Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2016; : 138-142

Отображение современных отношений «Запад - Россия» посредством медиафрейма «учитель - ученик»

Сдельников В. А.

https://doi.org/ 10.17223/15617793/404/22

Аннотация

Рассматривается фрейм «учитель - ученик», используемый для описания проводимой Россией внутренней и внешней политики в ряде западных периодических изданий. В условиях современных международных, политических и экономических шоков, а также охлаждения отношений между Западом и Россией мы можем наблюдать усиление информационного противостояния почти на всех важнейших информационных и дипломатических площадках. Обе стороны стремятся легитимизировать проводимую политику, прибегая к тем или иным информационным и порой пропагандистским стратегиям. Данное исследование рассматривает природу фрейма, его использование в процессе конструирования медиатекста, а также выгоды и причины использования фрейма «учитель - ученик».
Список литературы

1. Россия в зеркале мировых СМИ: санкции и селедка кусочками. URL: http://ria.ru/analytics/20150827/1208925145.html

2. Salma Ghenem "Filling in the Tapestory: the Second Level of Agenda Setting" in Communication and Democracy Exploring the Intellectual Fron tiers in Agenda - Setting Theory / ed. Maxwell McCombs, Donald L. Shaw and David Waever (Mahwah, NJ: Lawrence ErlbauroAssoc). 1997. 288 p.

3. Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии : пер. с англ. М., 2000. 476 c. URL: http://coollib.net/b/32/read

4. Луман Никлас. Реальность массмедиа / пер. с нем. А.Ю. Антоновского. М. : Праксис, 2005. 256 c.

5. Будаев Э.В., Чудинов А.П. Метафора в политической коммуникации. М. : Флинта; Наука, 2008. URL: http://modernlib.ru/books/anatoliy_prokopevich_chudinov/metafora_v_politicheskoy_kommunikacii/read_1

6. Тульчинский Г.Л. Массовая культура как воплощение гуманизма просвещения, или почему российское общество самое массовое? // Философские науки. 2008. № 10. С. 38-58.

7. Марвин Мински. Фреймы для представления знаний. М. : Энергия, 1979. URL. http://www.myai.narod.ru/Minsky/ch1.htm#1ch1

8. Гусельникова О.В. Терминологический аппарат структуры фрейма // Вестник Челябинского государственного педагогического универ ситета. 2010. № 9.

9. Goffman E. Frame analysis: An essay in the organization of experience. Boston : Northeastern University Press., 1986. 306 p.

10. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М. : Эдиториал УРСС, 2001. 108 c.

11. Психология познания. За пределами непосредственной информации / пер. с англ. К.И. Бабицкого. М. : Директмедиа Паблишинг, 2008.

12. Бодрунова С.С. Рамочная медиаполититическая ситуация: концепт и практика (на примере Британской медиаполитики 1980-2000-х гг.) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 1-2. С. 182-186.

13. Кузоятова О.С. Основные направления в когнитивных исследованиях метафор // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-v-kognitivnyh-issledovaniyah-metafory

14. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: Когнитивное исследование политической метафоры (1991-2000). Екатеринбург : УрГПУ, 2001. 238 c. URL: http://www.philology.ruIlinguistics2/ chudinov-01.htm#20

15. Хахалова С. А. Метафора в аспектах языка, мышления и культуры. 2-е изд., испр. и доп. Иркутск : ИГЛУ, 2011. 292 c.

16. Пешкова И.В. Особенности функционирования геометрической метафоры в английском медиа-дискурсе // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2013. № 1 (22). С. 218-223.

17. Звездина Ю.В. Метафоры в повествовании: композиционно-языковой аспект : дис.. канд. филол. наук. Улан-Удэ, 2012. 320 с.

18. Baranov A.N., Dobrovolsky D.O. Structures of Knowledge and Their Linguistic Representation in Idiomatic Meaning // Researches of Cognitive Linguistic Aspects. Tartu, 1990. № 903. P. 20-36.

19. Alefirenko N.F. Phraseological Meaning: Nature, Essence, Structure // Word Sides. M. : ELPIS, 2005. P. 21-27.

20. Скрипникова А.И. Фреймирование и рефреймирование в масс-медиа // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1235-1238.

21. Нойманн И. Использование «Другого». Образы Востока в формировании европейских идентичностей : пер. с англ. М., 2004. 336 с.

22. «Рычащий медведь» на «диком Востоке» (Образы современной России в работах американских авторов: 1992-2007) / Э.Я. Баталов, В.Ю. Журавлева, К.В. Хозинская. М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. 384 с.

23. Диалог, а не война. Сергей Нарышкин призвал лидеров Запада учить «уроки Ялты». URL: http://www.rg.ru/2015/02/06/naryshkin.html

24. Журналисты «Первого» отвечают на обвинения во лжи в связи с сюжетом про убийство ребенка в Славянске. URL: http://www.1tv.ru/news/social/274369

25. РиаНовости: Исключительный Обама. URL: http://ria.ru/columns/20150604/1068208911.html

Tomsk State University Journal. 2016; : 138-142

Reflection of modern relations between the West and Russia by the mediaframe "teacher-student"

Sdelnikov V. A.

https://doi.org/ 10.17223/15617793/404/22

Abstract

Scale and intensity of an information confrontation between western countries (the USA and the EU countries) and Russia is so high that it reminds the information conflict of the Cold War. Nowadays, Russia finds itself in a difficult political and economic situation and has to respond to serious internal and international economic and political shocks. Along with these one can see the ever-increasing mediatization of political relations, in this condition Russia has to defend its right to an independent international policy in the unfriendly western media landscape. Nowadays, one of the most effective media strategies is mediaframing. The reason of its effectiveness is based on a fact that it creates cognitive perception frames within which an individual interprets a media message. Metaphors, links, hints, and others means allow connecting new information with existing social experience, which helps the individual understand the main idea of mediatexts. Thus, a journalist or a person who creates a media text can enclose a significant amount of information into a short text and make it emotional. That is why such texts are able to avoid critical perception. Going back to the frame "Teacher-Student", the author underlines that it has a long history. In different periods, Russia was considered as a diligent student, or an arrogant student who does everything wrong. Since the late 1990s Russia was becoming a poor, stubborn, grumpy and lazy student who did not pay attention to the study of democracy and was about to receive F for its homework. These changes can be explained by Russia's desire to build an independent foreign and internal policy. What is more interesting, this frame is used in articles devoted to other topics, such as relations Russia-Ukraine-USA and Russia-Ukraine-EU, and some other topics related to political issues of Eastern European countries. In these articles, Russia is used as an example of a wrong way of development, as a country which does not want to take experience of western countries, and sometimes Russia serves as a boogeyman for the civilized countries. In these circumstances, one cannot say about equality in international relations since Russia is considered as a student who cannot have an equal dialog with a teacher. Thus, mediaframing is an effective instrument of events and images mediation in the conditions of the ever-increasing virtualization of social relations. Nowadays, this strategy is used by a number of western countries in order to legitimize their policy towards Russia. Positioning of relations between the West and Russia as relations of a teacher and a student undoubtedly reduces the effectiveness of the Russian international policy, lowering its status in the eyes of the general public.
References

1. Rossiya v zerkale mirovykh SMI: sanktsii i seledka kusochkami. URL: http://ria.ru/analytics/20150827/1208925145.html

2. Salma Ghenem "Filling in the Tapestory: the Second Level of Agenda Setting" in Communication and Democracy Exploring the Intellectual Fron tiers in Agenda - Setting Theory / ed. Maxwell McCombs, Donald L. Shaw and David Waever (Mahwah, NJ: Lawrence ErlbauroAssoc). 1997. 288 p.

3. Beitson G. Ekologiya razuma. Izbrannye stat'i po antropologii, psikhiatrii i epistemologii : per. s angl. M., 2000. 476 c. URL: http://coollib.net/b/32/read

4. Luman Niklas. Real'nost' massmedia / per. s nem. A.Yu. Antonovskogo. M. : Praksis, 2005. 256 c.

5. Budaev E.V., Chudinov A.P. Metafora v politicheskoi kommunikatsii. M. : Flinta; Nauka, 2008. URL: http://modernlib.ru/books/anatoliy_prokopevich_chudinov/metafora_v_politicheskoy_kommunikacii/read_1

6. Tul'chinskii G.L. Massovaya kul'tura kak voploshchenie gumanizma prosveshcheniya, ili pochemu rossiiskoe obshchestvo samoe massovoe? // Filosofskie nauki. 2008. № 10. S. 38-58.

7. Marvin Minski. Freimy dlya predstavleniya znanii. M. : Energiya, 1979. URL. http://www.myai.narod.ru/Minsky/ch1.htm#1ch1

8. Gusel'nikova O.V. Terminologicheskii apparat struktury freima // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo univer siteta. 2010. № 9.

9. Goffman E. Frame analysis: An essay in the organization of experience. Boston : Northeastern University Press., 1986. 306 p.

10. Baranov A.N. Vvedenie v prikladnuyu lingvistiku. M. : Editorial URSS, 2001. 108 c.

11. Psikhologiya poznaniya. Za predelami neposredstvennoi informatsii / per. s angl. K.I. Babitskogo. M. : Direktmedia Pablishing, 2008.

12. Bodrunova S.S. Ramochnaya mediapolititicheskaya situatsiya: kontsept i praktika (na primere Britanskoi mediapolitiki 1980-2000-kh gg.) // Mezhdunarodnyi zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanii. 2014. № 1-2. S. 182-186.

13. Kuzoyatova O.S. Osnovnye napravleniya v kognitivnykh issledovaniyakh metafor // Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 2: Filologiya i iskusstvovedenie. 2011. № 4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-v-kognitivnyh-issledovaniyah-metafory

14. Chudinov A.P. Rossiya v metaforicheskom zerkale: Kognitivnoe issledovanie politicheskoi metafory (1991-2000). Ekaterinburg : UrGPU, 2001. 238 c. URL: http://www.philology.ruIlinguistics2/ chudinov-01.htm#20

15. Khakhalova S. A. Metafora v aspektakh yazyka, myshleniya i kul'tury. 2-e izd., ispr. i dop. Irkutsk : IGLU, 2011. 292 c.

16. Peshkova I.V. Osobennosti funktsionirovaniya geometricheskoi metafory v angliiskom media-diskurse // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. 2013. № 1 (22). S. 218-223.

17. Zvezdina Yu.V. Metafory v povestvovanii: kompozitsionno-yazykovoi aspekt : dis.. kand. filol. nauk. Ulan-Ude, 2012. 320 s.

18. Baranov A.N., Dobrovolsky D.O. Structures of Knowledge and Their Linguistic Representation in Idiomatic Meaning // Researches of Cognitive Linguistic Aspects. Tartu, 1990. № 903. P. 20-36.

19. Alefirenko N.F. Phraseological Meaning: Nature, Essence, Structure // Word Sides. M. : ELPIS, 2005. P. 21-27.

20. Skripnikova A.I. Freimirovanie i refreimirovanie v mass-media // Molodoi uchenyi. 2014. № 4. S. 1235-1238.

21. Noimann I. Ispol'zovanie «Drugogo». Obrazy Vostoka v formirovanii evropeiskikh identichnostei : per. s angl. M., 2004. 336 s.

22. «Rychashchii medved'» na «dikom Vostoke» (Obrazy sovremennoi Rossii v rabotakh amerikanskikh avtorov: 1992-2007) / E.Ya. Batalov, V.Yu. Zhuravleva, K.V. Khozinskaya. M. : Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 2009. 384 s.

23. Dialog, a ne voina. Sergei Naryshkin prizval liderov Zapada uchit' «uroki Yalty». URL: http://www.rg.ru/2015/02/06/naryshkin.html

24. Zhurnalisty «Pervogo» otvechayut na obvineniya vo lzhi v svyazi s syuzhetom pro ubiistvo rebenka v Slavyanske. URL: http://www.1tv.ru/news/social/274369

25. RiaNovosti: Isklyuchitel'nyi Obama. URL: http://ria.ru/columns/20150604/1068208911.html