Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 33-45
Исторические предпосылки возникновения финансовой грамотности как фундаментальной основы формирования ответственного финансового поведения у обучающихся средних образовательных учреждений
Климашин Е. А., Дёмкина Е. В., Соловьёв А. М.
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-1-293-33-45Аннотация
Обоснована актуальность повышения финансовой грамотности у обучающихся средних образовательных учреждений на государственном уровне. Опираясь на исторические факты XX столетия по переустройству государства, разделения его целостности на союз независимых государств и перехода страны с плановой экономики на рыночную, авторы выделили слабые и сильные стороны экономической реорганизации государственного масштаба. В ходе проведённой научно-исследовательской работы проанализированы основные направления государственной политики в области образования. Отмечено приоритетное направление деятельности по воспитанию и формированию финансово-грамотных, компетентных, ответственных, эмоционально-крепких, уверенных в достижении своих целей, целеустремлённых членов общества, мотивированных на достижение финансового успеха, а значит, обладающих навыками ответственного финансового поведения граждан, являющихся опорой социального общества, способных участвовать в мероприятиях, направленных на достижение высоких показателей экономического развития государства в целом. На социально-педагогическом уровне обозначена потребность общества в личности, обладающей знаниями, умениями и практическими навыками ответственного финансового поведения в процессе профильного образования для применения полученных способностей после окончания средней школы и выбора направления дальнейшего обучения в высших учебных заведениях и образовательных учреждений профессионального уровня.
Целью проведения социально-педагогического исследования ставилось изучение отношения обучаемых десятых и одиннадцатых классов к мероприятиям, проводимым в средних образовательных школах по вопросам повышения уровня финансовой грамотности на этапе получения ими профильного образования. Основываясь на мнении учащихся, авторам предстояло определить приоритетные и желаемые методы, формы и источники повышения финансовой грамотности, выявить причины неэффективности и слабые стороны учебного процесса для их устранения и модернизации процесса социально экономического обучения.
В результате исследования было установлено, что единое понимание «финансовая грамотность» у обучаемых средней образовательной школы отсутствует. Выявлены особенности восприятия обучаемыми информации, которые могут быть использованы в образовательном процессе по повышению финансовой грамотности, определены цели результативной работы по формированию финансовой грамотности у обучаемых на этапе получения ими профильного социально-экономического образования. В системе образования установлена новая проблема, требующая дополнительных исследований и поиска путей по «плавному» переходу от образовательного процесса по финансовой грамотности средней школы к формированию в личности ответственного финансового поведения на этапах дальнейшего обучения (развития) в высших и профессиональных учебных заведениях. Остро выражена потребность в высококвалифицированных специалистах экономического сектора образования по их включению в образовательный процесс средней школы.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12.12.1993] // Собрание законодательства РФ. 2020. № 31. Ст. 75. 1.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ: [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года] [ред. от 06.02.2020] // СПС КонсультантПлюс. М., 2020. Ст. 20.
3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: [утв. распоряжением Правительства РФ от 25 сентября 2017 года № 2039-р]. URL: Правительство России (government.ru).
4. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М., 2013. С. 803.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2006. С. 3423.
6. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. М., 2000. С. 1536.
7. Буслов К.П. Формирование социального в человеке. Минск: Наука и техника, 1980. 160 с.
8. Шиянов Е.Н. Гуманизация как глобальная тенденция развития современного образования // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: материалы межрегион. науч.-практ. конф. / СевКавГТУ. Ставрополь, 2002. С. 12-24.
9. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.
10. Исаева И.Ф., Косарецкий С.Г., Слабодчиков В.И. Становление и развитие профессионального сознания будущего педагога // Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 57-66.
11. Брызгалов И.В. Педагогическая система формирования базовой экономической культуры личности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01, 13.00.08. Майкоп, 2010. 495 с.
12. Ситаров В.А. Дидактика. М.: Академия, 2002. 368 с.
Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 33-45
Historical prerequisites for financial literacy as a fundamental basis for the formation of responsible financial behavior in students of secondary educational institutions
Klimashin Evgeny A., Demkina Elena V., Soloviev Alexander M.
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-1-293-33-45Abstract
The paper justifies the relevance of increasing financial literacy among students of secondary educational institutions at the state level. Based on the historical facts of the 20th century on the restructuring of the state, the division of its integrity into a union of independent states and the transition of the country from a planned economy to a market economy, the authors highlighted the weaknesses and strengths of economic reorganization of state scale. During the research work, the main directions of state policy in the field of education were analyzed. It is a priority activity to educate and form the financially competent, responsible, emotionally strong, confident in achievement of their purposes, purposeful members of society motivated on achievement of financial success. The matter concerns the citizens having skills of responsible financial behavior, being a support of social society, capable to participate in the actions directed to achievement of high rates of economic development of the state in general. At the socio-pedagogical level, the need of society for a person with knowledge, skills and practical skills of responsible financial behavior in the process of specialized education is indicated for the application of his abilities after graduating from high school and choosing the direction of further study in higher educational institutions of professional level.
The purpose of the socio-pedagogical study was to study the attitude of students in the tenth and eleventh grades to events held in secondary educational schools on improving the level of financial literacy at the stage of obtaining specialized education. Based on the opinion of students, the authors had to identify priority and desired methods, forms and sources of improving financial literacy, identify the causes of inefficiency and weaknesses of the educational process in order to eliminate them and modernize the process of socio-economic education.
As a result of the study, it was found that students in secondary school do not have a common understanding of “financial literacy”. Peculiarities of perceptions of information, which can be used in the educational process to increase financial literacy, have been identified, goals of effective work on formation of financial literacy of trainees at the stage of obtaining specific socio-economic education. The education system has established a new problem that requires additional research and the search for ways to «smooth» the transition from the educational process of financial literacy of a secondary school to the formation of responsible financial behavior in the personality at the stages of further education (development) in higher and professional educational institutions. There is an urgent need for highly qualified specialists in the economic sector of education to integrate them into the educational process of secondary school.
References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993] // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2020. № 31. St. 75. 1.
2. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ: [prinyat Gosudarstvennoi dumoi 21 dekabrya 2012 goda: odobren Sovetom Federatsii 26 dekabrya 2012 goda] [red. ot 06.02.2020] // SPS Konsul'tantPlyus. M., 2020. St. 20.
3. Strategiya povysheniya finansovoi gramotnosti v Rossiiskoi Federatsii na 2017-2023 gody: [utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 25 sentyabrya 2017 goda № 2039-r]. URL: Pravitel'stvo Rossii (government.ru).
4. Ushakov D.N. Tolkovyi slovar' sovremennogo russkogo yazyka. M., 2013. S. 803.
5. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka. M., 2006. S. 3423.
6. Kuznetsov S.A. Bol'shoi tolkovyi slovar' russkogo yazyka. M., 2000. S. 1536.
7. Buslov K.P. Formirovanie sotsial'nogo v cheloveke. Minsk: Nauka i tekhnika, 1980. 160 s.
8. Shiyanov E.N. Gumanizatsiya kak global'naya tendentsiya razvitiya sovremennogo obrazovaniya // Razvitie lichnosti kak strategiya gumanizatsii obrazovaniya: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf. / SevKavGTU. Stavropol', 2002. S. 12-24.
9. Kraevskii V.V. Obshchie osnovy pedagogiki: uchebnik dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenii. M.: Akademiya, 2003. 256 s.
10. Isaeva I.F., Kosaretskii S.G., Slabodchikov V.I. Stanovlenie i razvitie professional'nogo soznaniya budushchego pedagoga // Voprosy psikhologii. 2000. № 3. S. 57-66.
11. Bryzgalov I.V. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya bazovoi ekonomicheskoi kul'tury lichnosti: dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01, 13.00.08. Maikop, 2010. 495 s.
12. Sitarov V.A. Didaktika. M.: Akademiya, 2002. 368 s.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38