Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2023; : 15-24

Социокультурные инициативы педагога в контексте образования для устойчивого развития

Дагбаева Н. Ж., Халудорова Л. Е., Базарова Т. С.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-2-318-15-24

Аннотация

Рассматриваются особенности социокультурных инициатив педагогов в контексте образования для устойчивого развития. Предпринята по пытка обоснования их значимости для совершенствования окружающего мира и личностно-профессионального роста учителей. Инициирование понимается не только как процесс, способствующий возникновению идей, но и процесс, тесно связанный с инновационной деятельностью, поэтому его можно считать одним из способов организации инновационной деятельности. Дано собственное рабочее определение инициативности.

Образование в интересах устойчивого развития использует все позитивные достижения традиционного экологического образования, обогащая его социальным, экономическим и культурным контекстом, что можно увидеть на примере развития социокультурных инициатив педагогов в разных регионах России. В настоящей статье приводится опыт региона озера Байкал, на берегах которого гармонично развивается культура бурят, семейских, эвенков и других народов страны.

Методологией рассмотрения данной тематики является активно разрабатываемая в последние десятилетия концепция образования для устойчивого раз вития (ОУР), описаны основные научные центры, разрабатывающие содержание педагогики.

Приведены также зарубежные научные школы, представленные университетами и общественными экологическим организациями, с которыми со вместно разрабатываются культурные и социальные инициативы педагогов. Использовались такие методы, как анализ научной литературы и социологический опрос. Новизна исследования заключается в том, что дано рабочее определение понятия «инициатива», социокультурные инициативы представлены в качестве социокультурных проектов и как результат исследования.

Список литературы

1. Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. 2010. № 2. С. 4-7.

2. Мамедов Н.М. Культура как фактор развития // Вестник МГАДА. 2011. № 3.

3. Becker G.N., Dagbaeva U.A. Bildung für nachhaltige Entwicklung: interkul turelle Erfahrungen: erweiterte Neuausgabe. Ulan-Ude: Verlag der Burjatischen Sta atlichen Universität; Osnabrück: NUSO-Verlag, 2020. 262 р.

4. Yukihiko Oikawa. Education for sustainable development: Trends and practice // Education for Sustainable Development and Disaster Risk Reduction. 2014. P. 15 35. DOI: 10.1007/978-4-431-55090-7_2

5. Contributions of Education for Sustainable Development (ESD) to Quality Edu cation: A Synthesis of Research / R. Laurie, Y. Nonoyama-Tarumi, R. Mckeown [et al.] // Journal of Education for Sustainable Development. 2016. 10:2. P. 226-242

6. Becker G. Bildung fuer nachhaltige Entwicklung in urbanen Bildungs landschaften // Springer-Verlag. 2020. 417 р.

7. Дагбаева Н.Ж. Образование для устойчивого развития: содержательные линии и новые технологии // Образование в интересах устойчивого развития: опыт регионов. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2015. С. 58-71.

8. Aktamov I.G., Banzarakzaev B.Z., Dagbaeva N.Z. Implementation of the prin ciples of sustainable development in the Baikal region: historical, cultural and educa tional aspects // Nauchnyi dialog. 2020. № 12. С. 209-226.

9. Халудорова Л.Е. Социокультурная направленность экологизации содержания дополнительного профессионального образования учителей в интересах устой чивого развития региона: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2019. 400 с.

10. Dugarova Т., Khaludorova L., Grigoryeva A. On population’s ecological cul ture development in the context of Baikal region sustainable development // Arctic dialogue in the global world: joint science and education conference. Ulan-Ude, 2015. С. 383-384.

11. Components of modern students’ intercultural competence: comparative anal ysis / N.Zh. Dagbaeva, S.N. Darmaeva, J.S. Samoshkina [et al] // European Journal of Contemporary Education. 2020. Т. 9, № 1. P. 19-28.

12. Шаповалова К.Н. Основные подходы к рассмотрению понятия «Инициативность» в историческом аспекте // Науки об образовании. 2012. № 1. С. 177-184.

13. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности чело века / А.И. Крупнов // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 25.

14. Фролов Ю.В., Махотин Д.А. Компетентностная модель как основа оценки качества подготовки специалистов // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 34-41.

15. Громыко Ю.В., Давыдов В.В. Образование как средство формирования и выращивания практики общественно-регионального развития // Россия. 2011. № 2. С. 40-55.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023; : 15-24

Sociocultural initiatives of the teacher in the context of education for sustainable development

Dagbaeva N. Zh., Khaludorova L. E., Bazarova T. S.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-2-318-15-24

Abstract

This article examines the features of socio-cultural initiatives of teachers in the context of education for sustainable development. An attempt is made to substantiate their importance for the improvement of the surrounding world and personal and professional growth of teachers. Initiation is understood not only as a process that promotes the emergence of ideas, but a process closely related to innovation, so it can be considered one of the ways to organize innovation. Own working definition of the initiative is given.

Education for sustainable development uses all the positive achievements of traditional environmental education, enriching it with a social, economic and cultural context, which can be seen on the example of the development of socio cultural initiatives of teachers in different regions of Russia. This article presents the experience of the Lake Baikal region, on the shores of which the culture of Buryats, Semeiskie, Evenks and other peoples of the country harmoniously develops.

The methodology of consideration of this topic is the concept of education for sustainable development (ESD), which has been actively developed in recent decades, describes the main research centers developing the content and technologies of this relatively new scientific and educational direction of pedagogy.

There are also foreign scientific schools represented by universities and public environmental organizations, with which cultural and social initiatives of teachers are jointly developed. Methods such as the analysis of scientific literature and a sociological survey were used. The novelty of the study lies in the fact that a working definition of the concept of «initiative» is given and, socio-cultural initiatives are presented as socio-cultural projects as a result of the study.

References

1. Moiseev N.N. Sistema «Uchitel'» i sovremennaya ekologicheskaya obstanovka // Ekologiya i zhizn'. 2010. № 2. S. 4-7.

2. Mamedov N.M. Kul'tura kak faktor razvitiya // Vestnik MGADA. 2011. № 3.

3. Becker G.N., Dagbaeva U.A. Bildung für nachhaltige Entwicklung: interkul turelle Erfahrungen: erweiterte Neuausgabe. Ulan-Ude: Verlag der Burjatischen Sta atlichen Universität; Osnabrück: NUSO-Verlag, 2020. 262 r.

4. Yukihiko Oikawa. Education for sustainable development: Trends and practice // Education for Sustainable Development and Disaster Risk Reduction. 2014. P. 15 35. DOI: 10.1007/978-4-431-55090-7_2

5. Contributions of Education for Sustainable Development (ESD) to Quality Edu cation: A Synthesis of Research / R. Laurie, Y. Nonoyama-Tarumi, R. Mckeown [et al.] // Journal of Education for Sustainable Development. 2016. 10:2. P. 226-242

6. Becker G. Bildung fuer nachhaltige Entwicklung in urbanen Bildungs landschaften // Springer-Verlag. 2020. 417 r.

7. Dagbaeva N.Zh. Obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya: soderzhatel'nye linii i novye tekhnologii // Obrazovanie v interesakh ustoichivogo razvitiya: opyt regionov. Ulan-Ude: Izd-vo Buryat. gos. un-ta, 2015. S. 58-71.

8. Aktamov I.G., Banzarakzaev B.Z., Dagbaeva N.Z. Implementation of the prin ciples of sustainable development in the Baikal region: historical, cultural and educa tional aspects // Nauchnyi dialog. 2020. № 12. S. 209-226.

9. Khaludorova L.E. Sotsiokul'turnaya napravlennost' ekologizatsii soderzhaniya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya uchitelei v interesakh ustoi chivogo razvitiya regiona: dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.01. Ulan-Ude, 2019. 400 s.

10. Dugarova T., Khaludorova L., Grigoryeva A. On population’s ecological cul ture development in the context of Baikal region sustainable development // Arctic dialogue in the global world: joint science and education conference. Ulan-Ude, 2015. S. 383-384.

11. Components of modern students’ intercultural competence: comparative anal ysis / N.Zh. Dagbaeva, S.N. Darmaeva, J.S. Samoshkina [et al] // European Journal of Contemporary Education. 2020. T. 9, № 1. P. 19-28.

12. Shapovalova K.N. Osnovnye podkhody k rassmotreniyu ponyatiya «Initsiativnost'» v istoricheskom aspekte // Nauki ob obrazovanii. 2012. № 1. S. 177-184.

13. Krupnov A.I. Psikhologicheskie problemy issledovaniya aktivnosti chelo veka / A.I. Krupnov // Voprosy psikhologii. 1984. № 3. S. 25.

14. Frolov Yu.V., Makhotin D.A. Kompetentnostnaya model' kak osnova otsenki kachestva podgotovki spetsialistov // Vysshee obrazovanie segodnya. 2004. № 8. S. 34-41.

15. Gromyko Yu.V., Davydov V.V. Obrazovanie kak sredstvo formirovaniya i vyrashchivaniya praktiki obshchestvenno-regional'nogo razvitiya // Rossiya. 2011. № 2. S. 40-55.