Журналов:     Статей:        

Научный вестник Южного института менеджмента. 2017; : 108-112

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Анисимова А. Т.

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2017-4-108-112

Аннотация

В статье представлен опыт использования принципов когнитивной лингвистики для моделирования языковой способности изучающих иностранный язык; предлагается при введении нового иноязычного материала исходить не из сопоставления родного и иностранного языков, а из концептуальных представлений (смыслов), стоящих за изучаемыми языковыми формами. В основе когнитивного подхода к обучению иностранному языку лежит положение о том, что связь между языком и действительностью или одним из возможных миров всегда опосредована интерпретирующей деятельностью индивида. Автор рассматривает такие вопросы когнитивной лингвистики как способы репрезентации знаний, обработки информации, развитие языкового сознания и индивидуальные стили обучения в контексте проблем, возникающих в процессе обучения русскоязычных обучаемых иностранному языку. В статье описывается опыт использования когнитивных механизмов для разработки эффективных инструментов в обучении иностранному языку, в частности для объяснения системы английского артикля; разработки методов пополнения словарного запаса обучающихся иноязычной лексикой; снятия проблем употребления многозначных слов. Расширение парадигмы лингводидактики в сторону когнитивной науки оказывается плодотворным не только в плане усвоения обучающимися учебного материала, но и способствует развитию их общей дискурсивной компетенции.
Список литературы

1. Анисимова А. Т. Приоритетность смыслопорождающей деятельности в овладении иностранным языком // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. - № 3 (45). Ч.3. - С. 15-17.

2. Баранов А. Г. Прагматика как методологическая перспектива языка. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2008. - 188 с.

3. Гаспаров Б. М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 246 с.

4. Кубрякова Е. С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Ин-т языкознания РАН. - М.: Знак, 2012. - 208 с.

5. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. -М.: Знак, 2004. - 301 с.

6. Langacker R.W. Cognitive Grammar as a Basis for Language Instruction // P. Robinson & N. C. Ellis (Eds.). Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition. - New York, NY: Routledge, 2008. - 89 р.

7. Talmy L. The relation of grammar to cognition // B. Rudzka-Ostyn (ed.). Topics in Cognitive Linguistics. - Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1988. - 213 р.

8. Tyler A. Cognitive Linguistics and Second Language Learning. - New York, NY: Routledge, 2012. - 137 р.

Scientific bulletin of the Southern Institute of Management. 2017; : 108-112

EXERIENCES WITH CONGINTIVE MECHANISMS IN TEACHING FOREING LANGUAGE

Anisimova A. T.

https://doi.org/10.31775/2305-3100-2017-4-108-112

Abstract

The article describes the experiences of applying cognitive linguistic approach to development of learners foreign language competence. It is suggested that the introduction of new language material should be based on conceptual representations (senses) of language forms rather than on comparability of native and foreign languages. Behind the cognitive approach to teaching foreign language there is a proposition that language is connected with reality or one of the possible realities through interpreting activity of an individual. The author discusses such issues of cognitive science as knowledge representation, information processing, development of language consciousness and individual learning styles in relation to teaching Russian learners a foreign language. The article describes the experiences of using cognitive mechanisms in development of effective tools in teaching a foreign language, in particular such topics as the system of the English article, teaching learners new foreign language vocabulary, usage of polysemantic words. The enhancement of language didactics paradigm with cognitive issues appears to be beneficial not only in learning a foreign language but also in development the learners general discursive competence.
References

1. Anisimova A. T. Prioritetnost' smysloporozhdayushchei deyatel'nosti v ovladenii inostrannym yazykom // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2015. - № 3 (45). Ch.3. - S. 15-17.

2. Baranov A. G. Pragmatika kak metodologicheskaya perspektiva yazyka. - Krasnodar: Prosveshchenie-Yug, 2008. - 188 s.

3. Gasparov B. M. Yazyk, pamyat', obraz. Lingvistika yazykovogo sushchestvovaniya. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 1996. - 246 s.

4. Kubryakova E. S. Ob ustanovkakh kognitivnoi nauki i aktual'nykh problemakh kognitivnoi lingvistiki // V poiskakh sushchnosti yazyka: Kognitivnye issledovaniya / In-t yazykoznaniya RAN. - M.: Znak, 2012. - 208 s.

5. Lakoff Dzh., Dzhonson M. Metafory, kotorymi my zhivem / Pod red. i s predisl. A. N. Baranova. -M.: Znak, 2004. - 301 s.

6. Langacker R.W. Cognitive Grammar as a Basis for Language Instruction // P. Robinson & N. C. Ellis (Eds.). Handbook of Cognitive Linguistics and Second Language Acquisition. - New York, NY: Routledge, 2008. - 89 r.

7. Talmy L. The relation of grammar to cognition // B. Rudzka-Ostyn (ed.). Topics in Cognitive Linguistics. - Amsterdam; Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 1988. - 213 r.

8. Tyler A. Cognitive Linguistics and Second Language Learning. - New York, NY: Routledge, 2012. - 137 r.