Театральное образование. 2022; 1: 9–24
Чувство ритма и его значение в профессиональном воспитании актера
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме – ритмическому воспитанию актера в театральной школе. Автором рассмотрены роль и значение ритма в искусстве и в жизни человека, отмечена важность воспитания «чувства ритма» в развитии речевой деятельности и всего психофизического аппарата актера в целом. Как следствие – выявлены роль и значение ритма в преподавании дисциплины «Сценическая речь» в театральном вузе. Рассмотрены различные проявления ритмических нарушений («аритмий»), описано влияние нарушения «чувства ритма» на качественные характеристики профессиональной речи актера, отмечено, какие телесные ощущения необходимо развивать, работая над чувством ритма.
Список литературы
1. Волконский, С.М. Выразительное слово: Опыт исследования и руководства в области механики, психологии, философии и эстетики речи в жизни и на сцене / С.М. Волконский. – Изд. 3-е. – Москва: ЛЕНАНД, 2015. – 216 с.
2. Волконский, С.М. Художественные отклики / С.М. Волконский. – Санкт-Петербург: Аполлон, 1912. – 223 с., [2] л. ил.
3. Галендеев, В.Н. Сценическая речь – Школа – Театр: Избранные работы о сценическом искусстве / В.Н. Галендеев. – Санкт-Петербург: РГИСИ, 2016. – 528 с.: ил.
4. Гринер, В.А. Ритм в искусстве актера: метод. пособие для театр. и культпросвет. училищ / В.А. Гринер. – Москва: Просвещение, 1966. – 154 с., [17] л. ил., нот.
5. Музыкальный словарь Гроува / [пер. с англ., ред. и доп. Л.О. Акопяна]. – 2-е рус. изд., испр. и доп. – Москва: Практика, 2007. – 1103 с.
6. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. – Москва: Издательский дом «Классика-ХХI», 2020. – 248 с.: ил.
7. Збруева, Н.П. Ритмическое воспитание актера: методическое пособие / Н.П. Збруева. – Москва: ВЦХТ, 2003. – 144 с.: нот. – («Я вхожу в мир искусств»).
8. Сахновский, В.Г. Мысли о режиссуре / В.Г. Сахновский; ред. и вступ. статья Н.М. Горчакова. – Москва; Ленинград: Искусство, 1947. 172 с.: ил.
9. Станиславский, К.С. Беседы К.С. Станиславского в студии Большого театра в 1918–1922 гг. / записаны заслуж. артисткой РСФСР К.Е. Антаровой; под общ. ред. Ю.С. Калашникова. 2-е доп. изд., доп. – Москва: Всерос. театр. о-во, 1947. – 182 с., 1 л. портр.
10. Станиславский, К.С. Учебник актерского мастерства. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К.С. Станиславский. – Москва: АСТ; Владимир: ВКТ, 2011. – 374 с.
11. Мейерхольд: К истории творческого метода: Публикации. Статьи / М-во культуры РФ., РАН. Рос. Ин-т истории искусств; редкол.: Н.В. Песочинский (ред.-сост.), Е.А. Кухта (отв. ред.). – Санкт-Петербург: КультИнформПресс, 1998. – 246 с.
12. Мазель, Л.А. Анализ музыкальных произведений: учебник специального курса для музыкальных вузов: в 2 ч. / Л.А. Мазель, В.А. Цуккерман. – Москва: Музыка, 1967. – Ч. 1. Элементы музыки и методика анализа малых форм. – 752 с.: нот., ил.
13. Рубцова, Н.Е. Психология успешной профессиональной деятельности актера: учеб. пособ. для студентов специальности «Актерское искусство» / Н.Е. Рубцова, Е.Л. Сергиенко. – Москва: Издательство Театрального института имени Бориса Щукина, 2019. – 104 с.
14. Дудина, С.П. Речевой ритм и особенности его восприятия / С.П. Дудина // Архивариус. – 2017. – № 4. – С. 22–25.
15. Востокова, М.В. Роль ритма в овладении искусством сценической речи: специальность 52.04.03 «Театральное искусство»: диссертация на соискание квалификационной академической степени магистра / Востокова Мария Владимировна; Театральный институт имени Бориса Щукина. – Москва, 2021. – 113 с.
Theater education. 2022; 1: 9–24
Sense of rhythm and its significance in professional actor education
Abstract
The author addresses the problem of developing students’ rhythm skills in actor training. The role of rhythm in both art and human life is considered. The importance of developing students’ sense of rhythm as part of their speech activity and psychophysical selves is highlighted. As a result, the role and significance of rhythm in teaching stage speech in a theater university were revealed. Various manifestations of rhythmic disturbances (arrhythmias) are considered; the influence of actors’ disturbed sense of rhythm on the qualitative characteristics of their professional speech is discussed. The bodily sensations that should be developed while working on actors’ sense of rhythm are described.
References
1. Volkonskii, S.M. Vyrazitel'noe slovo: Opyt issledovaniya i rukovodstva v oblasti mekhaniki, psikhologii, filosofii i estetiki rechi v zhizni i na stsene / S.M. Volkonskii. – Izd. 3-e. – Moskva: LENAND, 2015. – 216 s.
2. Volkonskii, S.M. Khudozhestvennye otkliki / S.M. Volkonskii. – Sankt-Peterburg: Apollon, 1912. – 223 s., [2] l. il.
3. Galendeev, V.N. Stsenicheskaya rech' – Shkola – Teatr: Izbrannye raboty o stsenicheskom iskusstve / V.N. Galendeev. – Sankt-Peterburg: RGISI, 2016. – 528 s.: il.
4. Griner, V.A. Ritm v iskusstve aktera: metod. posobie dlya teatr. i kul'tprosvet. uchilishch / V.A. Griner. – Moskva: Prosveshchenie, 1966. – 154 s., [17] l. il., not.
5. Muzykal'nyi slovar' Grouva / [per. s angl., red. i dop. L.O. Akopyana]. – 2-e rus. izd., ispr. i dop. – Moskva: Praktika, 2007. – 1103 s.
6. Zhak-Dal'kroz, E. Ritm / E. Zhak-Dal'kroz. – Moskva: Izdatel'skii dom «Klassika-KhKhI», 2020. – 248 s.: il.
7. Zbrueva, N.P. Ritmicheskoe vospitanie aktera: metodicheskoe posobie / N.P. Zbrueva. – Moskva: VTsKhT, 2003. – 144 s.: not. – («Ya vkhozhu v mir iskusstv»).
8. Sakhnovskii, V.G. Mysli o rezhissure / V.G. Sakhnovskii; red. i vstup. stat'ya N.M. Gorchakova. – Moskva; Leningrad: Iskusstvo, 1947. 172 s.: il.
9. Stanislavskii, K.S. Besedy K.S. Stanislavskogo v studii Bol'shogo teatra v 1918–1922 gg. / zapisany zasluzh. artistkoi RSFSR K.E. Antarovoi; pod obshch. red. Yu.S. Kalashnikova. 2-e dop. izd., dop. – Moskva: Vseros. teatr. o-vo, 1947. – 182 s., 1 l. portr.
10. Stanislavskii, K.S. Uchebnik akterskogo masterstva. Rabota nad soboi v tvorcheskom protsesse voploshcheniya / K.S. Stanislavskii. – Moskva: AST; Vladimir: VKT, 2011. – 374 s.
11. Meierkhol'd: K istorii tvorcheskogo metoda: Publikatsii. Stat'i / M-vo kul'tury RF., RAN. Ros. In-t istorii iskusstv; redkol.: N.V. Pesochinskii (red.-sost.), E.A. Kukhta (otv. red.). – Sankt-Peterburg: Kul'tInformPress, 1998. – 246 s.
12. Mazel', L.A. Analiz muzykal'nykh proizvedenii: uchebnik spetsial'nogo kursa dlya muzykal'nykh vuzov: v 2 ch. / L.A. Mazel', V.A. Tsukkerman. – Moskva: Muzyka, 1967. – Ch. 1. Elementy muzyki i metodika analiza malykh form. – 752 s.: not., il.
13. Rubtsova, N.E. Psikhologiya uspeshnoi professional'noi deyatel'nosti aktera: ucheb. posob. dlya studentov spetsial'nosti «Akterskoe iskusstvo» / N.E. Rubtsova, E.L. Sergienko. – Moskva: Izdatel'stvo Teatral'nogo instituta imeni Borisa Shchukina, 2019. – 104 s.
14. Dudina, S.P. Rechevoi ritm i osobennosti ego vospriyatiya / S.P. Dudina // Arkhivarius. – 2017. – № 4. – S. 22–25.
15. Vostokova, M.V. Rol' ritma v ovladenii iskusstvom stsenicheskoi rechi: spetsial'nost' 52.04.03 «Teatral'noe iskusstvo»: dissertatsiya na soiskanie kvalifikatsionnoi akademicheskoi stepeni magistra / Vostokova Mariya Vladimirovna; Teatral'nyi institut imeni Borisa Shchukina. – Moskva, 2021. – 113 s.
События
-
Журнал «Концепт: Философия, религия, культура» принят в Scopus >>>
9 июл 2025 | 13:25 -
К платформе Elpub присоединился журнал «The BRICS Health Journal» >>>
10 июн 2025 | 12:52 -
Журнал «Неотложная кардиология и кардиоваскулярные риски» присоединился к Elpub >>>
6 июн 2025 | 09:45 -
К платформе Elpub присоединился «Медицинский журнал» >>>
5 июн 2025 | 09:41 -
НЭИКОН принял участие в конференции НИИ Организации здравоохранения и медицинского менеджмента >>>
30 мая 2025 | 10:32