья «химические» ингредиенты. По данным опросов определены оценки уровня осведомленности о безопасности потребляемой мясопродукции. В работе исследовались степень заинтересованности потребителей в информации по составу мясопродуктов и уровень доверия к информации, представленной производителями. Для повышения качества мясопродукции необходима разработка эффективных механизмов контроля качества. Одним из направлений повышения качества мясной продукции является широкое привлечение общественности. Необходимо повысить информированность населения о своих правах. Для обеспечения обратной связи необходимо использование современных информационных технологий.

Список литературы

1. Боговиз А.В., Бугай Ю.А., Чурин А.Н. Развитие рынка мяса на основе полного импортозамещения // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 11. С. 32–37.

2. Якушева В.В. Импортозамещение как фактор повышения конкурентоспособности товарной продукции мясной промышленности // Научное обозрение: теория и практика. 2016. № 4. С. 6–17.

3. Тарасова О.Б., Гончарова Н.З. Оценка емкости мясного рынка Российской федерации в условиях экономических санкций // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2016. № 3. С. 46–51.

4. Любецкий П.Б. Оценка привлекательности сегментов мясного рынка ЕАЭС // Практический маркетинг. 2015. № 3. С. 3–11.

5. Бондаренко А.И. Развитие мясного рынка Приморского края в условиях продуктового эмбарго // Экономика и предпринимательство. 2016. № 11-1. С. 624–629.

6. Дуракова Е.Н., Корякина М.В., Маликова Т.А. Анализ предпочтений потребителей рынка мяса // Экономика и социум. 2017. № 1-1. С. 572–575.

7. Сандракова И.В., Зоркина Н.Н. Исследование потребительских предпочтений при покупке мясной продукции // Практический маркетинг. 2016. № 5. С. 33–37.

8. Ищук О.В., Чулкова Г.В. Состояние внутреннего рынка мяса и мясной продукции // Экономика и социум. 2016. № 1. С. 453–456.

9. Жаринов А.И., Морозов А.В. Некоторые особенности маркетинга современного мясного рынка // Мясная индустрия. 2015. № 9. С. 4–11.

10. Ковалева И.В., Сурай Н.М. Маркетинговые исследования локального рынка мясных деликатесов и мясной продукции // Техника и технология пищевых производств. 2015. Т. 39. № 4. С. 151–156.

11. Мурзалина А.Д. Качество и безопасность мяса и мясной продукции // Наука и Мир. 2016. Т. 2. № 5. С. 80–81.

12. Стукало О.Г., Устюгова И.Е., Негороженко Ю.В. Факторы, влияющие на качество мясной продукции // Экономика. Инновации. Управление качеством. 2015. № 1. С. 291–293.

13. Цуциева О.Т., Туаева Л.Р. Развитие мирового рынка продукции органического сельского хозяйства // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-2. С. 513–515.

14. Лисицын А.Б., Кузнецова Т.Г., Лазарев А.А. Комплексный подход к органолептической оценке как инструмент повышения качества продукции // Все о мясе. 2017. № 2. С. 4–7.

15. Величко Н.Ю. Модели измерения удовлетворенности потребителей в современных условиях // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 5. С. 40–45.

16. Исмагилова Г.Н., Сафиуллин Н.З. Формирование институтов качества: измерение качества товаров и удовлетворенности потребителей // Казанский экономический вестник. 2015. № 1. С. 34–42.

17. Бухалов Д.Н. Повышение конкурентоспособности мяса и мясной продукции с позиции кластерного подхода // В мире научных открытий. 2013. № 12.1. С. 16–23.

18. Халявина М.Л., Плехов А.А. Оценка степени удовлетворенности потребителей на рынке мясной продукции г. Кирова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2013. № 2-2. С. 100–104.

19. Тимошина Е.Н. Социологическая квалиметрия социального обслуживания: сущность, основные подходы и принципы измерения // Социальная политика и социология. 2011. № 2. С. 63–78.

20. Мартышенко Н.С. Компьютерная технология обработки качественных данных опросов потребителей туристских услуг // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2011. № 3. С. 184–192.

21. Мартышенко С.Н., Мартышенко Н.С., Кустов Д.А. Цензурирование при обработке анкетных данных // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Технические науки. 2006. № 6. С. 170–177.

22. Сударушкина И.В., Стефанова Н.А. Цифровая экономика // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 1. С. 182–184.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management. 2017; : 76-82

THE MARKETING APPROACH TO THE STUDY OF CUSTOMER SATISFACTION WITH THE QUALITY OF MEAT PRODUCTS

Martyshenko Natalya Stepanovna

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2017-3-76-82

Abstract

The satisfaction of public demand for the basic food products is the important characteristic of the social feeling of the population of the region. Meat industry takes the special place among the food industry branches. The goal of the research is the integral assessment of satisfaction of Primorsky Krai population with the quality of meat products offered by trade organizations of the region. To assess meat products consumers satisfaction, the author carried out the consumers’ survey in various cities of Primorsky Krai (sample n=600). The research showed that, in recent years, the tendency towards the deterioration of quality-to-price ratio of meat products emerged in the regional market of Primorsky Krai. Consumers experience major concerns about the fact that the products may contain nonnatural and harmful for health “chemical” ingredients. According to the results of the survey, the evaluation of the level of awareness on the safety of consumed meat products. The author studied the level of interest of the consumers in the information about the meat products ingredients and the level of confidence to the information given by the manufacturers. To improve meat products quality, the development of the effective mechanisms of quality control is necessary. One of the directions of meat products quality improvement is the wide public involvement. To ensure feedback, it is necessary to use the advanced information technologies.

References

1. Bogoviz A.V., Bugai Yu.A., Churin A.N. Razvitie rynka myasa na osnove polnogo importozameshcheniya // Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii. 2016. № 11. S. 32–37.

2. Yakusheva V.V. Importozameshchenie kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti tovarnoi produktsii myasnoi promyshlennosti // Nauchnoe obozrenie: teoriya i praktika. 2016. № 4. S. 6–17.

3. Tarasova O.B., Goncharova N.Z. Otsenka emkosti myasnogo rynka Rossiiskoi federatsii v usloviyakh ekonomicheskikh sanktsii // Elektronnyi nauchno-metodicheskii zhurnal Omskogo GAU. 2016. № 3. S. 46–51.

4. Lyubetskii P.B. Otsenka privlekatel'nosti segmentov myasnogo rynka EAES // Prakticheskii marketing. 2015. № 3. S. 3–11.

5. Bondarenko A.I. Razvitie myasnogo rynka Primorskogo kraya v usloviyakh produktovogo embargo // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2016. № 11-1. S. 624–629.

6. Durakova E.N., Koryakina M.V., Malikova T.A. Analiz predpochtenii potrebitelei rynka myasa // Ekonomika i sotsium. 2017. № 1-1. S. 572–575.

7. Sandrakova I.V., Zorkina N.N. Issledovanie potrebitel'skikh predpochtenii pri pokupke myasnoi produktsii // Prakticheskii marketing. 2016. № 5. S. 33–37.

8. Ishchuk O.V., Chulkova G.V. Sostoyanie vnutrennego rynka myasa i myasnoi produktsii // Ekonomika i sotsium. 2016. № 1. S. 453–456.

9. Zharinov A.I., Morozov A.V. Nekotorye osobennosti marketinga sovremennogo myasnogo rynka // Myasnaya industriya. 2015. № 9. S. 4–11.

10. Kovaleva I.V., Surai N.M. Marketingovye issledovaniya lokal'nogo rynka myasnykh delikatesov i myasnoi produktsii // Tekhnika i tekhnologiya pishchevykh proizvodstv. 2015. T. 39. № 4. S. 151–156.

11. Murzalina A.D. Kachestvo i bezopasnost' myasa i myasnoi produktsii // Nauka i Mir. 2016. T. 2. № 5. S. 80–81.

12. Stukalo O.G., Ustyugova I.E., Negorozhenko Yu.V. Faktory, vliyayushchie na kachestvo myasnoi produktsii // Ekonomika. Innovatsii. Upravlenie kachestvom. 2015. № 1. S. 291–293.

13. Tsutsieva O.T., Tuaeva L.R. Razvitie mirovogo rynka produktsii organicheskogo sel'skogo khozyaistva // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 4-2. S. 513–515.

14. Lisitsyn A.B., Kuznetsova T.G., Lazarev A.A. Kompleksnyi podkhod k organolepticheskoi otsenke kak instrument povysheniya kachestva produktsii // Vse o myase. 2017. № 2. S. 4–7.

15. Velichko N.Yu. Modeli izmereniya udovletvorennosti potrebitelei v sovremennykh usloviyakh // Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta. 2016. № 5. S. 40–45.

16. Ismagilova G.N., Safiullin N.Z. Formirovanie institutov kachestva: izmerenie kachestva tovarov i udovletvorennosti potrebitelei // Kazanskii ekonomicheskii vestnik. 2015. № 1. S. 34–42.

17. Bukhalov D.N. Povyshenie konkurentosposobnosti myasa i myasnoi produktsii s pozitsii klasternogo podkhoda // V mire nauchnykh otkrytii. 2013. № 12.1. S. 16–23.

18. Khalyavina M.L., Plekhov A.A. Otsenka stepeni udovletvorennosti potrebitelei na rynke myasnoi produktsii g. Kirova // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya Ekonomika i pravo. 2013. № 2-2. S. 100–104.

19. Timoshina E.N. Sotsiologicheskaya kvalimetriya sotsial'nogo obsluzhivaniya: sushchnost', osnovnye podkhody i printsipy izmereniya // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. 2011. № 2. S. 63–78.

20. Martyshenko N.S. Komp'yuternaya tekhnologiya obrabotki kachestvennykh dannykh oprosov potrebitelei turistskikh uslug // Marketing i marketingovye issledovaniya. 2011. № 3. S. 184–192.

21. Martyshenko S.N., Martyshenko N.S., Kustov D.A. Tsenzurirovanie pri obrabotke anketnykh dannykh // Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedenii. Povolzhskii region. Tekhnicheskie nauki. 2006. № 6. S. 170–177.

22. Sudarushkina I.V., Stefanova N.A. Tsifrovaya ekonomika // Azimut nauchnykh issledovanii: ekonomika i upravlenie. 2017. T. 6. № 1. S. 182–184.