Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 48-56
Технология профилактики суицидального поведения в среде одаренных подростков
Паатова М. Э., Тимонова О. С., Демкина Е. В., Шебанец Е. Ю.
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-48-58Аннотация
Проблема профилактики суицидального поведения среди одаренных подростков остается одной из острейших проблем в современных реалиях. Подростковый возраст наиболее неустойчив к жизненным стрессам, в результате чего подростки не всегда способны самостоятельно здраво оценить ситуацию, разрешить сложившуюся проблему и оценить ее масштабы и последствия. К тому же одаренный подросток в силу своих интеллектуальных или творческих отличий от других подростков с большей долей вероятности сталкивается с социально-психологическими проблемами. Цель исследования – теоретически обосновать и разработать технологию профилактики суицидального поведения среди одаренных подростков. Системообразующей идеей разработанной технологии является формирование у одаренных подростков социально-личностной жизнеспособности – личностного ресурса совладания с суицидоопасными мировоззренческими проявлениями. Для успешной социальной адаптации подросткам необходимы личностные качества, способствующие преодолению жизненных трудностей, конструктивному взаимодействию с окружающими людьми, ответственному отношению к своей жизни и жизни окружающих людей. Суицидопревентивная работа с одаренными подростками представляет собой комплекс мер, направленных на оказание помощи и поддержки данной категории детей. Это многоплановая работа, которая подразумевает полное или частичное устранение проблем и трудностей, возникающих у подростков в процессе их социализации средствами организации обучающих мероприятий по преодолению подростками своих страхов и комплексов; оказанию социальной, психологической, правовой, медицинской помощи подростку. Представлены результаты констатирующего этапа эксперимента. Констатирующий эксперимент проводился на базе ГБО ДО РА «РЕМШ» и Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «ПолярисАдыгея» в Республике Адыгея, г. Майкоп.
Список литературы
1. Maris R.W. Suicide // Lancet. 2002. Vol. 360. P. 319-326.
2. Murthy R.S. The World health report 2001: mental health: new understanding, new hope. Geneva: World Health Organization, 2001. 186 p.
3. Психологические аспекты детского суицида: технологии профилактики: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / сост. и науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева, Е.Г. Артамонова. М.: АНО ЩНПРОЦ, 2013. 99 с. URL: https://studylib.ru/doc/2586079/psihologicheskie-aspekty-detskogo-suicida (дата обращения: 17.10.2021).
4. Алимова М.А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция: методические рекомендации. Барнаул, 2014. 100 с. URL: https://admmegion.ru/upload/iblock/bcb/alimova_barnaul.pdf (дата обращения: 25.09.2021).
5. Beck A.T., Kovacs M., Weissman M. Assessment of suicidal intention: the scale for suicide ideation // Journal of consulting and clinical psychology. 1979. № 47. Р. 343-352.
6. Организация выявления и психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, склонных к суицидальному поведению: методические рекомендации / Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования», Кафедра педагогики и психологии; авт.-сост.: О.А. Трофимова, О.В. Закревская. Екатеринбург: ИРО, 2017. 72 с.
7. Горская М.В. Диагностика суицидального поведения подростка // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2008. № 1. С. 44-52.
8. Книжникова С.В. Первичная педагогическая профилактика суицидального поведения: компликации и возможности // Гуманитарные науки. Ялта, 2018. № 4(44). С. 127-135.
9. Технология социальной работы по формированию готовности к трудоустройству лиц, освободившихся из мест лишения свободы / М.Э. Паатова, Д.З. Хашхова, Н.М. Сажина [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2021. № 3(283). С. 55-61.
10. Особенности проявления социально-личностной жизнеспособности одаренных подростков / М.Э. Паатова, Д.З. Хашхова, А.В. Деленьян [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2022. № 1(293). С. 56-66.
Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 48-56
Technology for the prevention of suicidal behavior among gifted adolescents
Paatova M. E., Timonova O. S., Demkina E. V., Shebanets E. Yu.
https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-48-58Abstract
The problem of prevention of suicidal behavior among gifted adolescents remains one of the most acute problems in modern realities. Adolescence is the most unstable to life stresses, therefore teenagers are not always able to assess the situation sensibly on their own, solve the problem and assess its scale and consequences. In addition, a gifted teenager, due to his intellectual or creative differences from other teenagers, is more likely to face socio-psychological problems. The aim of the study is to theoretically substantiate and develop a technology for the prevention of suicidal behavior among gifted adolescents. The system-forming idea of the developed technology is the formation of social and personal viability in gifted adolescents – a personal resource for coping with suicidal ideological manifestations. For successful social adaptation, adolescents need personal qualities that contribute to overcoming life difficulties, constructive interaction with people around them, responsible attitude to their lives and the lives of people around them. Suicide preventive work with gifted adolescents is a set of measures aimed at providing assistance and support to this category of children. This is a multifaceted work, which implies the complete or partial elimination of problems and difficulties that arise in adolescents in the process of their socialization by means of organizing training activities to overcome adolescents’ fears and complexes; providing social, psychological, legal, medical assistance to a teenager. The paper presents the results of the ascertaining stage of the experiment. The ascertaining experiment was conducted based on the Republican Natural
Science Mathematical School and the Regional Center for the Identification and Support of Gifted Children “Polaris-Adyghea” in the Republic of Adyghea, in Maykop.
References
1. Maris R.W. Suicide // Lancet. 2002. Vol. 360. P. 319-326.
2. Murthy R.S. The World health report 2001: mental health: new understanding, new hope. Geneva: World Health Organization, 2001. 186 p.
3. Psikhologicheskie aspekty detskogo suitsida: tekhnologii profilaktiki: sb. materialov mezhdunar. nauch.-prakt. konf. / sost. i nauch. red. N.Yu. Sinyagina, N.V. Zaitseva, E.G. Artamonova. M.: ANO ShchNPROTs, 2013. 99 s. URL: https://studylib.ru/doc/2586079/psihologicheskie-aspekty-detskogo-suicida (data obrashcheniya: 17.10.2021).
4. Alimova M.A. Suitsidal'noe povedenie podrostkov: diagnostika, profilaktika, korrektsiya: metodicheskie rekomendatsii. Barnaul, 2014. 100 s. URL: https://admmegion.ru/upload/iblock/bcb/alimova_barnaul.pdf (data obrashcheniya: 25.09.2021).
5. Beck A.T., Kovacs M., Weissman M. Assessment of suicidal intention: the scale for suicide ideation // Journal of consulting and clinical psychology. 1979. № 47. R. 343-352.
6. Organizatsiya vyyavleniya i psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya detei i podrostkov, sklonnykh k suitsidal'nomu povedeniyu: metodicheskie rekomendatsii / Gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya Sverdlovskoi oblasti «Institut razvitiya obrazovaniya», Kafedra pedagogiki i psikhologii; avt.-sost.: O.A. Trofimova, O.V. Zakrevskaya. Ekaterinburg: IRO, 2017. 72 s.
7. Gorskaya M.V. Diagnostika suitsidal'nogo povedeniya podrostka // Vestnik psikhosotsial'noi i korrektsionno-reabilitatsionnoi raboty. 2008. № 1. S. 44-52.
8. Knizhnikova S.V. Pervichnaya pedagogicheskaya profilaktika suitsidal'nogo povedeniya: komplikatsii i vozmozhnosti // Gumanitarnye nauki. Yalta, 2018. № 4(44). S. 127-135.
9. Tekhnologiya sotsial'noi raboty po formirovaniyu gotovnosti k trudoustroistvu lits, osvobodivshikhsya iz mest lisheniya svobody / M.E. Paatova, D.Z. Khashkhova, N.M. Sazhina [i dr.] // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. 2021. № 3(283). S. 55-61.
10. Osobennosti proyavleniya sotsial'no-lichnostnoi zhiznesposobnosti odarennykh podrostkov / M.E. Paatova, D.Z. Khashkhova, A.V. Delen'yan [i dr.] // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. 2022. № 1(293). S. 56-66.
События
-
Журнал «Успехи наук о животных» присоединился к Elpub! >>>
18 июл 2025 | 12:37 -
Журнал «Наука. Инновации. Технологии» принят в DOAJ >>>
17 июл 2025 | 12:17 -
К платформе Elpub присоединился журнал « Библиотечный мир» >>>
15 июл 2025 | 12:17 -
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52