Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2023; : 100-108

Формирование готовности специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга

Паатова М. Э., Грунина С. С., Сажина Н. М., agoshkovaolga1@mail.ru О. В.

https://doi.org/100-108

Аннотация

Поднимается проблема формирования готовности будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга. Проведено эмпирическое исследование (МБОУ «СОШ №1», а. Кошехабль, Кошехабльский район, Республика Адыгея), направленное на выяснение позиции учителей общеобразовательной школы о необходимости организации процесса профилактики скулшутинга. Результаты опроса показали, что педагогические работники отмечают важность и необходимость профилактики скулшутинга (93%). Большая часть опрошенных говорят, что это зона ответственности специалистов психолого-педагогической службы (65%). Также учителя-предметники отмечают, что не обладают необходимыми компетенциями для профилактики деструктивных явлений в образовательной среде (80%). Готовность специалиста психолого-педагогической службы образовательного учреждения к профилактике скулшутинга мы рассматриваем как личностное новообразование, выражающееся в освоении методологической базы превентивной работы в образовательных учреждениях различных видов и типов; диагностики форм девиантного поведения детей, подростков и молодежи; предупреждения ситуаций риска проявления актов скулшутинга через развитие у всех субъектов образовательного процесса способности к осознанной саморегуляции, социально-безопасного поведения, конвенционального уровня жизнеспособности. В процессе исследования выделены функции готовности будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций (аналитико-диагностическая, прогностическая и профилактическая), уровни сформированности профессиональной готовности (критический, допустимый, оптимальный) и педагогические условия, способствующие эффективной подготовке будущих специалистов психолого-педагогической службы образовательных организаций к профилактике скулшутинга.

Список литературы

1. Langman P. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Lanham: Rowman & Littlefield, 2015. 272 p.

2. Клейберг Ю.А. Девиантология амока и шуттинга: феноменология, актуализация и профилактика // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сб. материалов II междунар. науч.-практ. конф. Симферополь. 2020. С. 341-346.

3. Карпова А.Ю. Скулшутинг в России: что имеет значение? // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 93-108.

4. Паатова М.Э. Реабилитационно-воспитательные ситуации как средство формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков: принципы проектирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2019. Вып. 3 (243). С. 88-94.

5. Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. … д-ра пед. наук. Майкоп, 2018. 429 c.

6. Технология профилактики суицидального поведения в среде одаренных подростков / М.Э. Паатова, О.С. Тимонова, Е.В. Демкина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2022. Вып. 3(303). С. 48-58.

7. Профилактика скулшутинга как основное направление профессиональной деятельности специалистов психолого-педагогической службы образовательного учреждения / С.С. Грунина, М.Э. Паатова, Е.В. Демкина // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2022. Вып. 3(303). С. 27-36.

8. Шульга Н.Ю. Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 29 с.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023; : 100-108

Formation of the readiness of specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations for the prevention of schooling

Paatova M. E., Grunina S. S., Sazhina N. M., Agoshkova O. V.

https://doi.org/100-108

Abstract

The article raises the problem of forming the readiness of future specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations for the prevention of schoolshooting. An empirical study was conducted (MBOU SOSh No. 1, aul Koshekhabl, Koshekhabl district, the Republic of Adygheya), aimed at clarifying the position of secondary school teachers on the need to organize the process of prevention of schoolshooting. The survey results showed that teachers note the importance and necessity of prevention of schoolshooting (93%). More than half of the respondents say that this is the area of responsibility of specialists of the psychological and pedagogical service (65%). Also, subject teachers note that they do not have the necessary competencies to prevent destructive phenomena in the educational environment (80%). We consider the readiness of a specialist of the psychological and pedagogical service of an educational institution to prevent schoolshooting as a personal neoplasm, expressed in the development of the methodological base of preventive work in educational institutions of various kinds and types; diagnostics of forms of deviant behavior of children, adolescents and youth; prevention of situations of risk of acts of schoolshooting through the development of all subjects of the educational process of the ability to conscious self-regulation, socially safe behavior, conventional level of viability. In the course of the research, the functions of readiness of future specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations (analytical, diagnostic, prognostic and preventive), the levels of formation of professional readiness (critical, acceptable, optimal) and pedagogical conditions that contribute to the effective preparation of future specialists of the psychological and pedagogical service of educational organizations for the prevention of schoolshooting are highlighted.

References

1. Langman P. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. Lanham: Rowman & Littlefield, 2015. 272 p.

2. Kleiberg Yu.A. Deviantologiya amoka i shuttinga: fenomenologiya, aktualizatsiya i profilaktika // Profilaktika deviantnogo povedeniya detei i molodezhi: regional'nye modeli i tekhnologii: sb. materialov II mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Simferopol'. 2020. S. 341-346.

3. Karpova A.Yu. Skulshuting v Rossii: chto imeet znachenie? // Vlast'. 2021. T. 29, № 1. S. 93-108.

4. Paatova M.E. Reabilitatsionno-vospitatel'nye situatsii kak sredstvo formirovaniya sotsial'no-lichnostnoi zhiznesposobnosti deviantnykh podrostkov: printsipy proektirovaniya // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika i psikhologiya. 2019. Vyp. 3 (243). S. 88-94.

5. Paatova M.E. Kontseptsiya formirovaniya sotsial'no-lichnostnoi zhiznesposobnosti podrostkov s deviantnym povedeniem v spetsial'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh zakrytogo tipa: dis. … d-ra ped. nauk. Maikop, 2018. 429 c.

6. Tekhnologiya profilaktiki suitsidal'nogo povedeniya v srede odarennykh podrostkov / M.E. Paatova, O.S. Timonova, E.V. Demkina [i dr.] // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika i psikhologiya. 2022. Vyp. 3(303). S. 48-58.

7. Profilaktika skulshutinga kak osnovnoe napravlenie professional'noi deyatel'nosti spetsialistov psikhologo-pedagogicheskoi sluzhby obrazovatel'nogo uchrezhdeniya / S.S. Grunina, M.E. Paatova, E.V. Demkina // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Pedagogika i psikhologiya. 2022. Vyp. 3(303). S. 27-36.

8. Shul'ga N.Yu. Podgotovka budushchego sotsial'nogo pedagoga k profilaktike nasiliya v shkol'noi srede: avtoref. dis. … kand. ped. nauk. Volgograd, 2011. 29 s.