Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2023; : 75-83
Разработка и внедрение адаптивных онлайн-курсов как нового формата дистанционного обучения
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-2-318-75-83Аннотация
В условиях цифровой трансформации всех сторон жизни общества на смену традиционным образовательным траекториям приходит электронное обучение. Вследствие этого активное внедрение адаптивных обучающих онлайн-курсов как наиболее эффективного инструмента инновационных технологий преподавания должно быть распространено на все дисциплины и направления подготовки в вузе.
Однако методика и практика применения адаптивных онлайн-курсов все еще недостаточно изучена. Несмотря на всеобщее понимание важности персонализированного обучения, ориентированного на потребности и интересы конкретного обучающегося, в настоящее время оно предлагается в основном крупными академическими и коммерческими поставщиками образовательных услуг и практически полностью отсутствует в практике региональных вузов. В этой связи представляется актуальной цель исследования – рассмотрение процесса разработки, тестирования, внедрения и оценки эффективности в повседневной практике российского вуза адаптивного электронного учебного курса как одного из наиболее актуальных и перспективных инновационных методов преподавания в условиях современных вызовов.
В работе предложена модель построения адаптивной системы обучения в электронной среде: сформулированы ключевые подходы к формированию проектируемого онлайн-курса, выбрана доступная программная среда для его реализации, сформулированы и последовательно раскрыты основные этапы подготовки, внедрения, педагогической и технической апробации адаптивной системы обучения. В основу разработки курса были положены личностно-ориентированный и компетентностый подходы, принципы современной дидактики, стратегия микрообучения и «нормализация» контента.
Основной результат исследования заключается в том, что предложенная технология внедрения адаптивного онлайн-курса может лечь в основу создания системы персонализированного обучения по множеству дисциплин и направлений подготовки отечественной высшей школы.
Список литературы
1. Дмитриевская Н.А. Модели интеграции онлайн-курсов в образовательный процесс университета // Форсайт образования: сб. материалов по итогам Междунар. науч.-метод. конф. Т. I, II / под общ. ред. Е.А. Каменевой. 2018. С. 20-22.
2. Волков Д. Рецепты онлайн-курсов для корпоративного обучения // EduTech. 2018. № 1(13). С. 5-6.
3. Золотухин С.А. Преимущества и недостатки массовых открытых онлайнкурсов // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2015. № 4 (56). С. 97-102.
4. Шершнева В.А., Вайнштейн Ю.В., Кочеткова Т.О. Адаптивная система обучения в электронной среде // Программные системы: теория и приложения. 2018. № 4(39). С. 159-177.
5. Зайцева Л.В. Технология разработки адаптивных электронных учебных курсов для компьютерных систем обучения // Educational Technology & Society. 2008. 11(1). С. 400-412.
6. Можаева Г.В., Даммер Д.Д., Велединская С.Б. Платформа адаптивной математики: на пути к цифровому репетитору // EdCrunch Томск: материалы международной конференции по новым образовательным технологиям, г. Томск, 29-31 мая 2019 г. Томск: Издат. дом ТГУ, 2019. С. 156-163.
7. Кирьянов Д. Динамически формируемые адаптивные курсы // EduTech. 2017. № 9(12). С. 11-12.
8. Мичкасская Е.И. Вознесенская Н. В. Основы разработки эффективных онлайн-курсов // Информатика в школе. 2018. № 9(142). С. 52-56.
9. Гирин М., Приходько М. Как прекратить пытки обучением // Обучение в новой нормальности: вызовы и ответы // Аналитический отчёт. М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка». 2020. С. 72. URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/journals/895/ (дата обращения: 07.05.2023).
10. Комлева Н.В., Вилявин Д.А. Цифровая платформа для создания персонализированных адаптивных онлайн-курсов // Открытое образование. 2020. Т. 24, № 2. С. 66-72.
Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023; : 75-83
Development and implementation of adaptive online courses as a new format for distance learning
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-2-318-75-83Abstract
In the context of the digital transformation of all aspects of the society, traditional educational trajectories are being replaced by e-learning. As a result, the active introduction of adaptive online learning courses as the most effective tool for innovative teaching technologies should be extended to all disciplines and areas of study at the university.
However, the methodology and practice of adaptive online courses application is still insufficiently studied. Despite the general understanding of the importance of personalized learning, focused on the needs and interests of a particular student, it is currently offered mainly by large academic and commercial providers of educational services and is almost completely absent in the practice of regional universities. In this regard, the purpose of the study seems to be relevant – to consider the process of developing, testing, implementing and evaluating the effectiveness of an adaptive e-learning course in the daily practice of a Russian university as one of the most actual and promising innovative teaching methods in the face of modern challenges.
The paper proposes a model for building an adaptive learning system in electronic environment: formulates key approaches to the formation of a designed online course, selects an available software environment for its implementation, formulates and consistently discloses the main stages of preparation, implementation, pedagogical and technical testing of an adaptive learning system. The development of the course was based on a student-centered and competence-based approach, the principles of modern didactics, a micro-learning strategy and content “normalization”.
The main result of the study is that the proposed technology for implementation of an adaptive online course can form the basis for creating a system of personalized learning in a variety of disciplines and areas of training for a domestic higher school.
References
1. Dmitrievskaya N.A. Modeli integratsii onlain-kursov v obrazovatel'nyi protsess universiteta // Forsait obrazovaniya: sb. materialov po itogam Mezhdunar. nauch.-metod. konf. T. I, II / pod obshch. red. E.A. Kamenevoi. 2018. S. 20-22.
2. Volkov D. Retsepty onlain-kursov dlya korporativnogo obucheniya // EduTech. 2018. № 1(13). S. 5-6.
3. Zolotukhin S.A. Preimushchestva i nedostatki massovykh otkrytykh onlainkursov // Diskussiya: zhurnal nauchnykh publikatsii. 2015. № 4 (56). S. 97-102.
4. Shershneva V.A., Vainshtein Yu.V., Kochetkova T.O. Adaptivnaya sistema obucheniya v elektronnoi srede // Programmnye sistemy: teoriya i prilozheniya. 2018. № 4(39). S. 159-177.
5. Zaitseva L.V. Tekhnologiya razrabotki adaptivnykh elektronnykh uchebnykh kursov dlya komp'yuternykh sistem obucheniya // Educational Technology & Society. 2008. 11(1). S. 400-412.
6. Mozhaeva G.V., Dammer D.D., Veledinskaya S.B. Platforma adaptivnoi matematiki: na puti k tsifrovomu repetitoru // EdCrunch Tomsk: materialy mezhdunarodnoi konferentsii po novym obrazovatel'nym tekhnologiyam, g. Tomsk, 29-31 maya 2019 g. Tomsk: Izdat. dom TGU, 2019. S. 156-163.
7. Kir'yanov D. Dinamicheski formiruemye adaptivnye kursy // EduTech. 2017. № 9(12). S. 11-12.
8. Michkasskaya E.I. Voznesenskaya N. V. Osnovy razrabotki effektivnykh onlain-kursov // Informatika v shkole. 2018. № 9(142). S. 52-56.
9. Girin M., Prikhod'ko M. Kak prekratit' pytki obucheniem // Obuchenie v novoĭ normal'nosti: vyzovy i otvety // Analiticheskiĭ otchet. M.: ANO DPO «Korporativnyĭ universitet Sberbanka». 2020. S. 72. URL: https://sberuniversity.ru/edutech-club/journals/895/ (data obrashcheniya: 07.05.2023).
10. Komleva N.V., Vilyavin D.A. Tsifrovaya platforma dlya sozdaniya personalizirovannykh adaptivnykh onlain-kursov // Otkrytoe obrazovanie. 2020. T. 24, № 2. S. 66-72.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38