Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2023; : 59-66

Методические основы организации проектной деятельности старшеклассников в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности

Ахтаов Р. А., Карягина Н. В., Иоакимиди Ю. А.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-2-318-59-66

Аннотация

Рассматриваются проблемные вопросы применения проектных технологий в школьном образовании. Современная школа не в полной мере реализует психолого-педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения. Сегодня технология учебных проектов вызывает большой интерес у педагогов, преподающих школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности». Проведенное анкетирование показало, что многие из них испытывают затруднения в организации проектной деятельности, ссылаясь на отсутствие и недостаточную разработанность учебно-методического материала по проектному методу обучения. В статье подробно раскрываются методические основы организации проектной деятельности на уроках «Основы без опасности жизнедеятельности старшеклассников». Разработанная и предложен ная тематика проектов для изучения программного материала курса «Основы безопасности жизнедеятельности» направлена на повышение уровня знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности учащихся 11-х классов. В работе раскрыты методические приемы тесного сотрудничества учителя и учащихся на уроке в процессе обсуждения и поиска правильных ответов и вариантов решения проблемных ситуаций, связанных с безопасностью в повседневной жизни. В статье представлены материалы проведенного исследования, анализируются показатели уровня знаний основ безопасности жизнедеятельности учащихся 11-х классов на различных этапах педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность использования методики организации проектной деятельности в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности, что способствовало повышению уровня знаний, умений и навыков основ безопасности жизнедеятельности у старшеклассников.

Список литературы

1. Царанников С.В. Проектная деятельность в аспекте реализации требований ФГОС // Актуальные тренды в современном образовании: сб. науч. тр. Саратов, 2022. С. 231-235.

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2011. 191 с.

3. Кондрахина В.Н., Тазова Г.В., Макарова Н.Н. Проектная деятельность как средство саморазвития и самоорганизации деятельности школьников // Вестник Калужского университета. Сер. 1: Психологические науки. Педагогические науки. 2019. Т. 2, № 3(4). С. 126-129.

4. Терехова Н.Н. Проектная деятельность как способ научно-познавательной деятельности учащихся // Психолого-педагогический взгляд на профессионально-ориентированное образование: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2020. С. 178-180.

5. Бгуашев А.Б., Иоакимиди Ю.А., Карягина Н.В. Метод проектов как на правление в совершенствовании физического воспитания школьников // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 3(88). С. 234-236.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023; : 59-66

Methodological bases for organizing project activity of high school students in the process of teaching the fundamentals of life safety

Akhtaov R. A., Karyagina N. V., Ioakimidi Y. A.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-2-318-59-66

Abstract

Problematic issues of application of design technologies in school education are considered. The modern school does not fully realize the psychological and pedagogical potential of the project method as a personality-oriented learning technology. Today, the technology of educational projects is of great interest to teachers teaching the school course of «Fundamentals of Life Safety». The survey showed that many of them experience difficulties in organizing project activities, referring to the lack and insufficient development of educational and methodological material on the project method of teaching. The article reveals in detail the methodological foundations of the organization of project activity at the lessons of «Fundamentals of life safety of high school students.» The developed and proposed topics of projects for studying the program material of the course of «Fundamentals of Life Safety» are aimed at increasing the level of knowledge, skills and abilities of the basics of life safety of 11th grade students. The paper reveals methodological techniques for close cooperation between the teacher and students in the classroom in the process of discussing and searching for the right answers and options for solving problem situations related to safety in everyday life. The article presents the materials of the study, analyzes the indicators of the level of knowledge of the fundamentals of life safety of 11th grade students at various stages of pedagogical experiment. The pedagogical experiment confirmed the effectiveness of using the method of organizing project activity in the process of teaching the fundamentals of life safety, which contributed to the increase of the level of knowledge, skills and abilities of the basics of life safety among high school students.

References

1. Tsarannikov S.V. Proektnaya deyatel'nost' v aspekte realizatsii trebovanii FGOS // Aktual'nye trendy v sovremennom obrazovanii: sb. nauch. tr. Saratov, 2022. S. 231-235.

2. Polivanova K.N. Proektnaya deyatel'nost' shkol'nikov. M.: Prosveshchenie, 2011. 191 s.

3. Kondrakhina V.N., Tazova G.V., Makarova N.N. Proektnaya deyatel'nost' kak sredstvo samorazvitiya i samoorganizatsii deyatel'nosti shkol'nikov // Vestnik Kaluzhskogo universiteta. Ser. 1: Psikhologicheskie nauki. Pedagogicheskie nauki. 2019. T. 2, № 3(4). S. 126-129.

4. Terekhova N.N. Proektnaya deyatel'nost' kak sposob nauchno-poznavatel'noi deyatel'nosti uchashchikhsya // Psikhologo-pedagogicheskii vzglyad na professional'no-orientirovannoe obrazovanie: sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Ufa, 2020. S. 178-180.

5. Bguashev A.B., Ioakimidi Yu.A., Karyagina N.V. Metod proektov kak na pravlenie v sovershenstvovanii fizicheskogo vospitaniya shkol'nikov // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021. № 3(88). S. 234-236.