Журналов:     Статей:        

Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2017; : 35-41

ПЕРЕДОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Гродская Галина Николаевна, Евсеев Олег Сергеевич, Асанова Светлана Сергеевна

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2017-3-35-41

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совершенствования механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности и формирования конкурентоспособного инвестиционного климата на региональном уровне. Оцениваются преимущества использования инструментов проектного менеджмента при решении задач, связанных с государственной поддержкой инвестиций и улучшением делового климата на уровне субъектов РФ. Целью статьи является исследование инструментов проектного управления в контексте их использования для решения задач стимулирования инвестиционной активности в регионах и устранения избыточных административных барьеров. Рассматривается комплекс мероприятий, направленных на устранение региональных различий в уровне развития делового климата и инструментов государственной поддержки инвестиционной деятельности, основу которого составляют целевые модели регулирования и правоприменения. Приведены модели, характеризующие организационную структуру межведомственного проекта по формированию конкурентоспособного инвестиционного климата в Самарской области с разными полномочиями регионального проектного офиса (РПО). Итоговым результатом анализа является выбор оптимальной модели, которая предполагает наличие РПО в структуре Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области. Согласно данной модели, административные барьеры будут иметь нисходящий тренд, что положительно скажется на всей экономике страны. Наиболее оптимальной моделью системы регулирования инвестиционной деятельности на региональном уровне является проектно-ориентированная модель. Ее использование позволяет нацелить проектное управление на обеспечение эффективного регулирования инвестиционной деятельности и задействовать каждый уровень региональной управленческой иерархии в этом процессе. Основу данной системы составляет проектный офис, деятельность которого направлена на формирование единой институциональной среды и создание условий, обеспечивающих стабильное функционирование инвестиционной сферы региона.

Список литературы

1. Войников В.В. Россия – ЕС: правовые аспекты создания общего пространства свободы, безопасности и законности // Актуальные проблемы правовой реформы в России: материалы межвузовской научно-практической конференции. Калининград: РГУ им. И. Канта, 2006. С. 24–26.

2. Смирнов А.С., Водянов А.А. Инвестиционная политика: каким методам госрегулирования отдать предпочтение // Российский экономический журнал. 2011. № 11-12. С. 3–7.

3. Маршак В.Г. Оценка финансового рынка региона // Регион: экономика и социология. 2007. № 1. С. 32–37.

4. Гранберг А.Г., Суслов В.И., Суспицын С.А. Подходы к анализу финансового положения регионов их финансово-экономических отношений с федеральным центром // Регион. 2011. № 4. С. 23–29.

5. Лебедев В.М. Привлечение иностранных инвестиций: фактология, проблемы, подходы к решению // Российский экономический журнал. 2016. № 6. С. 69–79.

6. Безруков В.В., Сафронов Б.В., Марковская Е.И. Конъюнктура инвестиционного рынка // Экономист. 2017. № 1. С. 3–7.

7. Инвестиционный климат в России. Доклад экспертного института // Вопросы экономики. 2017. № 2. С. 4–25.

8. Райзберг Б.А. Проблемы государственного стратегического планирования в современной России // Общество и экономика. 2016. № 1. С. 18–22.

9. Шевченко И.В., Александрова Е.Н., Кравченко Т.Е., Анисимов В.Г. Роль инвестиций в реализации стратегии экономического роста // Финансы и кредит. 2015. № 32. С. 4–7.

10. Мау В.А. Социально-экономическое планирование и прогнозирование в современной России: поиск новых форм или тяга к прежней практике // Общество и экономика. 2014. № 1. С. 28–32.

11. Романова М.В. Управление проектами. М.: ИНФРА-М, 2007. 327 с.

12. Хэлдман Ким. Управление проектами. Быстрый старт. М.: ДМК Пресс, 2008. 352 с.

13. Методические рекомендации по материальному стимулированию федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти, являющихся участниками реализации приоритетных проектов (программ): материалы заседания рабочей группы по развитию проектной деятельности при президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам: протокол № 5. М., 2017.

14. Дорогов Н.И. Совершенствование государственного управления хозяйством региона в условиях многообразия форм собственности : дис. … д-ра экон. наук. Иваново, 1999. 424 с.

15. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочник для профессионалов. М.: Высшая школа, 2001. 573 с.

16. Кадырова Г.М. Инвестиционный потенциал: некоторые актуальные проблемы исследования // Страховое дело. 2013. № 11. С. 4–10.

17. Кондратьева З.А. Роль и значение индивидуального инвестирования в решении задач экономического роста // Финансы и кредит. 2011. № 8. С. 76–80.

18. Звягинцева О. Оценка инвестиционного риска региона // Экономист. 2013. № 9. С. 44–46.

19. Гусева К. Ранжирование субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики. 2006. № 6. С. 24–34.

20. Гранберг А.Г. Подходы к анализу финансового положения регионов их финансово-экономических отношений с федеральным центром // Регион. 2009. № 4. С. 23–29.

Science Vector of Togliatti State University. Series: Economics and Management. 2017; : 35-41

THE ADVANCED TOOLS OF FORMATION OF COMPETITIVE INVESTMENT ENVIRONMENT AT THE REGIONAL LEVEL

Grodskaya Galina Nikolaevna, Evseev Oleg Sergeevich, Asanova Svetlana Sergeevna

https://doi.org/10.18323/2221-5689-2017-3-35-41

Abstract

The paper considers the issues of improvement of mechanisms of government support of investment activity and formation of competitive investment environment at the regional level. The authors evaluate the advantages of the application of the project management tools when solving tasks related to the government support of investments and the enhancement of business environment at the level of the RF territorial entities. The goal of the paper is the study of the project management tools in the context of their use for the solution of the problems of investment activity promotion in the regions and elimination of the excess administrative barriers. The authors consider the set of actions based on the target models of regulation and enforcement and aimed to eliminate regional differences in the level of development of business environment and tools of government support of investment activity. The paper presents the models characterizing the organization structure of the interdepartmental project on the formation of the competitive investment environment in Samara region with different kinds of powers of regional project office (RPO). The conclusive result of the analysis is the selection of an optimal model that suggests having an RPO in the structure of Ministry of Economic Development, Investments and Commerce of Samara region. According to this model, the administrative barriers will have the downtrend that will have a positive effect on the whole economy of the country. The most optimal model of investment activity regulation at the regional level is the project-oriented model. Its application allows aiming the project management at the provision of effective regulation of investment activity and involving each level of regional management hierarchy in this process. The basis of this system is the project office, the activity of which is aimed at the formation of single institutional environment and creation of the conditions providing the sustainable functioning of the investment sphere of the region.

References

1. Voinikov V.V. Rossiya – ES: pravovye aspekty sozdaniya obshchego prostranstva svobody, bezopasnosti i zakonnosti // Aktual'nye problemy pravovoi reformy v Rossii: materialy mezhvuzovskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Kaliningrad: RGU im. I. Kanta, 2006. S. 24–26.

2. Smirnov A.S., Vodyanov A.A. Investitsionnaya politika: kakim metodam gosregulirovaniya otdat' predpochtenie // Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal. 2011. № 11-12. S. 3–7.

3. Marshak V.G. Otsenka finansovogo rynka regiona // Region: ekonomika i sotsiologiya. 2007. № 1. S. 32–37.

4. Granberg A.G., Suslov V.I., Suspitsyn S.A. Podkhody k analizu finansovogo polozheniya regionov ikh finansovo-ekonomicheskikh otnoshenii s federal'nym tsentrom // Region. 2011. № 4. S. 23–29.

5. Lebedev V.M. Privlechenie inostrannykh investitsii: faktologiya, problemy, podkhody k resheniyu // Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal. 2016. № 6. S. 69–79.

6. Bezrukov V.V., Safronov B.V., Markovskaya E.I. Kon\"yunktura investitsionnogo rynka // Ekonomist. 2017. № 1. S. 3–7.

7. Investitsionnyi klimat v Rossii. Doklad ekspertnogo instituta // Voprosy ekonomiki. 2017. № 2. S. 4–25.

8. Raizberg B.A. Problemy gosudarstvennogo strategicheskogo planirovaniya v sovremennoi Rossii // Obshchestvo i ekonomika. 2016. № 1. S. 18–22.

9. Shevchenko I.V., Aleksandrova E.N., Kravchenko T.E., Anisimov V.G. Rol' investitsii v realizatsii strategii ekonomicheskogo rosta // Finansy i kredit. 2015. № 32. S. 4–7.

10. Mau V.A. Sotsial'no-ekonomicheskoe planirovanie i prognozirovanie v sovremennoi Rossii: poisk novykh form ili tyaga k prezhnei praktike // Obshchestvo i ekonomika. 2014. № 1. S. 28–32.

11. Romanova M.V. Upravlenie proektami. M.: INFRA-M, 2007. 327 s.

12. Kheldman Kim. Upravlenie proektami. Bystryi start. M.: DMK Press, 2008. 352 s.

13. Metodicheskie rekomendatsii po material'nomu stimulirovaniyu federal'nykh gosudarstvennykh grazhdanskikh sluzhashchikh federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti, yavlyayushchikhsya uchastnikami realizatsii prioritetnykh proektov (programm): materialy zasedaniya rabochei gruppy po razvitiyu proektnoi deyatel'nosti pri prezidiume Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam: protokol № 5. M., 2017.

14. Dorogov N.I. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo upravleniya khozyaistvom regiona v usloviyakh mnogoobraziya form sobstvennosti : dis. … d-ra ekon. nauk. Ivanovo, 1999. 424 s.

15. Mazur I.I., Shapiro V.D. Upravlenie proektami. Spravochnik dlya professionalov. M.: Vysshaya shkola, 2001. 573 s.

16. Kadyrova G.M. Investitsionnyi potentsial: nekotorye aktual'nye problemy issledovaniya // Strakhovoe delo. 2013. № 11. S. 4–10.

17. Kondrat'eva Z.A. Rol' i znachenie individual'nogo investirovaniya v reshenii zadach ekonomicheskogo rosta // Finansy i kredit. 2011. № 8. S. 76–80.

18. Zvyagintseva O. Otsenka investitsionnogo riska regiona // Ekonomist. 2013. № 9. S. 44–46.

19. Guseva K. Ranzhirovanie sub\"ektov Rossiiskoi Federatsii // Voprosy ekonomiki. 2006. № 6. S. 24–34.

20. Granberg A.G. Podkhody k analizu finansovogo polozheniya regionov ikh finansovo-ekonomicheskikh otnoshenii s federal'nym tsentrom // Region. 2009. № 4. S. 23–29.