Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 66-73

Центр РАО в республике Адыгея и организация системной работы с одаренными детьми и подростками

Чермит К. Д., Паатова М. Э., Хашхова Д. З., Вержбицкая Е. Г.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-66-73

Аннотация

Раннее выявление и развитие одаренности у молодого поколения является движущей силой совершенствования системы образования в мире. Каждый член общества по-своему является незаурядным, обладающим определенными способностями и особыми характеристиками. Развитие и совершенствование этих способностей начинается еще в раннем детском возрасте, когда ребенок начинает изучать и познавать окружающую его среду. Возникает вопрос о дальнейшем развитии ребенка, предполагающий системную работу на различных уровнях. В этой работе основой является комплексное взаимодействие различных институтов образовательной среды, нацеленное на всестороннее развитие молодых талантов, их успешная адаптация в социуме, формирование и воспитание гражданина, готового принимать решения и нести ответственность за них. Такой подход является основным при взаимодействии с данным контингентом детей и подростков. Одаренные дети и подростки, как особая группа, требуют от педагога наличия определенных компетенций и характеристик, предполагающих знание и владение различными формами, инструментами и технологиями обучения.

В данной работе отражены результаты статистического исследования, в котором приняли участие одаренные подростки общеобразовательных школ г. Майкопа. В ходе исследования изучены уровни сформированности социальноличностной жизнеспособности учащихся, определены уровни проявления творчества по различным предметам, даны рекомендации-принципы к организации системной работы с одаренными детьми. Проводится анализ существующей практики работы с одаренными детьми в Республике Адыгея. Выделена роль Научного центра РАО в Республике Адыгея в разработке концепции выявления и поддержки одаренных детей в Республике Адыгея. Внесены рекомендации и предложения по совершенствованию и развитию системы работы с одаренными детьми.

Список литературы

1. Паатова М.Э. Социально-личностная жизнеспособность подростков: технология формирования в общеобразовательных организациях // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2020. № 10. С. 32-43.

2. Особенности проявления социально-личностной жизнеспособности одаренных подростков / М.Э. Паатова, Д.З. Хашхова, А.В. Деленьян [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. Вып. 1(293). С. 56-66.

3. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д.Б. Богоявленская. М., 2003.

4. Науменко Ю.В. Дидактические условия развития творчества учащихся в учебной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1992.

5. Чакрян Т.К. Педагогическая поддержка в образовательной практике // Вузовская наука – Северо-Кавказскому региону: материалы XII научно-технической конф. Ставрополь, 2008. Т. 2: Общественные науки.

6. Robinson N.M. The social world of gifted children and youth // Handbook of giftedness in children: Psychoeducational theory, research and best practices / ed. by S.I. Pfeiffer. New York: Springer, 2008.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 66-73

The RAE Center in the Adyghea Republic and the organization of systemic work with gifted children and adolescents

Chermit K. D., Paatova M. E., Khashkhova D. Z., Verzhbitskaya E. G.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-66-73

Abstract

Early identification and development of giftedness among the younger generation is the driving force behind the improvement of the education system in the world. Each member of society is unique in its own way, possessing certain abilities and special characteristics. The development and improvement of these abilities begins in early childhood, when the child begins to explore and learn about his environment. The question arises about the further development of the child, which involves systemic work at various levels. In this work, the basis is the complex interaction of various institutions of the educational environment, aimed at the comprehensive development of young talents, their successful adaptation in society, the formation and education of a citizen who is ready to make decisions and be responsible for them. This approach is the main one when interacting with this contingent of children and adolescents. Gifted children and adolescents, as a special group, require the teacher to have certain competencies and characteristics that require knowledge and possession of various forms, tools and technologies of teaching.

This paper reflects the results of a statistical study in which gifted adolescents from secondary schools in the city of Maikop took part. In the course of the study, the levels of formation of the social and personal viability of students were studied, the levels of manifestation of creativity in various subjects were determined, and recommendations-principles for organizing systemic work with gifted children were given. An analysis of the existing practice of working with gifted children in the Adyghea Republic is being carried out. The role of the Scientific Center of the Russian Academy of Education in the Adyghea Republic in the development of the concept of identifying and supporting gifted children is highlighted. Recommendations and proposals have been made to improve and develop the system of work with gifted children.

References

1. Paatova M.E. Sotsial'no-lichnostnaya zhiznesposobnost' podrostkov: tekhnologiya formirovaniya v obshcheobrazovatel'nykh organizatsiyakh // Kontsept: nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal. 2020. № 10. S. 32-43.

2. Osobennosti proyavleniya sotsial'no-lichnostnoi zhiznesposobnosti odarennykh podrostkov / M.E. Paatova, D.Z. Khashkhova, A.V. Delen'yan [i dr.] // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. 2022. Vyp. 1(293). S. 56-66.

3. Rabochaya kontseptsiya odarennosti / otv. red. D.B. Bogoyavlenskaya. M., 2003.

4. Naumenko Yu.V. Didakticheskie usloviya razvitiya tvorchestva uchashchikhsya v uchebnoi deyatel'nosti: dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 1992.

5. Chakryan T.K. Pedagogicheskaya podderzhka v obrazovatel'noi praktike // Vuzovskaya nauka – Severo-Kavkazskomu regionu: materialy XII nauchno-tekhnicheskoi konf. Stavropol', 2008. T. 2: Obshchestvennye nauki.

6. Robinson N.M. The social world of gifted children and youth // Handbook of giftedness in children: Psychoeducational theory, research and best practices / ed. by S.I. Pfeiffer. New York: Springer, 2008.