Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2023; : 37-47
Финансовая ответственность – личностная ценность обучающихся высших учебных заведений
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-1-313-37-47Аннотация
Актуализирована потребность социального общества в самостоятельных, экономически грамотных, финансово-ответственных, конкурентно-способных на рынке труда, самостоятельных граждан России. В этом случае государство выступает в роли заказчика, и особое внимание обращает на формирование заявленных способностей у обучающихся высших учебных заведений как приоритетной части социального общества – будущего нашей страны. Происходящие социально-экономические перемены под влиянием внешних и внутренних факторов оказывают определённое влияние и сопровождаются возникновением новых ценностей, молодой человек сталкивается с их выбором и принятием как ориентира своего дальнейшего развития. Перед высшей школой возникает сложная, но важная и значимая задача: формирование ответственного финансового поведения у обучающихся высших учебных заведений на этапе получения ими высшего образования. Успешное решение педагогической проблемы позволит не только усовершенствовать образовательный процесс, но и решить вопрос повышения финансовой грамотности в глобальном масштабе. Исследования в данной области подтверждают положение о том, что ценности являются ориентиром деятельности и поведения человека только при сформированности у него ценностного отношения к окружающему миру. Поэтому в основе исследования стало изучение ценностного отношения обучающихся к финансовой независимости и финансовой ответственности как к личностной ценности. Построение образовательного процесса путём насыщения выделенных учебных дисциплин финансово-экономическим содержанием, включением специального курса «Финансовая ответственность – стиль поведения современной личности» в созданных педагогических условиях при соблюдении принципов обучения и педагогических подходов в образовательно-воспитательной среде высшего учебного заведения позволили выделить «Финансовую ответственность» в разряд личностной ценности обучающегося. У обучающихся сформировалась внутренняя позиция, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений, побуждающая к саморазвитию, реализации полученных знаний, умений, навыков и способов финансового поведения в образовательно-воспитательной среде вуза и за её границами. Цель социально-педагогического исследования: провести анализ отношения обучающихся высших учебных заведений к финансовой независимости и финансовой ответственности, установить наличие желания у обучаемых повышать уровень финансово-экономического образования в процессе обучения в вузе. Основываясь на положительном мнении учащихся, авторам предстояло определить, может ли финансовая ответственность быть принята обучающимися в качестве личностной ценности и являться ориентиром для формирования ответственного финансового поведения. Результатом нашего исследования стало включение в структурно-функциональную модель формирования ответственного финансового поведения финансовой ответственности как личностной ценности обучающихся и «ценности» высшего учебного заведения участников педагогического процесса и коллектива взаимодействующих сторон.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] Ст. 75.1. // КонсультантПлюс. М., 2023.
2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Ст. 20 // КонсультантПлюс. М., 2023.
3. Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы: утв. распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 № 2039-р // КонсультантПлюс. М., 2023.
4. Дильтей В. Описательная психология // История психологии (10-е-30-е гг. Период открытого кризиса) / под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1992. С. 319-346.
5. Сластенин В.А. Доминанта деятельности // Народное образование. 1997. № 9. С. 41-42.
6. Косенко С.С. Формирование нравственно-экономической ответственности старшеклассников: монография. Челябинск: Изд-во УралГУФК, 2008. 244 с.
7. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. 70 с.
8. Лебедева Н.М., Татарко А.Н. Культура как фактор общественного прогресса. М.: Юстицинформ, 2009. 408 с.
9. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М., 1994.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла: пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990. 368 с.
11. Лебедева А.Г. Досуг городской и сельской молодежи // XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки. Тула, 2014.
Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2023; : 37-47
Financial responsibility as the personal value of students of higher educational institutions
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2023-1-313-37-47Abstract
The need of the social society for independent, economically literate, financially responsible, competitive in the labor market, independent citizens of Russia has been updated. In this case, the state acts as a customer, and pays special attention to the formation of the declared abilities of students of higher educational institutions as a priority part of social society – the future of our country. The ongoing socio-economic changes under the influence of external and internal factors have a certain impact and are accompanied by the emergence of new values; a young person is faced with their choice and acceptance as a guideline for their further development. Higher education faces a difficult, but important and significant task: the formation of responsible financial behavior among students of higher educational institutions at the stage of their higher education. The successful solution of the pedagogical problem will not only improve the educational process, but also solve the problem of improving financial literacy on a global scale. Research in this area confirms the idea that values are a guideline for a person’s activity and behavior only when he has a value-based attitude to the world around him. Therefore, the research was based on the study of the value attitude of students to financial independence and financial responsibility as a personal value. The construction of the educational process by the concentration of the selected academic disciplines on the financial and economic content and inclusion of a special course of “Financial responsibility as the style of behavior of a modern person” in the created pedagogical conditions, while observing the principles of training and pedagogical approaches in the educational environment of a higher educational institution, made it possible to single out “Financial responsibility” into the category of student’s personal value.The students have formed an internal position that reflects the relationship of personal and social values, encouraging self-development, the implementation of the acquired knowledge, skills, abilities and methods of financial behavior in the educational environment of the university and beyond. The purpose of the socio-pedagogical research is to analyze the attitude of students of higher educational institutions to financial independence and financial responsibility, to establish whether the students have a desire to improve the level of financial and economic education in the process of studying at the university. Based on the positive opinion of students, the authors had to determine whether financial responsibility can be accepted by students as a personal value and be a guideline for the formation of responsible financial behavior. The result of our study was the inclusion in the structural and functional model of the formation of responsible financial behavior of financial responsibility as a personal value of students and the “value” of a higher educational institution of the participants in the pedagogical process and a team of interacting parties.
References
1. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii: [prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dek. 1993 s izm., odobrennymi v khode obshcherossiiskogo golosovaniya 01.07.2020] St. 75.1. // Konsul'tantPlyus. M., 2023.
2. Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii: Federal'nyi zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. St. 20 // Konsul'tantPlyus. M., 2023.
3. Strategiya povysheniya finansovoi gramotnosti v Rossiiskoi Federatsii na 2017-2023 gody: utv. rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 25 sentyabrya 2017 № 2039-r // Konsul'tantPlyus. M., 2023.
4. Dil'tei V. Opisatel'naya psikhologiya // Istoriya psikhologii (10-e-30-e gg. Period otkrytogo krizisa) / pod red. P.Ya. Gal'perina, A.N. Zhdan. 2-e izd. M.: Izd-vo MGU, 1992. S. 319-346.
5. Slastenin V.A. Dominanta deyatel'nosti // Narodnoe obrazovanie. 1997. № 9. S. 41-42.
6. Kosenko S.S. Formirovanie nravstvenno-ekonomicheskoi otvetstvennosti starsheklassnikov: monografiya. Chelyabinsk: Izd-vo UralGUFK, 2008. 244 s.
7. Karandashev V.N. Metodika Shvartsa dlya izucheniya tsennostei lichnosti: kontseptsiya i metodicheskoe rukovodstvo. SPb.: Rech', 2004. 70 s.
8. Lebedeva N.M., Tatarko A.N. Kul'tura kak faktor obshchestvennogo progressa. M.: Yustitsinform, 2009. 408 s.
9. Tomas U., Znanetskii F. Metodologicheskie zametki // Amerikanskaya sotsiologicheskaya mysl'. M., 1994.
10. Frankl V. Chelovek v poiskakh smysla: per. s angl. i nem. M.: Progress, 1990. 368 s.
11. Lebedeva A.G. Dosug gorodskoi i sel'skoi molodezhi // XXI vek: gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki. Tula, 2014.
События
-
Журнал «Вестник Самарского государственного экономического университета» теперь на Elpub >>>
11 ноя 2025 | 14:28 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» >>>
11 ноя 2025 | 14:26 -
К платформе Elpub присоединился журнал «Eurasian Journal of Economic and Business Studies» >>>
5 ноя 2025 | 08:43 -
Журнал «Весці Нацыянальнай акадэміі навук Беларусі: Серыя фізіка-тэхнічных наву» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:42 -
Журнал «Ученые записки Российской академии предпринимательства» принят в DOAJ >>>
5 ноя 2025 | 08:41
