Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 45-53

Состояние проблемы использования информационных технологий и цифровых ресурсов в образовании

Птущенко Е. Б., Тарасенко В. Д., Иванова Н. В., Мегрикян И. Г., Саакова К. Р.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-2-298-45-53

Аннотация

Рассматривается проблема внедрения информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов как возможной альтернативы или дополнения к классическому образованию. Инновационная цифровая компетентность становится приоритетом во всех сферах и направлениях, включая и педагогику. Существенной проблемой для оптимизации функционирования системы образования в период различных непредвиденных ситуаций становится инновационный процесс обучения. Отмечается, что информационные и компьютерные технологии берут на себя всё больший объем информационно-технологической коммуникации в виде внедрения дистанционных способов обучения. Использование данных технологий в образовании создает возможности адаптации системы получения знаний и формирования ее другим способом, отличным от классического. Основываясь на анализе итогов внедрения дистанционных способов обучения в образовательный процесс, проведенном лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ «Высшая школа экономики», выявлено, что данный нововведенный вид обучения приемлем в сочетании с классической формой образования. Отмечается, что в процессе перехода с классического на онлайн-формат обучения многие учителя и ученики сталкиваются с разнообразными проблемами технического вида. Были выявлены достоинства и недостатки обучения при помощи информационных технологий и цифровых образовательных ресурсов. Представлены результаты эмпирического исследования, в котором проверялась гипотеза об отсутствии самодисциплины в процессе дистанционного обучения. Показана ключевая особенность электронных информационных ресурсов. Сделан вывод о важности классического способа получения знаний и недочете дистанционного способа обучения.

Список литературы

1. Авдеева А.В., Богданова М.В. Информационные технологии в работе с дошкольниками и их влияние на дальнейший процесс обучения // Информационные технологии в образовательном процессе вуза и школы: материалы XIV Всерос. науч.-практ. конф. Воронеж: Изд-во ВГПУ, 2020. С. 5-10.

2. Российский учебник. LECTA. URL: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/

3. Милкус А.Б. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей. URL: https://lala.lanbook.com/distancionnoe-obuchenie-osnovnye-itogi.

4. Померанцева Н.А. Почему студенты и преподаватели невзлюбили дистанционное обучение. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354-distansionnoe-obuchenie.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. М.: Academia, 2016. 543 c.

6. Налетова Н.Ю. Цифровизация образования: «за» и «против», текущие и имманентные проблемы // Педагогика. 2020. № 1. С. 43-47.

7. Перминова Л.М. Цифровое образование: ожидания, возможности, риски // Педагогика. 2020. № 3. С. 28-37.

8. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для вузов / под ред. Е.С. Полат. 3-е изд. М.: Юрайт, 2020. 392 с.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 45-53

The state of information technology and digital resources in education

Ptushchenko E. B., Tarasenko V. D., Ivanova N. V., Megrikyan I. G., Saakova K. R.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-2-298-45-53

Abstract

The paper deals with the problem of introducing information technologies and digital educational resources as a possible alternative or supplement to classical education. Innovative digital competence is becoming a priority in all areas and directions, including pedagogy. An essential problem for optimizing the functioning of the education system during various unforeseen situations is the innovative learning process. Information and computer technologies are becoming increasingly important for information and communication technologies in the form of the introduction of distance learning methods. The use of these technologies in the education of the Russian society implies the possibility of adapting the system of obtaining knowledge and forming it in a different way than the classical one. Based on the analysis conducted by the Laboratory of Media Communications in Eeducation of the Higher School of Economics, and the results of the introduction of distance learning methods into the educational process, this new type of training was revealed to be acceptable in combination with the classical form of education. In the process of transition from classical to online learning format, many teachers and students face a variety of technical problems. The advantages and disadvantages of learning with the help of information technologies and digital educational resources are identified. The results of an empirical study, in which the hypothesis of the lack of self-discipline in the process of distance learning was tested, are presented. The key feature of electronic information resources is shown. The conclusion is made about the importance of the classical method of obtaining knowledge and the disadvantage of the distance learning method.

References

1. Avdeeva A.V., Bogdanova M.V. Informatsionnye tekhnologii v rabote s doshkol'nikami i ikh vliyanie na dal'neishii protsess obucheniya // Informatsionnye tekhnologii v obrazovatel'nom protsesse vuza i shkoly: materialy XIV Vseros. nauch.-prakt. konf. Voronezh: Izd-vo VGPU, 2020. S. 5-10.

2. Rossiiskii uchebnik. LECTA. URL: https://rosuchebnik.ru/material/40-saytov-kotorye-oblegchat-rabotu-uchitelya/

3. Milkus A.B. Problemy perekhoda na distantsionnoe obuchenie v Rossiiskoi Federatsii glazami uchitelei. URL: https://lala.lanbook.com/distancionnoe-obuchenie-osnovnye-itogi.

4. Pomerantseva N.A. Pochemu studenty i prepodavateli nevzlyubili distantsionnoe obuchenie. URL: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2020/05/28/831354-distansionnoe-obuchenie.

5. Zakharova I.G. Informatsionnye tekhnologii v obrazovanii. M.: Academia, 2016. 543 c.

6. Naletova N.Yu. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: «za» i «protiv», tekushchie i immanentnye problemy // Pedagogika. 2020. № 1. S. 43-47.

7. Perminova L.M. Tsifrovoe obrazovanie: ozhidaniya, vozmozhnosti, riski // Pedagogika. 2020. № 3. S. 28-37.

8. Pedagogicheskie tekhnologii distantsionnogo obucheniya: ucheb. posobie dlya vuzov / pod red. E.S. Polat. 3-e izd. M.: Yurait, 2020. 392 s.