Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 82-91
Концептуальные элементы структурного анализа контекстных ситуаций в системе профессиональной подготовки юристов среднего звена
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-82-99Аннотация
Дается анализ теоретических подходов определения контекстных ситуаций как научного феномена и объекта педагогического проектирования. Структурирована типология контекстов на основе фундаментальной теории множеств, где каждый элемент отражает определенный признак, при этом каждый структурный элемент соподчиняется с последующим и представляет собой единую систему взаимосвязанных компонентов. Объекты, составляющие классификационную структуру, не должны исключать друг друга, не могут входить одновременно в разные группы и должны соотноситься с природой всей области, для которой разработана данная классификация и в которой она существует.
Автором выделены уровни, подуровни деления объектов внутри классификации на основе общенаучного метода систематизации объектов педагогической реальности, принципы контекстного подхода в условиях межпредметной интеграции. Описаны особенности и структура проблемных ситуаций в профессиональной сфере инклюзивной культуры. Представлены существующие варианты построения различных классификаций проблемных практико-ориентированных задач в актуальных гуманитарных исследованиях.
На основе систематизированных теорий раскрыта природа и сущность концепта «контекстная ситуация в системе профессиональной подготовки юристов среднего звена». Разработана классификация контекстных ситуаций, которые целесообразно использовать в процессе качественной профессиональной подготовки юриста в системе среднего профессионального образования. Дается описание базовых типов контекстных ситуаций в соответствии с уровнями сформированности профессиональных компетенций будущего юриста среднего звена.
Список литературы
1. Панченко В.Ю., Шевченко И.А. Профессиональная подготовка студентов-юристов к оказанию юридической помощи: необходимость новых подходов. URL: http://law.sfu-kras.ru/users/Files/254/ilya_shevchenko/professional_preparation.pdf.
2. Duit R. Kontextorientierter Physikunterricht: PiKo-Brief Nr. 5 // PiKo-Briefe. Der fachdidaktische Forschungsstand kurzgefasst / ed. by R. Duit. Kiel: Leibniz Institute for Science and Mathematics Education, 2010. P. 1-4.
3. Finkelstein N. Learning physics in context: a study of student learning about electricity and magnetism. // International Journal of Science Education. 2005. № 27(10). P. 1187-1209.
4. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира. М.: Языки славянской культуры, 2004.
5. Bennett J., Lubben F. Context-based chemistry: the salters approach // International Journal of Science Education. 2006. 28 (9). P. 999-1015.
6. Aikenhead G.S. What is STS teaching? // STS education: international perspectives on reform / eds. by J. Solomon, G.S. Aikenhead. N. Y.: Teachers College Press, 1994.
7. Yager R.E., Weld J.D. Scope, sequence and coordination: the Iowa Project, a national reform effort in the USA // International Journal of Science Education. 1999. № 21(2). Р. 169-194.
8. Bennett J., Lubben F., Hogarth S. Bringing science to life: a synthesis of the research evidence on the effects of context-based and STS approaches to science teaching // Science Education. 2007. № 91. Р. 347-370.
9. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М, 2001. 137 с.
10. Елькина Е.Е., Кононова О.В., Прокудин Д.Е. Типология контекстов и принципы контекстного подхода в междисциплинарных научных исследованиях // Когнитивно-информационные технологии в цифровой экономике. 2019. Т. 15, № 1. С. 141-153.
11. Тихомиров О.К. Психология мышления: учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 2004. 272 с.
12. Gilbert J.K., Bulte A.M.W., Pilot A. Concept development and transfer in context‐based science education // International Journal of Science Education. 2011. 33(6). 817-837.
13. Классификация / Гуманитарный портал: Концепты / А.Л. Субботин, В.Л. Абушенко, В.А. Бочаров [и др.] // Центр гуманитарных технологий, 20022021 (последняя редакция: 22.03.2021). URL: https://gtmarket.ru/concepts/6879.
14. Хитрюк В.В. Контекстные проблемные задачи и ситуации в формировании инклюзивной готовности будущих педагогов // Педагогическое образование в России. 2014. № 9. С. 127-130.
Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 82-91
Conceptual elements of structural analysis of contextual situations in the system of professional training of middle-level lawyers
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-82-99Abstract
. The paper provides an analysis of theoretical approaches to defining contextual situations as a scientific phenomenon and object of pedagogical design. The typology of contexts is structured based on fundamental set theory, where each element reflects a specific feature, with each structural element being concatenated with the next and representing a single system of interconnected components. The objects that make up the classification structure must not exclude each other, cannot belong to different groups at the same time, and must relate to the nature of the entire area for which this classification is developed and in which it exists.
The author highlights the levels, sub-levels of objects division within the classification based on the general scientific method of systematization of objects of pedagogical reality, and principles of a contextual approach in conditions of inter-subject integration. The features and structure of problematic situations in the professional field of inclusive culture are described. Existing options for constructing various classifications of problematic practical-oriented tasks in current researches of the humanities are presented.
Based on systematized theories, the nature and essence of the concept “contextual situation in the system of professional training of mid-level lawyers” is disclosed. A classification of contextual situations has been developed, which should be used in the process of high-quality professional training of a lawyer in the system of secondary professional education. A description of the basic types of contextual situations is given in accordance with the levels of professional competencies of the future mid-level lawyer.
References
1. Panchenko V.Yu., Shevchenko I.A. Professional'naya podgotovka studentov-yuristov k okazaniyu yuridicheskoi pomoshchi: neobkhodimost' novykh podkhodov. URL: http://law.sfu-kras.ru/users/Files/254/ilya_shevchenko/professional_preparation.pdf.
2. Duit R. Kontextorientierter Physikunterricht: PiKo-Brief Nr. 5 // PiKo-Briefe. Der fachdidaktische Forschungsstand kurzgefasst / ed. by R. Duit. Kiel: Leibniz Institute for Science and Mathematics Education, 2010. P. 1-4.
3. Finkelstein N. Learning physics in context: a study of student learning about electricity and magnetism. // International Journal of Science Education. 2005. № 27(10). P. 1187-1209.
4. Kubryakova E.S. Yazyk i znanie: na puti polucheniya znanii o yazyke: chasti rechi s kognitivnoi tochki zreniya. Rol' yazyka v poznanii mira. M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004.
5. Bennett J., Lubben F. Context-based chemistry: the salters approach // International Journal of Science Education. 2006. 28 (9). P. 999-1015.
6. Aikenhead G.S. What is STS teaching? // STS education: international perspectives on reform / eds. by J. Solomon, G.S. Aikenhead. N. Y.: Teachers College Press, 1994.
7. Yager R.E., Weld J.D. Scope, sequence and coordination: the Iowa Project, a national reform effort in the USA // International Journal of Science Education. 1999. № 21(2). R. 169-194.
8. Bennett J., Lubben F., Hogarth S. Bringing science to life: a synthesis of the research evidence on the effects of context-based and STS approaches to science teaching // Science Education. 2007. № 91. R. 347-370.
9. Verbitskii A. A. Novaya obrazovatel'naya paradigma i kontekstnoe obuchenie. M, 2001. 137 s.
10. El'kina E.E., Kononova O.V., Prokudin D.E. Tipologiya kontekstov i printsipy kontekstnogo podkhoda v mezhdistsiplinarnykh nauchnykh issledovaniyakh // Kognitivno-informatsionnye tekhnologii v tsifrovoi ekonomike. 2019. T. 15, № 1. S. 141-153.
11. Tikhomirov O.K. Psikhologiya myshleniya: uchebnoe posobie. M.: Izd-vo MGU, 2004. 272 s.
12. Gilbert J.K., Bulte A.M.W., Pilot A. Concept development and transfer in context‐based science education // International Journal of Science Education. 2011. 33(6). 817-837.
13. Klassifikatsiya / Gumanitarnyi portal: Kontsepty / A.L. Subbotin, V.L. Abushenko, V.A. Bocharov [i dr.] // Tsentr gumanitarnykh tekhnologii, 20022021 (poslednyaya redaktsiya: 22.03.2021). URL: https://gtmarket.ru/concepts/6879.
14. Khitryuk V.V. Kontekstnye problemnye zadachi i situatsii v formirovanii inklyuzivnoi gotovnosti budushchikh pedagogov // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 9. S. 127-130.
События
-
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32 -
Журнал «Творчество и современность» присоединился к Elpub! >>>
27 мая 2025 | 12:38