Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 73-81

Соблюдение принципа инклюзии в системе высшего образования как условие успешной профессиональной подготовки студентов с инвалидностью и ОВЗ

Бонкало Т. И., Гребенникова В. М.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-4-308-73-81

Аннотация

Статья посвящена проблеме повышения успешности профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья в вузе. Цель исследования – выявление особенностей развития способности к самообразованию, самоорганизованности и учебной мотивации студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в разных условиях: в условиях полной интеграции со студентами без ОВЗ и в условиях организации в вузе специализированной, ориентированной только на них психолого-педагогической помощи и поддержки. Исследование заключалось в сравнительном анализе обозначенных показателей. Выявлено, что существуют статистически достоверные различия между учебной мотивацией, уровнем сформированности самоорганизованности и способности к саморазвитию у студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся с соблюдением принципа инклюзии (неразделенности) и сегрегации (выделения их в особые группы). На основании результатов исследования делается вывод о недопустимости сегрегационных процессов в инклюзивных вузах, о нецелесообразности выделения лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в отдельные группы даже в целях оказания им специальной психологической помощи и педагогической поддержки. Заключается, что чрезмерное внимание к таким студентам приводит к неожидаемому обратному эффекту, характеризующемуся ослаблением процессов саморазвития и снижением профессионально-ориентированной мотивации учебной деятельности.

Список литературы

1. Гребенникова В.М. Нормативно-правовые основы развития инклюзивного образования в России // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. С. 15-21.

2. Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования. Опубликовано Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Париж, 2009. URL: unesdoc.unesco.org›images/0017/001778/177849r.pdf

3. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 21-27.

4. Слепухина Г.В., Маметьева О.С., Степанова О.П. Инклюзивное образование как основа профилактики сегрегации лиц с ограниченными возможностями здоровья // Перспективы науки и образования. 2020. № 4 (46). С. 360-370. DOI: 10.32744/pse.2020.4.25.

5. Варфоломеева О.А. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики в образовательном учреждении // Социализация детей с ОВЗ на современном этапе: научно методический и прикладной аспекты: сб. науч.-метод. материалов / под ред. А.Ю. Белогурова, О.Е. Булановой, Н.В. Поликашевой. М.: Спутник+, 2014. С. 154-159.

6. Ярская-Смирнова Е.Р. Формы и принципы инклюзивного образования // Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 581 с.

7. Гончарова В.Г. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования. М.: ИнфРа М, 2018. 248 с.

8. Кудрявцев В.А., Каштанова С.Н. Терминологическое поле понятия «безбарьерная дидактика» в системе инклюзивного высшего образования // Вестник Мининского университета. 2017. № 2. С. 11-20.

9. Братчикова Ю.В. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования. Новосибирск: ЦРНС, 2010. 52 с.

10. Денисова О.А., Леханова О.Л. Сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного высшего образования // Ярославский педагогический вестник. 2018. DOI 10.24411/1813-145X-2018-10246.

11. Мысина Г.А. Социально-психологическое сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями в рамках инклюзивного образования // Живая психология. 2016. Т. 3, № 4. С. 249-260. DOI: 10.18334/lp.3.4.37468.

12. Тишина Л.А., Данилова А.М. Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации // Современные наукоемкие технологии. 2020. № 3. С. 194-200.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 73-81

Compliance with the principle of inclusion in the higher education system as a condition for successful professional training of students with disabilities and limited health options

Bonkalo T. I., Grebennikova V. M.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-4-308-73-81

Abstract

The article is devoted to the problem of increasing the success of professional training of students with disabilities in the university. The purpose of the study is to identify the level of development of the ability to self-education, self-organization and the educational motivation of students with disabilities studying in different conditions: in conditions of full integration with students without disabilities and in the conditions of organizing specialized psychological and pedagogical assistance and support focused only on them at the university. The study consisted in a comparative analysis of the above indicators. Research shows that there are statistically significant differences between educational motivation, the level of formation of self-organization and the ability for self-development in students with disabilities who study in compliance with the principle of inclusion (non-separation) and segregation (singling them into special groups). Based on the results of the study, the conclusion is made about the inadmissibility of segregation processes in inclusive universities, about the inadvisability of separating persons with disabilities and limited health options into separate groups even for providing them with special psychological assistance and pedagogical support. Excessive attention to such students leads to an unexpected back effect, which consists in the weakening of the processes of self-development and the decrease in the professionally oriented motivation of educational activity.

References

1. Grebennikova V.M. Normativno-pravovye osnovy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 6. S. 15-21.

2. Rukovodyashchie printsipy politiki v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Opublikovano Organizatsiei Ob\"edinennykh Natsii po voprosam obrazovaniya, nauki i kul'tury. Parizh, 2009. URL: unesdoc.unesco.org›images/0017/001778/177849r.pdf

3. Semago N.Ya. Inklyuzivnoe obrazovanie kak pervyi etap na puti k vklyuchayushchemu obshchestvu // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 1. S. 21-27.

4. Slepukhina G.V., Mamet'eva O.S., Stepanova O.P. Inklyuzivnoe obrazovanie kak osnova profilaktiki segregatsii lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2020. № 4 (46). S. 360-370. DOI: 10.32744/pse.2020.4.25.

5. Varfolomeeva O.A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie inklyuzivnoi praktiki v obrazovatel'nom uchrezhdenii // Sotsializatsiya detei s OVZ na sovremennom etape: nauchno metodicheskii i prikladnoi aspekty: sb. nauch.-metod. materialov / pod red. A.Yu. Belogurova, O.E. Bulanovoi, N.V. Polikashevoi. M.: Sputnik+, 2014. S. 154-159.

6. Yarskaya-Smirnova E.R. Formy i printsipy inklyuzivnogo obrazovaniya // Modernizatsiya spetsial'nogo obrazovaniya: problemy korrektsii, reabilitatsii, integratsii. SPb.: RGPU im. A.I. Gertsena, 2003. 581 s.

7. Goncharova V.G. Kompleksnoe mediko-psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh nepreryvnogo inklyuzivnogo obrazovaniya. M.: InfRa M, 2018. 248 s.

8. Kudryavtsev V.A., Kashtanova S.N. Terminologicheskoe pole ponyatiya «bezbar'ernaya didaktika» v sisteme inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya // Vestnik Mininskogo universiteta. 2017. № 2. S. 11-20.

9. Bratchikova Yu.V. Teoriya i praktika pedagogicheskikh vzaimodeistvii v sovremennoi sisteme obrazovaniya. Novosibirsk: TsRNS, 2010. 52 s.

10. Denisova O.A., Lekhanova O.L. Soprovozhdenie studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo vysshego obrazovaniya // Yaroslavskii pedagogicheskii vestnik. 2018. DOI 10.24411/1813-145X-2018-10246.

11. Mysina G.A. Sotsial'no-psikhologicheskoe soprovozhdenie studentov s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami v ramkakh inklyuzivnogo obrazovaniya // Zhivaya psikhologiya. 2016. T. 3, № 4. S. 249-260. DOI: 10.18334/lp.3.4.37468.

12. Tishina L.A., Danilova A.M. Problemy psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'noi organizatsii // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. 2020. № 3. S. 194-200.