Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2023; : 87-97

О формировании в вузе профессиональной готовности будущих учителей к гражданскому воспитанию подростков в условиях информатизации общества

Руденко Е. Ю., Гребенникова В. М., Никитина Н. И., Вольхин С. Н.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-3-323-87-97

Аннотация

Тема гражданского воспитания подрастающего поколения всегда актуальна, но в нашем стремительно меняющемся обществе она становится еще более важной. Профессиональная подготовка в вузе будущих учителей к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества представляет собой сложный и многоаспектный процесс, который требует формирования у студентов-педагогов целого ряда профессиональных и личностных качеств, компетенций, развития их гражданской воспитанности и гражданской компетентности, позволяющих успешно реализовывать задачи гражданского воспитания в современном образовательном пространстве с учетом всех нюансов, факторов цифровизации российского общества. Авторы считают, что профессиональная готовность выпускника педагогического вуза к гражданскому воспитанию подростков является составной частью более общего понятия «профессиональная готовность учителя к управлению целостным педагогическим процессом». В статье приведены характеристики структурных компонентов (профессионально-когнитивного, социально-перцептивного, дидактического, рефлексивно-акмеологического), обозначенных составляющих профессиональной готовности учителя. Особое внимание уделено роли профессорско-преподавательского состава в формировании у будущего учителя в процессе его вузовской подготовки информационной грамотности, межкультурной компетентности, гражданской ответственности. В статье констатируется, что профессиональная готовность учителей к работе по гражданскому воспитанию современных подростков – это необходимая составляющая для усиления роли школы как социального института, формирующего ценностные ориентации подрастающего поколения и влияющего на дальнейшее развитие российского общества.

Список литературы

1. Богомолова М.И. Современные подходы к гражданскому воспитанию детей // Культурологический подход к образовательному процессу в школе и вузе: опыт, проблемы, перспективы: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., 19-20 мая 2006 г. Ульяновск, 2006. С. 44-50.

2. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей // Вопросы психологии. 2007. № 5. С. 78-85.

3. Автионова Н.В., Никитина Н.И., Гребенникова В.М. Педагогическая антропология. М.: Перспектива, 2021. 194 с.

4. Гребенникова В.М., Руденко Е.Ю. Готовность будущих педагогов к гражданскому воспитанию школьников в условиях информационного общества: критерии оценки // Проблемы современного педагогического образования. 2023. Вып. 79, ч. 1. С. 139-143.

5. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с.

6. Молодёжь России в цифровом пространстве: Основания дифференциации стратегий интернет-поведения / Е.В. Бродовская, А.Ю. Домбровская, Р.В. Пырма [и др.] // Среднерусский вестник общественных наук. 2019. № 14(1). С. 37-58. doi: 10.22394/2071-2367-2019-14-1-37-58.

7. Вараксин А.В. Влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентиров современной молодежи // Преподаватель XXI век. 2016. № 2. С. 205-212.

8. Дружилов С.А. Негативные воздействия современной информационной среды на человека: психологические аспекты // Психологические исследования. 2020. № 11 (59). С. 11-19.

9. Демидова Т.Е., Чижевская И.Н., Чижевский А.Е. Состояние профессиональной готовности учителей к формированию медийной культуры у современных школьников // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2019. № 5. С. 45-58.

10. Дурай-Новакова К.М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. М., 1983. 283 с.

11. Толкачева Т.М. Формирование профессиональной готовности будущего учителя к гражданскому воспитанию младших школьников: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Оренбург, 2009. 24 с.

12. Гальченко А.С. Психологические детерминанты формирования гражданской идентичности у старшеклассников: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 2021. 24 с.

13. Крайнюков С.В. Влияние современных информационных технологий на картину мира человека // Социальная психология и общество. 2019. Т. 10, № 4. С. 23-41.

14. Огурцова Е.Ю., Фадеев Р.Н. Подготовка будущих учителей к обучению школьников основам кибербезопасности // Ноосферные исследования. 2021. Вып. 3. С. 88-97.

15. Бехтерева Л.Г., Марголис Н.Ю., Никитенко В.А. Возможности использования социальных сетей в современном образовательном процессе в вузах // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 575-578.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023; : 87-97

On professional readiness of future teachers for the civic education of adolescents in the conditions of informatization of society

Rudenko E. Yu., Grebennikova V. M., Nikitina N. I., Volkhin S. N.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-3-323-87-97

Abstract

The topic of civic education of the younger generation has always been relevant, but in our rapidly changing society it becomes even more important. The professional training of future teachers at the university for the civic education of schoolchildren in the information society is a complex and multidimensional process that requires a number of professional and personal qualities, competencies, the development of their civic education and civic competence, allowing them to successfully implement the tasks of civic education in the modern educational system, taking into account all the factors of digitalization of Russian society. The authors believe that the professional readiness of a graduate of a pedagogical university for the civic education of adolescents is an integral part of the more general concept of «professional readiness of a teacher to manage an integral pedagogical process». The article presents the characteristics of the structural components (professionalcognitive, socio-perceptual, didactic, reflexive-acmeological) of the components of the teacher’s professional readiness. Special attention is paid to the role of the teaching staff in the formation of the future teacher in the process of their university training of information literacy, intercultural competence and civic responsibility. The article states that the professional readiness of teachers to work on the civic education of modern adolescents is a necessary component for strengthening the role of the school as a social institution that forms the value orientations of the younger generation and influences the further development of Russian society.

References

1. Bogomolova M.I. Sovremennye podkhody k grazhdanskomu vospitaniyu detei // Kul'turologicheskii podkhod k obrazovatel'nomu protsessu v shkole i vuze: opyt, problemy, perspektivy: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 19-20 maya 2006 g. Ul'yanovsk, 2006. S. 44-50.

2. Bozhovich L.I. O nravstvennom razvitii i vospitanii detei // Voprosy psikhologii. 2007. № 5. S. 78-85.

3. Avtionova N.V., Nikitina N.I., Grebennikova V.M. Pedagogicheskaya antropologiya. M.: Perspektiva, 2021. 194 s.

4. Grebennikova V.M., Rudenko E.Yu. Gotovnost' budushchikh pedagogov k grazhdanskomu vospitaniyu shkol'nikov v usloviyakh informatsionnogo obshchestva: kriterii otsenki // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2023. Vyp. 79, ch. 1. S. 139-143.

5. Danilyuk A.Ya., Kondakov A.M., Tishkov V.A. Kontseptsiya dukhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii. M.: Prosveshchenie, 2014. 23 s.

6. Molodezh' Rossii v tsifrovom prostranstve: Osnovaniya differentsiatsii strategii internet-povedeniya / E.V. Brodovskaya, A.Yu. Dombrovskaya, R.V. Pyrma [i dr.] // Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2019. № 14(1). S. 37-58. doi: 10.22394/2071-2367-2019-14-1-37-58.

7. Varaksin A.V. Vliyanie sotsial'nykh setei na formirovanie tsennostnykh orientirov sovremennoi molodezhi // Prepodavatel' XXI vek. 2016. № 2. S. 205-212.

8. Druzhilov S.A. Negativnye vozdeistviya sovremennoi informatsionnoi sredy na cheloveka: psikhologicheskie aspekty // Psikhologicheskie issledovaniya. 2020. № 11 (59). S. 11-19.

9. Demidova T.E., Chizhevskaya I.N., Chizhevskii A.E. Sostoyanie professional'noi gotovnosti uchitelei k formirovaniyu mediinoi kul'tury u sovremennykh shkol'nikov // Kontsept: nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal. 2019. № 5. S. 45-58.

10. Durai-Novakova K.M. Formirovanie professional'noi gotovnosti studentov k pedagogicheskoi deyatel'nosti: dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.01. M., 1983. 283 s.

11. Tolkacheva T.M. Formirovanie professional'noi gotovnosti budushchego uchitelya k grazhdanskomu vospitaniyu mladshikh shkol'nikov: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08. Orenburg, 2009. 24 s.

12. Gal'chenko A.S. Psikhologicheskie determinanty formirovaniya grazhdanskoi identichnosti u starsheklassnikov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk: 19.00.07. SPb., 2021. 24 s.

13. Krainyukov S.V. Vliyanie sovremennykh informatsionnykh tekhnologii na kartinu mira cheloveka // Sotsial'naya psikhologiya i obshchestvo. 2019. T. 10, № 4. S. 23-41.

14. Ogurtsova E.Yu., Fadeev R.N. Podgotovka budushchikh uchitelei k obucheniyu shkol'nikov osnovam kiberbezopasnosti // Noosfernye issledovaniya. 2021. Vyp. 3. S. 88-97.

15. Bekhtereva L.G., Margolis N.Yu., Nikitenko V.A. Vozmozhnosti ispol'zovaniya sotsial'nykh setei v sovremennom obrazovatel'nom protsesse v vuzakh // Molodoi uchenyi. 2015. № 6. S. 575-578.