Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2023; : 110-121
Роль современных педагогов в формировании метакогнитивных компетенций у школьников
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-2-318-110-121Аннотация
Метакогнитивные компетенции школьников объединяют способности анализировать и адекватно оценивать не только уровень собственных знаний и умений в определенной области, но и собственные возможности относительно совершенствования, коррекции, обогащения этих знаний и умений. В их состав входят представления личности относительно способностей решать определенного рода задачи, выполнять определенные функции, использовать и модернизировать стратегии, технологии, методы деятельности. Очевидно, что сформированность метокогнитивных компетенций определяет способность личности эффективно осуществлять непрерывное самообразование, самосовершенствование. Их формирование лежит в основе достижения заданных личностных и метапредметных результатов образования. В связи с этим критически важным является готовность современных педагогов к решению задач по формированию метакогнитивных компетенций у обучающихся. В свою очередь, обеспечение этой готовности требует, во-первых, уточнения степени влияния социальных и образовательных условий на становление указанных качеств обучающихся; во-вторых, получения представлений о реальном уровне необходимых в данной связи знаний и умений педагогов, их мотивах и ценностных ориентациях. Получение указанных эмипирических данных составило цель проведенного исследования. Достижение цели осуществлялось с использованием теоретических (анализ, синтез, обобщение) и эмпирических (экспертная оценка, анкетирование, тестирование) методов исследования. Анализ и интерпретация результатов позволили сформулировать выводы относительно характера влияния современной социальной среды, образовательной среды, педагогов на успешность формирования метакогнитивных компетенций школьников; степени теоретической, психологической и практической готовности педагогов к формированию метаконитивных компетенций школьников; ключевых направлений оптимизации процесса подготовки действующих педагогов и студентов-будущих педагогов к решению задач формирования метакогннитивных компетенций у современных школьников.
Список литературы
1. Туленкова Л.А. Реализация ФГОС в формировании личностных универсальных учебных действий // Международный журнал экспериментального образования. 2020. № 5. С. 30-34.
2. Баринова Е.А. Метапредметный подход в образовании и метапредметные навыки // Обучение и воспитание: методики и практика. 2013. № 8. С. 9-14.
3. Сергеева С.Ю. Метапредметные результаты и их оценивание в предметах «Химия» и «Биология». 2021. URL: https://urok.1sept.ru/articles/688206.
4. Смирнова П.В. Развитие метакогнитивных навыков младших школьников в ходе проектно-исследовательского обучения // Психология одарённости и творчества: сб. науч. тр. II междунар. науч.-практ. он-лайн-конф. М.: Институт педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, 2020. С. 160-163.
5. Савенков А.И., Романова М.А., Смирнова П.В. Развитие метакогнитивных компетенций у будущих педагогов // Начальная школа. 2022. № 8. С. 7-11.
6. Смирнова П.В., Песков В.П. Мировой опыт идентификации метакогнитивных компетенций педагога в ходе профессионального становления и работы с одарёнными учащимися // Acta biomedica scientifica. 2022. № 7(1). С. 139-146.
7. Abdelrahman R.M. Metacognitive awareness and academic motivation and their impact on academic achievement of Ajman University students // Heliyon. 2020. Vol. 9. Art. e04192.
8. Алтухова Т.А., Алтухов Д.С. Показатели качества образования // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 7. С. 232-234.
9. Лях Ю.А. Совершенствование системы оценки качества общего образования // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2016. № 2. С. 11-13.
10. Гребенникова В.М., Ус О.А. Педагогическое сопровождение личностной идентичности подростков в условиях девиантогенного влияния цифровой массовой культуры // Педагогический журнал. 2019. № 5А. С. 515-524.
11. Хазова С.А., Вербицкая К.А. Исследование склонности к манипулятивному поведению будущих педагогов-студентов системы среднего профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. Вып. 1(273). С. 75-81.
12. Yang C., Bai L. The use of metacognitive strategies by Chinese PhD students of social sciences in Australian universities // International Journal of Education Research. 2019. № 97. P. 43-52.
13. Mitsea E., Drigas A. A journey into the Metacognitive Learning Strategies // IJOE International Journal of Online and Biomedical Engineering. 2019. № 15(14). P. 4-18.
14. Гречко А.А. Система подготовки школьников к поступлению в военнопрофессиональные учебные заведения // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2018. Вып. 1(213). С. 17-24.
15. Талызина Н.Ф. Деятельностная теория обучения как основа подготовки специалистов // Вестник Московского университета. Педагогическое образование. 2009. № 3. С. 17-30.
Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023; : 110-121
The role of modern teachers in the formation of metacognitive competencies of schoolchildren
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-2-318-110-121Abstract
The metacognitive competencies of schoolchildren combine the ability to analyze and adequately assess not only the level of their own knowledge and skills in a particular area, but also their own opportunities for improving, correcting, enriching this knowledge and skills. They include ideas of the individual regarding the ability to solve a certain kind of tasks, perform certain functions, use and modernize strategies, technologies and methods of activity. Obviously, the formation of metacognitive competencies determines the ability of a person to effectively carry out continuous self-education and self-improvement. Their formation is the basis for the achievement of the given personal and meta-subject results of education. In this regard, the readiness of modern teachers to solve problems of the formation of metacognitive competencies in students is critical. In its turn, ensuring this readiness requires, firstly, clarifying the degree of influence of social and educational conditions on the formation of these qualities of students; secondly, obtaining ideas about the real level of the knowledge and skills of teachers necessary in this connection, their motives and value orientations. Obtaining these empirical data was the goal of the study. The achievement of the goal was carried out using theoretical (analysis, synthesis, generalization) and empirical (expert assessment, survey, testing) research methods. The analysis and interpretation of the results made it possible to formulate conclusions regarding: the nature of the influence of the modern social environment, the educational environment, teachers on the success of the formation of schoolchildren’s metacognitive competencies; the degree of theoretical, psychological and practical readiness of teachers for the formation of metaconitive competencies of schoolchildren; key areas for optimizing the process of training current teachers and students, that are intending teachers for solving the problems of formation of metacognitive competencies of modern schoolchildren.
References
1. Tulenkova L.A. Realizatsiya FGOS v formirovanii lichnostnykh universal'nykh uchebnykh deistvii // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2020. № 5. S. 30-34.
2. Barinova E.A. Metapredmetnyi podkhod v obrazovanii i metapredmetnye navyki // Obuchenie i vospitanie: metodiki i praktika. 2013. № 8. S. 9-14.
3. Sergeeva S.Yu. Metapredmetnye rezul'taty i ikh otsenivanie v predmetakh «Khimiya» i «Biologiya». 2021. URL: https://urok.1sept.ru/articles/688206.
4. Smirnova P.V. Razvitie metakognitivnykh navykov mladshikh shkol'nikov v khode proektno-issledovatel'skogo obucheniya // Psikhologiya odarennosti i tvorchestva: sb. nauch. tr. II mezhdunar. nauch.-prakt. on-lain-konf. M.: Institut pedagogiki i psikhologii obrazovaniya GAOU VO MGPU, 2020. S. 160-163.
5. Savenkov A.I., Romanova M.A., Smirnova P.V. Razvitie metakognitivnykh kompetentsii u budushchikh pedagogov // Nachal'naya shkola. 2022. № 8. S. 7-11.
6. Smirnova P.V., Peskov V.P. Mirovoi opyt identifikatsii metakognitivnykh kompetentsii pedagoga v khode professional'nogo stanovleniya i raboty s odarennymi uchashchimisya // Acta biomedica scientifica. 2022. № 7(1). S. 139-146.
7. Abdelrahman R.M. Metacognitive awareness and academic motivation and their impact on academic achievement of Ajman University students // Heliyon. 2020. Vol. 9. Art. e04192.
8. Altukhova T.A., Altukhov D.S. Pokazateli kachestva obrazovaniya // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2010. № 7. S. 232-234.
9. Lyakh Yu.A. Sovershenstvovanie sistemy otsenki kachestva obshchego obrazovaniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika. 2016. № 2. S. 11-13.
10. Grebennikova V.M., Us O.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie lichnostnoi identichnosti podrostkov v usloviyakh deviantogennogo vliyaniya tsifrovoi massovoi kul'tury // Pedagogicheskii zhurnal. 2019. № 5A. S. 515-524.
11. Khazova S.A., Verbitskaya K.A. Issledovanie sklonnosti k manipulyativnomu povedeniyu budushchikh pedagogov-studentov sistemy srednego professional'nogo obrazovaniya // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. 2021. Vyp. 1(273). S. 75-81.
12. Yang C., Bai L. The use of metacognitive strategies by Chinese PhD students of social sciences in Australian universities // International Journal of Education Research. 2019. № 97. P. 43-52.
13. Mitsea E., Drigas A. A journey into the Metacognitive Learning Strategies // IJOE International Journal of Online and Biomedical Engineering. 2019. № 15(14). P. 4-18.
14. Grechko A.A. Sistema podgotovki shkol'nikov k postupleniyu v voennoprofessional'nye uchebnye zavedeniya // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. 2018. Vyp. 1(213). S. 17-24.
15. Talyzina N.F. Deyatel'nostnaya teoriya obucheniya kak osnova podgotovki spetsialistov // Vestnik Moskovskogo universiteta. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2009. № 3. S. 17-30.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38