Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 100-107
Система сопровождения профессионального развития ИКТ-компетентности педагогов образовательных организаций
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-1-293-100-107Аннотация
Статья посвящена изучению системы сопровождения профессионального развития ИКТ-компетентности педагогов образовательных организаций. Авторы анализируют теоретические основы целостной организации деятельности, в процессе которой происходит профессиональный рост педагога, развитие его информационно-коммуникативной компетентности, предоставляют экспериментальный материал, раскрывающий проблемы цифровизации школьного обучения, а также определяющий перечень требований к ИКТкомпетентности педагогу образовательной организации. Экспериментальную группу составили эксперты – девяносто шесть респондентов, работающих в образовательных организациях Краснодарского края и Республики Адыгея. Показатели отбора: высшее профессиональное образование; профессиональный трудовой стаж не менее 10 лет; квалификационная категория не ниже первой. Авторы предлагают разработанную экспертную карту, при помощи которой были уточнены наиболее актуальные ИКТ-компетенции. В результате проведенного теоретико-эмпирического анализа были определены основные компоненты системы сопровождения профессионального развития ИКТ-компетентности педагогов образовательных организаций: атрибутивные характеристики, теоретические принципы, структура, включающая критериальные показатели ИКТ-компетентности педагогов (медиаграмотность как наличие способности анализировать и оценивать информацию из различных медиаисточников; стремление к непрерывному профессиональному совершенствованию; навыки медиабезопасности; высокий адаптационный потенциал; креативность мышления; высокие коммуникативные навыки) и механизм реализации системы.
Список литературы
1. World Economic Forum Jobs of Tomorrow Mapping Opportunity in the New Economy. 2020. 29 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF-Jobs-of-Tomorrow-2020.pdf
2. Паспорт «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»: [утв. президиумом Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам: протокол от 25.10.2016 № 9]. URL: https://docs.yandex.ru/docs
3. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 20172030 годы: указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203. URL: https://sudact.ru/law/ukazprezidenta-rf-ot-09052017-n-203/strategiia-razvitiia-informatsionnogo-obshchestva
4. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»: [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16]. URL: https://docs.cntd.ru/document/552449906
5. Паспорт национального проекта «Образование»: [утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 N 16]. URL: https://docs.cntd.ru/document/552189837
6. Атлас новых профессий 3.0. / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. М.: Альпина ПРО, 2021. 472 с. URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf
7. Решетников В.Г. Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка деятельности педагогов в условиях модернизации образования // Омский научный вестник. 2013. № 5(122). С. 174-177.
8. Кричевский Б.В. Искусство быть наставником // Непрерывное образование. 2017. № 3(21). С. 6-7.
Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 100-107
System of support for professional development of ICT competence in teachers of educational organizations
Mosina Oksana A., Demkina Elena V.
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-1-293-100-107Abstract
The paper is devoted to the study of the system of supporting the professional development of ICT competence in teachers of educational organizations. The authors analyze the theoretical foundations of the holistic organization of activities, during which the teacher raises his professional skills and develops his information and communication competence. The authors also provide experimental material that reveals the problems of digitalization of school education, as well as defines the list of requirements for ICT competence for the teacher of an educational organization. The experimental group consisted of experts – ninety-six respondents working in educational institutions of the Krasnodar Territory and the Republic of Adyghea. Selection indicators included the presence of higher professional education, professional work experience of at least 10 years, and the first qualification category. The authors propose a developed expert map, with the help of which the most relevant ICT competencies were specified. The theoretical and empirical analysis enabled the authors to determine the main components of the system for supporting the professional development of ICT competence in teachers of educational organizations. Those are attributive characteristics, theoretical principles, a structure that includes criteria indicators of teachers’ ICT competence (media literacy, as the ability to analyze and evaluate information from various media sources; striving for continuous professional improvement; media security skills; high adaptive potential; creative thinking; high communication skills) and the mechanism for system implementation.
References
1. World Economic Forum Jobs of Tomorrow Mapping Opportunity in the New Economy. 2020. 29 p. URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF-Jobs-of-Tomorrow-2020.pdf
2. Pasport «Sovremennaya tsifrovaya obrazovatel'naya sreda v Rossiiskoi Federatsii»: [utv. prezidiumom Soveta pri prezidente Rossiiskoi Federatsii po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam: protokol ot 25.10.2016 № 9]. URL: https://docs.yandex.ru/docs
3. Strategiya razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiiskoi Federatsii na 20172030 gody: ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 № 203. URL: https://sudact.ru/law/ukazprezidenta-rf-ot-09052017-n-203/strategiia-razvitiia-informatsionnogo-obshchestva
4. Pasport natsional'noi programmy «Tsifrovaya ekonomika Rossiiskoi Federatsii»: [utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 N 16]. URL: https://docs.cntd.ru/document/552449906
5. Pasport natsional'nogo proekta «Obrazovanie»: [utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i natsional'nym proektam, protokol ot 24.12.2018 N 16]. URL: https://docs.cntd.ru/document/552189837
6. Atlas novykh professii 3.0. / pod red. D. Varlamovoi, D. Sudakova. M.: Al'pina PRO, 2021. 472 s. URL: https://atlas100.ru/upload/pdf_files/atlas.pdf
7. Reshetnikov V.G. Organizatsionno-metodicheskoe soprovozhdenie i metodicheskaya podderzhka deyatel'nosti pedagogov v usloviyakh modernizatsii obrazovaniya // Omskii nauchnyi vestnik. 2013. № 5(122). S. 174-177.
8. Krichevskii B.V. Iskusstvo byt' nastavnikom // Nepreryvnoe obrazovanie. 2017. № 3(21). S. 6-7.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32