Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2018; : 36-43

Аллофонное варьирование ударных гласных в речи детей трех лет (по данным акустического анализа)

Шуйская Т. В.

https://doi.org/10.17223/15617793/428/5

Аннотация

Рассматриваются модификации гласных в детской речи. Проводится распределение гласных в соответствии с реальными комбинаторными условиями. Показано, что значения FI и FII детских гласных превышают общеизвестные пределы значений соответствующих гласных во взрослой речи. Делается вывод о сформированности фонологических оппозиций гласных у детей трех лет. Выявлено, что гласный /а/ имеет наибольшую длительность. Интенсивность гласных проявляет себя неопределенно.
Список литературы

1. Ляксо Е.Е., Фролова О.В., Григорьев А.С., Остроухов А.В. Корпуса детской речи «INFANT.RU», «INFANT.MAVS», «CHILD.RU», «EmoChildRu» на материале русского языка и их использование в исследованиях речевого онтогенеза // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2017. № 3 (1). С. 28-58.

2. Ляксо Е.Е., Фролова О.В. Анализ текстов речи «Взрослый - Ребенок», «Взрослый - Взрослый» при нормативном и атипичном развитии информантов // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2017. № 3 (2). С. 20-47.

3. Куликов Г.А., Андреева Н.Г. О гласных младенцев, певцов и попугаев URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_15726#1 (дата обращения: 29.08.2017).

4. Ляксо Е.Е., Григорьев А.С. Динамика длительности и частотных характеристик гласных на протяжении первых семи лет жизни детей // Российский Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 2013. № 9. С. 1097-1110.

5. Бондарко Л.В., Вербицкая Л. А., Гейльман Н.И. и др. Фонетика спонтанной речи. Л. : Изд-во Ленигр. ун-та, 1988.

6. Бондарко Л.В. Фонетика современного русского языка. СПб. : Изд-во СПб. ун-та, 1998.

7. Щерба Л.В. Русские гласные в количественном и качественном отношении. Л. : Наука, 1983.

8. Кузнецов В.И. Вокализм связной речи: Экспериментальное исследование на материале русского языка. СПб., 1997.

9. Trubetzkoy N.S. Grundzuge der Phonologie. Prague, 1939.

10. Boersma P., Weenink D. Praat: Doing phonetics by computer (Version 5.4.1 5). URL: https://www.fon.hum.uva.nl/praat (дата обращения: 07.04.2016).

11. Шуйская Т.В. Элизия и эллипсис в речи детей трех лет // Теоретическая и прикладная лингвистика. 2017. Вып. 3 (2). С. 104-112.

12. Андреева Н.Г., Куликов Г. А. Акустические характеристики русских двухформантных гласных разных форм речи // Доклады академии наук. 2014. Т. 457, № 1. С. 114-116.

13. Андросова С.В. и др. Реализация фонетических единиц в информационной структуре высказывания. Благовещенск : Изд-во Амур. гос. ун-та, 2006.

14. Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма). М. : Академия, 2002.

15. Касаткин Л.Л. Современный русский язык. Фонетика : учеб. пособие. М. : Академия, 2006.

Tomsk State University Journal. 2018; : 36-43

Allophonic variation of stressed vowels in 3-year-olds' speech (based on acoustic analysis)

Shuiskaya T. V.

https://doi.org/10.17223/15617793/428/5

Abstract

The aim of this research is to study the acoustic characteristics of six vowels in different consonant environment and identify the formation of phonological oppositions of vowels in child speech. The experiment was conducted in two kindergartens located in Blagoveshchensk, Amur Oblast. The subjects were native speakers of Russian aged from three years and one month to three years and three months old. To analyze phonological acquisition the method of minimal pairs was used. 126 words that formed 63 word pairs were chosen for the study. The children were asked to repeat a word after the interviewer but if the word was not pronounced correctly the child was asked to repeat the same word the second time and, if it was possible, the third one. As a result 3,942 words were obtained. The speech samples were recorded on a Samsung YP - VP1AB digital voice recorder. The perceptual study of words with elision and substitution was performed first. The native speakers were given the task to listen to the stimuli and write them down using the letters of the Latin alphabet. It was important to understand if it was a phonological or a phonetic substitution and elision. A phonological change was considered true if 75% of the native speakers perceived it and could not recognize the word. This made it possible to distribute the vowels in accordance with the actual combinatorial position for further acoustic analysis. The acoustic study was performed in the computer program Praat. The results obtained during the present study enabled to conclude that FI and FII values of six vowels in child speech exceed the generally known values of the corresponding vowels in adult speech. However, all vowels have a primarily analogous position relative to each other in the FI-FII plane compared to adult speech. FI and FII values, which are acoustic correlates of differential characteristics of vowel height and backness, evenly go up, demonstrating the immaturity of the child's vocal apparatus. Although FI and FII values are higher than in adult speech, their analogue position relative to each other allow concluding that phonological oppositions of vowels in 3-year-olds' speech are formed. Vowel /a/ has the longest duration, which is better demonstrated after soft consonants. In contrast to adult speech, in child speech /u/ is the second longest vowel. Duration and intensity are not interdependent.
References

1. Lyakso E.E., Frolova O.V., Grigor'ev A.S., Ostroukhov A.V. Korpusa detskoi rechi «INFANT.RU», «INFANT.MAVS», «CHILD.RU», «EmoChildRu» na materiale russkogo yazyka i ikh ispol'zovanie v issledovaniyakh rechevogo ontogeneza // Teoreticheskaya i prikladnaya lingvistika. 2017. № 3 (1). S. 28-58.

2. Lyakso E.E., Frolova O.V. Analiz tekstov rechi «Vzroslyi - Rebenok», «Vzroslyi - Vzroslyi» pri normativnom i atipichnom razvitii informantov // Teoreticheskaya i prikladnaya lingvistika. 2017. № 3 (2). S. 20-47.

3. Kulikov G.A., Andreeva N.G. O glasnykh mladentsev, pevtsov i popugaev URL: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/books/o_15726#1 (data obrashcheniya: 29.08.2017).

4. Lyakso E.E., Grigor'ev A.S. Dinamika dlitel'nosti i chastotnykh kharakteristik glasnykh na protyazhenii pervykh semi let zhizni detei // Rossiiskii Fiziologicheskii zhurnal im. I.M. Sechenova. 2013. № 9. S. 1097-1110.

5. Bondarko L.V., Verbitskaya L. A., Geil'man N.I. i dr. Fonetika spontannoi rechi. L. : Izd-vo Lenigr. un-ta, 1988.

6. Bondarko L.V. Fonetika sovremennogo russkogo yazyka. SPb. : Izd-vo SPb. un-ta, 1998.

7. Shcherba L.V. Russkie glasnye v kolichestvennom i kachestvennom otnoshenii. L. : Nauka, 1983.

8. Kuznetsov V.I. Vokalizm svyaznoi rechi: Eksperimental'noe issledovanie na materiale russkogo yazyka. SPb., 1997.

9. Trubetzkoy N.S. Grundzuge der Phonologie. Prague, 1939.

10. Boersma P., Weenink D. Praat: Doing phonetics by computer (Version 5.4.1 5). URL: https://www.fon.hum.uva.nl/praat (data obrashcheniya: 07.04.2016).

11. Shuiskaya T.V. Eliziya i ellipsis v rechi detei trekh let // Teoreticheskaya i prikladnaya lingvistika. 2017. Vyp. 3 (2). S. 104-112.

12. Andreeva N.G., Kulikov G. A. Akusticheskie kharakteristiki russkikh dvukhformantnykh glasnykh raznykh form rechi // Doklady akademii nauk. 2014. T. 457, № 1. S. 114-116.

13. Androsova S.V. i dr. Realizatsiya foneticheskikh edinits v informatsionnoi strukture vyskazyvaniya. Blagoveshchensk : Izd-vo Amur. gos. un-ta, 2006.

14. Sapin M.R., Sivoglazov V.I. Anatomiya i fiziologiya cheloveka (s vozrastnymi osobennostyami detskogo organizma). M. : Akademiya, 2002.

15. Kasatkin L.L. Sovremennyi russkii yazyk. Fonetika : ucheb. posobie. M. : Akademiya, 2006.