Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2023; : 24-31

Модель формирования ответственного финансового поведения у обучающихся высших учебных заведений

Климашин Е. А.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-3-3323-24-31

Аннотация

Статья посвящена проблеме формирования ответственного финансового поведения у обучающихся высших учебных заведений, которая приобрела особую актуальность в непростых экономических и политических условиях. Экономика Российского государства сталкивается с новыми, постоянно меняющими свою структуру политическими вызовами, со стороны конкурирующих государств, желающих завоевать мировое экономическое влияние, сохранив господство однополярного мира. Принятие провокационных, зачастую неправомерных мер по дестабилизации экономической стабильности России, как основного мирового экономического конкурента, является первоочередной задачей, стоящей перед Соединенными Штатами Америки и странами коллективного Запада. Решение сложных, прогнозируемых на длительный период финансово-экономических проблем, не может быть эффективно достигнутым без решения вопросов финансово-экономического образования граждан внутри каждого государства. Поэтому одной из главных задач, которая стоит перед руководством нашей страны, является создание социального общества со сформированными у граждан качествами ответственного финансового поведения. Система образования России, реализуя государственный заказ по повышению охвата и качеству финансово-экономического образования обучающихся высших учебных заведений, как целевой группы населения, составляющей потенциал будущего развития России, нацелена на решении данного вопроса путем создания педагогической модели формирования ответственного финансового поведения. Создание эффективной модели позволит усовершенствовать систему социально-экономического образования и сформировать движущий слой населения для образования экономически сильной державы, способной не только конкурировать с ведущими странами, но и выстраивать экономические отношения на выгодных условиях.

 Целью нашего исследования ставилось создание модели формирования ответственного финансового поведения у обучающихся высших учебных заведений на этапе получения ими высшего образования и экспериментальная проверка ее эффективности.

 Результатом работы стало создание модели формирования ответственного финансового поведения у обучающихся высших учебных заведений, при реализации которой финансовая ответственность принимается обучаемыми как личностная ценность.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение 1998. 208 с.

2. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат, 1991. 432 с.

3. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. С. 196.

4. Дахин А.Н. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и… неопределенность // Педагогика. 2003. № 4. C. 21-26.

5. Котлярова И.О., Сериков Г.Н. Системное представление об исследовании: учеб. пособие. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1995. 81 с.

6. Михайлов С.А. Педагогическая модель формирования экономико-правовой ответственности будущего тренера-преподавателя // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 2. С. 98-107. doi: 10.15293/1813-4718.2202.09. EDN OKYYBS.

7. Брызгалов И.В. Педагогическая система формирования базовой экономической культуры личности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2010. 495 с.

8. Галишникова Е.В. Финансовое поведение населения: сберегать или тратить // Финансовый журнал. 2012. № 2. С. 133-139.

9. Зеленцова А.В., Блискавка Е.А., Демидов Д.Н. Роль финансового образования в повышении благосостояния населения // Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика. М., 2012. С. 12-17.

10. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: распоряжение Правительства РФ. 2017. № 2039-р // СПС КонсультантПлюс. М., 2023.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023; : 24-31

Model of formation of responsible financial behavior among students of higher educational institutions

Klimashin E. A.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-3-3323-24-31

Abstract

The article deals with the problem of developing responsible financial behavior among students of higher educational institutions, which has acquired particular relevance in difficult economic and political conditions. The economy of Russia is facing new political challenges that are constantly changing its structure from competing states that want to gain global economic influence while maintaining the dominance of a unipolar world. Taking provocative, often unlawful measures to destabilize the economic stability of Russia, as the world’s main economic competitor, is the primary task of the United States of America and the countries of the collective West. The solution to complex financial and economic problems predicted for a long period cannot be effectively achieved without solving the issues of financial and economic education of citizens within each state. Therefore, one of the main tasks of the leadership of our country is the creation of a social society with the qualities of responsible financial behavior developed among citizens. The Russian education system, implementing the state order to increase the coverage and quality of financial and economic education of students in higher educational institutions, as a target group of the population constituting the potential for future development of Russia, is aimed at solving this issue by creating a pedagogical model for the formation of responsible financial behavior. This effective model will make it possible to improve the system of socio-economic education and form the population with an economically strong power, capable of not only competing with leading countries, but also building economic relations on favorable terms.

The purpose of our research is to create a model for the formation of responsible financial behavior among students of higher educational institutions at the stage of receiving higher education and to test its effectiveness.

The result of the work was the creation of a model for the formation of responsible financial behavior among students of higher educational institutions, in the implementation of which financial responsibility is accepted by students as a personal value.

References

1. Babanskii Yu.K. Metody obucheniya v sovremennoi obshcheobrazovatel'noi shkole. M.: Prosveshchenie 1998. 208 s.

2. Afanas'ev V.G. Obshchestvo: sistemnost', poznanie i upravlenie. M.: Politizdat, 1991. 432 s.

3. Babanskii Yu.K. Problemy povysheniya effektivnosti pedagogicheskikh issledovanii. M.: Pedagogika, 1982. S. 196.

4. Dakhin A.N. Pedagogicheskoe modelirovanie: sushchnost', effektivnost' i… neopredelennost' // Pedagogika. 2003. № 4. C. 21-26.

5. Kotlyarova I.O., Serikov G.N. Sistemnoe predstavlenie ob issledovanii: ucheb. posobie. Chelyabinsk: Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1995. 81 s.

6. Mikhailov S.A. Pedagogicheskaya model' formirovaniya ekonomiko-pravovoi otvetstvennosti budushchego trenera-prepodavatelya // Sibirskii pedagogicheskii zhurnal. 2022. № 2. S. 98-107. doi: 10.15293/1813-4718.2202.09. EDN OKYYBS.

7. Bryzgalov I.V. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya bazovoi ekonomicheskoi kul'tury lichnosti: dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.01. Maikop, 2010. 495 s.

8. Galishnikova E.V. Finansovoe povedenie naseleniya: sberegat' ili tratit' // Finansovyi zhurnal. 2012. № 2. S. 133-139.

9. Zelentsova A.V., Bliskavka E.A., Demidov D.N. Rol' finansovogo obrazovaniya v povyshenii blagosostoyaniya naseleniya // Povyshenie finansovoi gramotnosti naseleniya: mezhdunarodnyi opyt i rossiiskaya praktika. M., 2012. S. 12-17.

10. Strategiya povysheniya finansovoi gramotnosti v Rossiiskoi Federatsii na 2017-2023 gody: rasporyazhenie Pravitel'stva RF. 2017. № 2039-r // SPS Konsul'tantPlyus. M., 2023.