Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 100-109
Влияние информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе вуза на психологический комфорт и мотивацию учения студентов
Хакунова Ф. П., Берсирова А. К., Хакунов Н. Х., Казиева З. М.
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-100-109Аннотация
Обобщены результаты исследования, целью которого являлось изучение влияния перехода на дистанционное обучение с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе на психологический комфорт обучающихся в Адыгейском государственном университете по направлению «Психолого-педагогическое образование». В ходе исследования применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические, эмпирические, статистические, а также частные методики, направленные на оценку уровня тревожности, коммуникабельности, мотивации учения, и авторская анкета, направленная на выявление уровня психологической комфортности обучающихся в условиях дистанционного обучения. Мы предположили, что переход на дистанционное обучение может оказать влияние на психоэмоциональное состояние и психологический комфорт студентов: повысится личностная и ситуативная тревожность, снизится уровень мотивации учения и уровень коммуникативной активности студентов. Анализ и интерпретация данных показали, что в процессе дистанционного обучения у большинства испытуемых респондентов преобладают средние и высокие значения ситуативной и личностной тревожности (43,9% и 47,9% соответственно); 59% респондентов испытывали психологический дискомфорт из-за того, что необходимо было резко адаптироваться к новому формату обучения; сложно было самоорганизоваться к процессу обучения вне стен университета – 21,7%, а также трудности, связанные с материально-технической базой, создавали некомфортное психоэмоциональное состояние у субъектов образовательного процесса – 3,5%.
Следовательно, при внедрении дистанционного обучения необходимо учитывать ряд возможных рисков, влияющих как на качество процесса обучения, так и на психоэмоциональное состояние обучающихся, а также необходимым условием, на наш взгляд, является учет индивидуально-личностных особенностей студентов в процессе интеграции ИКТ в образовательную систему в целях укрепления здоровья и создания условий для психологического комфорта обучающихся.
Список литературы
1. Глухова Т.В., Бажанова С.В. Икт-компетентность в современном образовании // ИТС. 2013. № 2 (71).
2. Лазуткина В.О. История внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование и их использование в наши дни // Молодой ученый. 2021. № 17 (359). С. 263-265.
3. Акай О.М., Царевская И.В., Журавлева Н.С. Способы повышения мотивации к изучению иностранных языков посредством социальных сетей интернета // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 5.
4. Черемисин А.Г., Багдасарова Д.Г. Образование и социальные сети: положительные и отрицательные аспекты их использования // Вестник Донецкого педагогического института. 2017. № 2.
5. Duţă N., Martínez-Rivera O. Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning, Procedia // Social and Behavioral Sciences/ 2015. Vol.180. P. 1466-1473. URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.294.
6. Шенцова О.М. Выявление предметно-пространственных предпочтений студентов вузов в образовательной среде // Педагогика и психология образования. 2019. № 3.
Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 100-109
The influence of information and communication technologies in the educational process of the university on students’ psychological comfort and motivation for learning
Khakunova F. P., Bersirova A. K., Khakunov N. Kh., Kazieva Z. M.
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-100-109Abstract
This paper summarizes the results of a research aimed at studying the impact of the transition to distance learning using information and communication technologies (ICT) in the educational process on the psychological comfort of students at the Adyghe State University of the direction “Psychological and Pedagogical Education”. In the course of the study, we used a set of complementary research methods: theoretical, empirical, statistical, as well as private methods to assess the level of anxiety, sociability, motivation for learning and an author’s questionnaire to identify the level of psychological comfort of students in distance learning. We suggest that the transition to distance learning may have an impact on the psychoemotional state and psychological comfort of students: personal and situational anxiety will increase, and the level of motivation for learning and the level of communicative activity of students will decrease. The analysis and interpretation of the data show that in the process of distance learning, the majority of respondents have medium and high values of situational and personal anxiety (43.9% and 47.9%, respectively). Respondents who experienced psychological discomfort because it was necessary to adapt themselves sharply to the new format of education, amounted 59%; respondents for whom it was difficult to organize themselves for the learning process outside the university – 21.7%, as well as respondents who experienced difficulties associated with the material and technical base – 3.5%.
Therefore, when introducing distance learning, it is necessary to take into account a number of possible risks affecting both the quality of the learning process and the psycho-emotional state of students. A necessary condition also, in our opinion, is to take into account the individual and personal characteristics of students in the process of integrating ICT into the educational system in order to strengthen health and create conditions for psychological comfort of students.
References
1. Glukhova T.V., Bazhanova S.V. Ikt-kompetentnost' v sovremennom obrazovanii // ITS. 2013. № 2 (71).
2. Lazutkina V.O. Istoriya vnedreniya informatsionno-kommunikativnykh tekhnologii v obrazovanie i ikh ispol'zovanie v nashi dni // Molodoi uchenyi. 2021. № 17 (359). S. 263-265.
3. Akai O.M., Tsarevskaya I.V., Zhuravleva N.S. Sposoby povysheniya motivatsii k izucheniyu inostrannykh yazykov posredstvom sotsial'nykh setei interneta // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2018. № 5.
4. Cheremisin A.G., Bagdasarova D.G. Obrazovanie i sotsial'nye seti: polozhitel'nye i otritsatel'nye aspekty ikh ispol'zovaniya // Vestnik Donetskogo pedagogicheskogo instituta. 2017. № 2.
5. Duţă N., Martínez-Rivera O. Between Theory and Practice: The Importance of ICT in Higher Education as a Tool for Collaborative Learning, Procedia // Social and Behavioral Sciences/ 2015. Vol.180. P. 1466-1473. URL: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.02.294.
6. Shentsova O.M. Vyyavlenie predmetno-prostranstvennykh predpochtenii studentov vuzov v obrazovatel'noi srede // Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2019. № 3.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38