Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 40-47

Педагогическая профилактика селфи-аддикции подростков

Курочкина В. Е.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-4-308-40-47

Аннотация

В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования педагогической профилактики селфи-аддикции подростков. Рассмотрен феномен «селфи», особенности подросткового возраста как сенситивного периода для проявления селфи-аддикции, экстрим-селфи. Выявлена и обоснована тенденция проявления склонности к риску и саморазрушающему поведению при фотографировании себя среди подростков. Рассмотрены содержание и методы педагогической профилактики селфи-аддикции подростков, в том числе экстрим-селфи.

Эмпирическое исследование направлено: во-первых, на выявление связи селфи-аддикции подростков, в том числе экстрим-селфи со склонностью к риску, саморазрушающему и самоповреждающему поведению; во-вторых, на проверку эффективности разработанной программы педагогической профилактики селфи-аддикции подростков. Выявлено следующее: чем выше склонность подростков к риску, тем выше вероятность проявления склонности к экстрим-селфи, чем выше склонность подростков к саморазрушающему и самоповреждающему поведению, тем выше в целом селфи-аддикция и склонность к экстрим-селфи. Реализация разработанной программы профилактики предполагает формирование осознанного отношения подростков к процессу создания селфи, навыков ответственного поведения в ситуациях, связанных с риском для жизни и здоровья; снижение склонности к риску, формирование ценности жизни; использование активных методов психолого-педагогической работы. В процессе реализации программы выявлена позитивная динамика в сторону снижения показателей селфи-аддикции подростков, в том числе экстрим-селфи, склонности подростков к риску, саморазрушающему и самоповреждающему поведению.

Список литературы

1. Вещикова М.И. Восприятие опасности подростками и его связь с личностными чертами у подростков в норме и при психической патологии // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Сер. Психология. 2015. Т. 8, № 1. С. 56-62.

2. Ануфриева К.В. «Селфи» как форма проявления нарциссизма личности в современном глобальном сообществе // Вестник ТвГУ. Сер. Философия. 2014. № 2. С. 79-90.

3. Одарущенко О.И. Селфи и его влияние на поведение подростков (психологический аспект) // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей и материалов Международной конференции / под ред. Р.В. Ершовой. Коломна: Государственный социально-гуманитарный университет, 2016. С. 295-297.

4. Пчелкина Е.П. Индикаторы и последствия институционализации феномена селфи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 11-1. С. 153-157.

5. Шарипова Г.Р., Дроздикова-Зарипова А.Р. Профилактика селфи-зависимости у младших подростков // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 5-1. С. 28-30.

6. Дубровина Л.А., Колесникова Л.И. Психолого-педагогический подход к пониманию селфи-мании отечественных и зарубежных учёных // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 5 (60). С. 76-78.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 40-47

Pedagogical prevention of selfie addiction in teenagers

Kurochkina V. Е.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-4-308-40-47

Abstract

This article presents the results of theoretical and empirical research of pedagogical prevention of selfie addiction of teenagers. The phenomenon of “selfies” and extreme selfies is analyzed, statistical data on their prevalence in the adolescent environment are considered. Special attention is paid to the research of experts in the field of studying selfie addiction, propensity to extreme selfies. The features of teenagers as a sensitive period for the manifestation of selfie addiction and extreme selfies are considered. A tendency to risk-taking and self-destructive behavior when photographing oneself among teenagers has been identified and substantiated. The content and methods of psychological and pedagogical prevention of selfie addiction of teenagers, including extreme selfies, are considered.

The empirical research is aimed at, first, to identify the relationship of selfie addiction of teenagers, including extreme selfies, with a propensity to risk, selfdestructive and self-harming behavior; second, to test the effectiveness of the developed program of psychological and pedagogical prevention of selfie addiction of teenagers. It is revealed that the higher the propensity of teenagers to take risks, seek new experiences, the higher the probability of tendency to extreme selfies, the higher the tendency of teenagers to self-destructive and self-harming behavior, the higher in general self-addiction and a penchant for extreme selfies. The implementation of the developed prevention program involves the formation of a conscious attitude of teenagers to the process of creating selfies, skills of responsible behavior in situations involving risk to life and health; reducing the risk propensity, forming the value of life; using active methods of psychological and pedagogical work. In the course of implementing the program, a positive trend has been identified in the direction of reducing the indicators of teenagers’ selfie addiction, including extreme selfies, the propensity of adolescents to risk and self-destructive, self-harming behavior.

References

1. Veshchikova M.I. Vospriyatie opasnosti podrostkami i ego svyaz' s lichnostnymi chertami u podrostkov v norme i pri psikhicheskoi patologii // Vestnik YuzhnoUral'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Psikhologiya. 2015. T. 8, № 1. S. 56-62.

2. Anufrieva K.V. «Selfi» kak forma proyavleniya nartsissizma lichnosti v sovremennom global'nom soobshchestve // Vestnik TvGU. Ser. Filosofiya. 2014. № 2. S. 79-90.

3. Odarushchenko O.I. Selfi i ego vliyanie na povedenie podrostkov (psikhologicheskii aspekt) // Tsifrovoe obshchestvo kak kul'turno-istoricheskii kontekst razvitiya cheloveka: sbornik nauchnykh statei i materialov Mezhdunarodnoi konferentsii / pod red. R.V. Ershovoi. Kolomna: Gosudarstvennyi sotsial'no-gumanitarnyi universitet, 2016. S. 295-297.

4. Pchelkina E.P. Indikatory i posledstviya institutsionalizatsii fenomena selfi // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. 2015. № 11-1. S. 153-157.

5. Sharipova G.R., Drozdikova-Zaripova A.R. Profilaktika selfi-zavisimosti u mladshikh podrostkov // Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik. 2016. № 5-1. S. 28-30.

6. Dubrovina L.A., Kolesnikova L.I. Psikhologo-pedagogicheskii podkhod k ponimaniyu selfi-manii otechestvennykh i zarubezhnykh uchenykh // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016. № 5 (60). S. 76-78.