Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 13-23

Школьный буллинг и его профилактика

Бегидова С. Н., Хабаху Ш. А.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-2-298-13-23

Аннотация

Проблема школьного буллинга остро стоит сегодня перед общественностью. Общество беспокоит рост агрессивности в детской и молодежной среде. И наиболее ярко агрессия проявляется среди детей в школе, которая должна являть собой безопасную среду для обучающихся, тем не менее она становится местом, где случаи травли становятся чуть ли не обычным явлением. Данные статистики показывают, что буллингу подвергаются как девочки, так и мальчики в любом возрасте. Буллинг опасен тем, что имеет далеко идущие последствия. Дети, подвергшиеся травле, физическому или психическому насилию, имеют серьезные проблемы в последующем, что может привести к трагическим последствиям, и, к сожалению, такие факты имеют место быть. Сегодня специалисты пытаются найти пути решения данной проблемы, создать для детей безопасную защищающую школьную среду. Решение данной проблемы требует комплексного подхода, привлечения ряда специалистов. Особая роль принадлежит прежде всего учителю, его способностям создать благоприятную, комфортную среду в классе, умению выстраивать отношения как с детьми, так и с родителями. Профилактика школьного буллинга должна осознаваться педагогами как целевая установка, реализующаяся через стратегию деятельности всех субъектов образовательного процесса. Реализация профилактической работы требует разработки соответствующей технологии. Технология профилактики буллинга в школьной среде представляет поэтапную организацию помощи, направленной на устранение барьеров межличностного общения, развитие коммуникативных навыков, повышение групповой сплоченности школьного коллектива и снижение факторов возникновение ситуации буллинга. В содержание технологии включена индивидуальная работа с потенциальными жертвами и буллерами. В результате проведенного педагогического эксперимента по профилактике буллинга в школьной среде были получены результаты, указывающие, что в экспериментальном классе наметилась положительная тенденция к межличностному взаимодействию, улучшению психологического климата, снизился уровень агрессивности. Полученные результаты позволяют констатировать, что ситуацию в классе следует постоянно мониторить, а профилактическая работа должна стать сегодня неотъемлемой составляющей деятельности школы.

Список литературы

1. Буллинг в образовательной среде и его профилактика: коллективная монография / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: Зебра, 2021. 122 с.

2. Ожиева Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Киев: Рута, 2001. 320 с.

3. Olweus D. Bullying or peer abuse in school: intervention and prevention // Psychology, law and criminal justice: international developments in research and practice. 1995. Vol. 6, No 6. P. 248-263.

4. Smith P.K., Sharp S. The problem of school bullying // School bullying: insights and perspectives / eds. by P.K. Smith, S. Sharp. L.: Routledge, 1994.

5. Воликова С.В., Калинкина Е.А. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23, № 4. С. 138-161.

6. Бегидова С.Н., Джабатырова Б.К., Бегидов В.С. Проектирование образовательных технологий // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2020. № 8 (151). С. 4-8.

7. Лященко К.В. Работа социального педагога по профилактике школьного буллинга / К.В. Лященко // Таврический научный обозреватель. 2016. № 2(7). С. 201-205.

8. Петросянц В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07. СПб., 2011. 210 с.

9. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.

10. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: практическое руководство. М.: Изд-во Института психологии, 2001. С. 62-73.

11. Бегидова С.Н., Бегидов В.С. Практикум по спортивной метрологии: корреляционный анализ. Параметрические методы сравнения. Майкоп: Изд-во АГУ, 2001. 84 с.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 13-23

School bulling and its prevention

Begidova S. N., Khabakhu Sh. A.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-2-298-13-23

Abstract

The problem of school bullying is acute for the public today. Society is worried about the increase in aggressiveness in children and youth. And the most pronounced aggression manifests itself among children in school, which should be a safe environment for students. However, it becomes a place where cases of bullying become almost commonplace. Statistics show that both girls and boys are bullied at any age. Bulling is dangerous because it has far-reaching consequences. Children who have been harassed, physically or mentally abused have serious problems in the aftermath, which can lead to tragic consequences, and unfortunately such facts take place. Today, experts are trying to find ways to solve this problem, to create a safe protecting school environment for children. Solving this problem requires an integrated approach, involving a number of specialists. A special role belongs primarily to the teacher, his abilities to create a favorable, comfortable environment in the classroom, the ability to build relationships with both children and parents. Prevention of school bullying should be recognized by teachers as a target attitude implemented through the strategy of activities of all subjects of the educational process. The implementation of preventive work requires the development of an appropriate technology. The technology for the prevention of bullying in the school environment represents a phased organization of assistance aimed at eliminating barriers to interpersonal communication, developing communication skills, increasing the group cohesion of the school team and reducing the factors for the emergence of the bullying situation. The content of the technology includes individual work with potential victims and shooters. As a result of the pedagogical experiment on the prevention of bullying in the school environment, results were obtained indicating that in the experimental class there was a positive trend towards interpersonal interaction, improving the psychological climate, and the level of aggressiveness decreased. The results obtained make it possible to state that the situation in the classroom should be constantly monitored, and preventive work should become an integral part of the school’s activities today.

References

1. Bulling v obrazovatel'noi srede i ego profilaktika: kollektivnaya monografiya / otv. red. A.Yu. Nagornova. Ul'yanovsk: Zebra, 2021. 122 s.

2. Ozhieva E.N. Bulling kak raznovidnost' nasiliya. Kiev: Ruta, 2001. 320 s.

3. Olweus D. Bullying or peer abuse in school: intervention and prevention // Psychology, law and criminal justice: international developments in research and practice. 1995. Vol. 6, No 6. P. 248-263.

4. Smith P.K., Sharp S. The problem of school bullying // School bullying: insights and perspectives / eds. by P.K. Smith, S. Sharp. L.: Routledge, 1994.

5. Volikova S.V., Kalinkina E.A. Detsko-roditel'skie otnosheniya kak faktor shkol'nogo bullinga // Konsul'tativnaya psikhologiya i psikhoterapiya. 2015. T. 23, № 4. S. 138-161.

6. Begidova S.N., Dzhabatyrova B.K., Begidov V.S. Proektirovanie obrazovatel'nykh tekhnologii // Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2020. № 8 (151). S. 4-8.

7. Lyashchenko K.V. Rabota sotsial'nogo pedagoga po profilaktike shkol'nogo bullinga / K.V. Lyashchenko // Tavricheskii nauchnyi obozrevatel'. 2016. № 2(7). S. 201-205.

8. Petrosyants V.R. Psikhologicheskaya kharakteristika starsheklassnikov, uchastnikov bullinga v obrazovatel'noi srede, i ikh zhiznestoikost': dis. … kand. psikhol. nauk: 19.00.07. SPb., 2011. 210 s.

9. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Sotsial'no-psikhologicheskaya diagnostika razvitiya lichnosti i malykh grupp. M.: Izd-vo Instituta Psikhoterapii, 2002. 490 s.

10. Pankratov V.N. Manipulyatsii v obshchenii i ikh neitralizatsiya: prakticheskoe rukovodstvo. M.: Izd-vo Instituta psikhologii, 2001. S. 62-73.

11. Begidova S.N., Begidov V.S. Praktikum po sportivnoi metrologii: korrelyatsionnyi analiz. Parametricheskie metody sravneniya. Maikop: Izd-vo AGU, 2001. 84 s.