Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2023; : 98-106

Профессиональная культура военных музыкантов и ее формирование в учебно-воспитательном процессе вуза

Степенко Э. А.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-3-323-98-106

Аннотация

На протяжении последних десятилетий происходят изменения в содержании профессионального образования военных музыкантов, военных дирижеров. Автор статьи констатирует, что в современном обществе выпускник военного вуза по специальности 53.05.07 «Дирижирование военным духовым оркестром» обязательно должен быть высококвалифицированным профессионалом в сфере военно-музыкальной службы, обладать не только системой междисциплинарных профессиональных знаний, умений, навыков, компетенций, но и высоким уровнем как профессиональной, так и общей личностной культуры. В статье рассматривается сущность профессиональной культуры военных музыкантов, приведены характеристики различных структурных компонентов данной культуры (профессионально-ценностного, профессионально-когнитивного, музыкально-исполнительского, психолого-педагогического, рефлексивного, профессионально-коммуникативного и др.). Особое внимание уделено описанию процесса реализации культурологического подхода в профессиональном образовании будущих военных дирижеров. Автор рассматривает роль музыкальной педагогики в процессе формирования профессиональной культуры военного дирижера. Одним из ключевых аспектов музыкальной педагогики в профессиональном образовании будущих военных дирижеров является развитие у них коммуникативных навыков, педагогических способностей и интуиции. В завершение делается вывод о том, что деятельность военных музыкантов, которые обладают высоким уровнем профессиональной культуры, может способствовать росту патриотического настроения среди граждан России, осознанию ими необходимости защиты Родины, повышению престижа воинской службы.

Список литературы

1. Герасимова Т.Н. Сообщество военных музыкантов и их профессиональная субкультура // Мир образования - образование в мире. 2011. № 4 (44). С. 15-20.

2. Батищев И.В., Русаков Ю.А. Влияние военного оркестра на моральное состояние военнослужащих российской армии в ходе боевых действий // Военный академический журнал. 2020. № 3 (27). С. 153-156.

3. Военная культура: учебник / под общ. ред. Б.В. Воробьева. М.: Военный университет: РГСУ, 2020. 384 с.

4. Васильева Т.В., Никитина Н.И. Педагогика высшей школы. М.: Перспектива, 2019. 268с.

5. Веретин С.В. Формирование профессиональной культуры курсантов высших военно-учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Ульяновск, 2010. 195 с.

6. Сучков А.В. Нравственные качества курсанта вуза современной российской армии: специфика, состояние, оптимизация развития: социально-философский анализ: дис. … канд. филос. наук: 09.00.11. М., 2008. 190 с.

7. Итляшев Х.В. Деонтологические основы профессиональной деятельности будущих офицеров // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 12. С. 212-218.

8. Фадюшина Н.А. О влиянии деонтологической подготовки на выполнение военнослужащими профессионального долга // Вестник евразийской науки. 2013. № 6 (19). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21405305 (дата обращения: 16.02.2023).

9. Джиоев С.Л. К вопросу о специфике подготовки военного дирижера // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30608 (дата обращения: 30.06.2023).

10. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера: науч. поиски, войсковой опыт, практ. рекомендации, взгляд в будущее. М.: Воениздат, 1985. 159 с.

11. Волошина Т.А. Профессионально-педагогическая подготовка дирижера оркестрового коллектива // Вестник современных исследований. 2018. № 10.1 (25). С. 21-25.

12. Герасимов А.М. Формирование педагогической культуры у молодых офицеров в части: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. М., 1985. 159 с.

13. Солоницын Д.А. Развитие педагогической культуры офицера в процессе военной службы: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. М., 2015. 235 с.

14. Цупиков И.В. К вопросу о педагогической сущности процесса профессиональной подготовки военных дирижеров // Армия и общество. 2012. № 4 (32). С. 47-50.

15. Логинов И.П. Рефлексивная культура военного руководителя. М.: Воен. ун-т, 2001. 88 с.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023; : 98-106

Professional culture of military musicians and its formation in the educational process of the university

Stepenko E. A.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-3-323-98-106

Abstract

Over the past decades, there have been changes in the system of the professional education of military musicians and military conductors. The author of the article states that in modern society, a graduate of a military university with a degree in 53.05.07 “Conducting a military brass band” has to be a highly qualified professional in the field of military music service. They have to have not only high interdisciplinary professional skills, competencies, but also a high level of their own both professional and general personal culture. The article explores the essence of the professional culture of military musicians, presents the characteristics of various structural components of this culture (professional-value, professionalcognitive, musical-performing, psychological-pedagogical, reflective, professionalcommunicative, etc.). Particular attention is paid to the description of the process of implementing the cultural approach in the professional education of future military conductors. The author considers the role of musical pedagogy in the process of forming the professional culture of a military conductor. One of the key aspects of music pedagogy in the professional education of future military conductors is the development of their communication skills, pedagogical abilities and intuition. It is concluded that the activities of military musicians who have a high level of professional culture can contribute to the growth of patriotic mood among Russian citizens, their awareness of the need to defend the Motherland, and increase the prestige of military service.

References

1. Gerasimova T.N. Soobshchestvo voennykh muzykantov i ikh professional'naya subkul'tura // Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2011. № 4 (44). S. 15-20.

2. Batishchev I.V., Rusakov Yu.A. Vliyanie voennogo orkestra na moral'noe sostoyanie voennosluzhashchikh rossiiskoi armii v khode boevykh deistvii // Voennyi akademicheskii zhurnal. 2020. № 3 (27). S. 153-156.

3. Voennaya kul'tura: uchebnik / pod obshch. red. B.V. Vorob'eva. M.: Voennyi universitet: RGSU, 2020. 384 s.

4. Vasil'eva T.V., Nikitina N.I. Pedagogika vysshei shkoly. M.: Perspektiva, 2019. 268s.

5. Veretin S.V. Formirovanie professional'noi kul'tury kursantov vysshikh voenno-uchebnykh zavedenii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Ul'yanovsk, 2010. 195 s.

6. Suchkov A.V. Nravstvennye kachestva kursanta vuza sovremennoi rossiiskoi armii: spetsifika, sostoyanie, optimizatsiya razvitiya: sotsial'no-filosofskii analiz: dis. … kand. filos. nauk: 09.00.11. M., 2008. 190 s.

7. Itlyashev Kh.V. Deontologicheskie osnovy professional'noi deyatel'nosti budushchikh ofitserov // Sotsial'no-gumanitarnye znaniya. 2019. № 12. S. 212-218.

8. Fadyushina N.A. O vliyanii deontologicheskoi podgotovki na vypolnenie voennosluzhashchimi professional'nogo dolga // Vestnik evraziiskoi nauki. 2013. № 6 (19). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21405305 (data obrashcheniya: 16.02.2023).

9. Dzhioev S.L. K voprosu o spetsifike podgotovki voennogo dirizhera // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2021. № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30608 (data obrashcheniya: 30.06.2023).

10. Barabanshchikov A.V., Mutsynov S.S. Pedagogicheskaya kul'tura ofitsera: nauch. poiski, voiskovoi opyt, prakt. rekomendatsii, vzglyad v budushchee. M.: Voenizdat, 1985. 159 s.

11. Voloshina T.A. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka dirizhera orkestrovogo kollektiva // Vestnik sovremennykh issledovanii. 2018. № 10.1 (25). S. 21-25.

12. Gerasimov A.M. Formirovanie pedagogicheskoi kul'tury u molodykh ofitserov v chasti: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 1985. 159 s.

13. Solonitsyn D.A. Razvitie pedagogicheskoi kul'tury ofitsera v protsesse voennoi sluzhby: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. M., 2015. 235 s.

14. Tsupikov I.V. K voprosu o pedagogicheskoi sushchnosti protsessa professional'noi podgotovki voennykh dirizherov // Armiya i obshchestvo. 2012. № 4 (32). S. 47-50.

15. Loginov I.P. Refleksivnaya kul'tura voennogo rukovoditelya. M.: Voen. un-t, 2001. 88 s.