Журналов:     Статей:        

Вестник Адыгейского государственного университета, серия "Педагогика и психология". 2022; : 27-36

Профилактика скулшутинга как основное направление профессиональной деятельности специалистов психолого-педагогической службы образовательного учреждения

Грунина С. С., Паатова М. Э., Демкина Е. В., Сажина Н. М.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-27-36

Аннотация

В современных социокультурных условиях глобализации и информатизации в подростково-молодежной среде формируются новые виды деструктивного поведения. Так, одним из крайних форм проявлений агрессии в среде образовательных учреждений является скулшутинг (от англ. school shooting – «школьная стрельба»). Некоторые исследователи рассматривают скулшутинг как совершение вооруженного нападения, спланированное и организованное в/на территории образовательного учреждения (любого уровня) одним или несколькими учащимися с целью массового убийства. Другие исследователи скулшутинг рассматривают как стрельбу, совершаемую на территории образовательной организации или на школьном мероприятии, в результате которой имеются две или более жертв, совершённую учеником или учениками, зачисленными или недавно окончившими образовательную организацию. Эффективность профилактической работы по предупреждению актов скулшутинга в образовательных учреждениях в первую очередь определяется профессиональной готовностью специалиста психолого-педагогической службы к данному виду деятельности. В рамках данной работы нами предпринята попытка рассмотреть содержательную характеристику готовности специалистов психолого-педагогической службы к профилактике скулшутинга в образовательном учреждении. Был проведён первичный срез следующих групп испытуемых: студенты 2-3 курсов по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет» (г. Майкоп) и ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград). Также в качестве испытуемых выступили обучающиеся 9-11 классов МБОУ СОШ №1 а. Кошехабль, Кошехабльского района, Республики Адыгея.

Список литературы

1. Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа: дис. … д-ра пед. наук. Майкоп, 2018. 429 c.

2. Langman P. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. N.Y.: Rowman & Littlefield Publishers, 2015. 272 p.

3. Карпова А.Ю., Максимова Н.Г. Скулшутинг в России: что имеет значение? / А.Ю. Карпова, // Власть. 2021. Т. 29, № 1. С. 93-108.

4. Newman K.S. Rampage: The Social Roots of School Shootings. New York: Basic Books. 2004. doi:10.5860/выбор.42-1019

5. Чунин А.С. Феномен скулшутинга в современной России. Правовой аспект // Обзор. НЦПТИ. 2020. № 3(22). С. 48-52.

6. Карпов В.О. Культ Колумбайна: основные детерминанты массовых убийств в школах // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. № 4(34). С. 442-446.

7. Клейберг Ю.А. Девиантология амока и шуттинга: феноменология, актуализация и профилактика // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сб. материалов второй междунар. науч.практ. конф. Симферополь, 2020. С. 341-346.

8. Паатова М.Э. Реабилитационно-воспитательные ситуации как средство формирования социально-личностной жизнеспособности девиантных подростков: принципы проектирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2019. Вып. 3 (243). С. 88-94.

9. Шульга Н.Ю. Подготовка будущего социального педагога к профилактике насилия в школьной среде: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Волгоград, 2011. 29 с.

Bulletin of Adyghe State University. Series: Pedagogy and Psychology. 2022; : 27-36

Prevention of school shooting in educational institutions as the main area of professional activity of psychological and pedagogical service specialists

Grunina S. S., Paatova M. E., Demkina E. V., Sazhina N. M.

https://doi.org/10.53598/2410-3004-2022-3-303-27-36

Abstract

In the modern socio-cultural conditions of globalization and informatization, new types of destructive behavior are being formed among the adolescents and young people. Thus, one of the extreme forms of aggression in educational institutions is school shooting. Some researchers consider school shooting as the armed attack, planned and organized in/on the territory of an educational institution (at any level) by one or more students with the aim of mass murder. Other researchers consider school shooting as a shooting committed on the territory of an educational organization or at a school event by a student or students enrolled or recently graduated from an educational organization, as a result of which there are two or more victims. The effectiveness of preventive work to prevent acts of school shooting in the educational environment is determined primarily by the professional readiness of the specialist. Within the framework of this work, we tried to consider the substantive characteristics of the readiness of specialists of the psychological and pedagogical service for the prevention of school shooting in the school environment. A primary cross-section of the following groups of test subjects was conducted: secondand third-year students training in the direction 44.03.02 “Psychological and pedagogical education” at the Adyghe State University (Maykop) and Volgograd State Socio-Pedagogical University (Volgograd), as well as students of grades 9-11 of Secondary School No. 1 in aul Koshekhable, Koshekhablsky district, Republic of Adyghea.

References

1. Paatova M.E. Kontseptsiya formirovaniya sotsial'no-lichnostnoi zhiznesposobnosti podrostkov s deviantnym povedeniem v spetsial'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh zakrytogo tipa: dis. … d-ra ped. nauk. Maikop, 2018. 429 c.

2. Langman P. School Shooters: Understanding High School, College, and Adult Perpetrators. N.Y.: Rowman & Littlefield Publishers, 2015. 272 p.

3. Karpova A.Yu., Maksimova N.G. Skulshuting v Rossii: chto imeet znachenie? / A.Yu. Karpova, // Vlast'. 2021. T. 29, № 1. S. 93-108.

4. Newman K.S. Rampage: The Social Roots of School Shootings. New York: Basic Books. 2004. doi:10.5860/vybor.42-1019

5. Chunin A.S. Fenomen skulshutinga v sovremennoi Rossii. Pravovoi aspekt // Obzor. NTsPTI. 2020. № 3(22). S. 48-52.

6. Karpov V.O. Kul't Kolumbaina: osnovnye determinanty massovykh ubiistv v shkolakh // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. № 4(34). S. 442-446.

7. Kleiberg Yu.A. Deviantologiya amoka i shuttinga: fenomenologiya, aktualizatsiya i profilaktika // Profilaktika deviantnogo povedeniya detei i molodezhi: regional'nye modeli i tekhnologii: sb. materialov vtoroi mezhdunar. nauch.prakt. konf. Simferopol', 2020. S. 341-346.

8. Paatova M.E. Reabilitatsionno-vospitatel'nye situatsii kak sredstvo formirovaniya sotsial'no-lichnostnoi zhiznesposobnosti deviantnykh podrostkov: printsipy proektirovaniya // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.: Pedagogika i psikhologiya. 2019. Vyp. 3 (243). S. 88-94.

9. Shul'ga N.Yu. Podgotovka budushchego sotsial'nogo pedagoga k profilaktike nasiliya v shkol'noi srede: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. Volgograd, 2011. 29 s.