Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2018; : 5-11

Поэтика имплицитного повествования: в поисках теоретической модели

Агратин А. Е.

https://doi.org/10.17223/15617793/428/1

Аннотация

Рассмотрены феномен имплицитного повествования и его реализация в художественном тексте. Разные способы непрямой репрезентации событий неоднократно вызывали интерес у нарратологов, но обычно описывались в качестве дополнительного, факультативного параметра повествовательного дискурса. Тем не менее подразумеваемые, «скрытые» нарративы выполняют специфические функции и, как показывает анализ прозы А. П. Чехова, могут стать организующим компонентом поэтики литературного произведения.
Список литературы

1. Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. М. : Мир, 1972. С. 108-135.

2. Карнап Р. Значение и необходимость. Исследование по семантике и модальной логике. М. : ЛКИ, 2007.

3. Kripke S.A. Naming and Necessity. Cambridge, Mass : Harvard University Press, 1980.

4. Lewes D. On the plurality of worlds. Oxford : Blackwell, 1986. 276 p.

5. Stalnaker R. C. Possible Worlds and Situations // Journal of Philosophical Logic. 1986. № 15. P. 109-123.

6. Hintikka J. Impossible Possible Worlds Vindicated, in: Game-Theoretical Semantics // Journal of Philosophical Logic. 1975. Vol. 4. P. 475-484.

7. Можейко М.А. Возможные миры // Новейший философский словарь. Минск : Книжный Дом. 2003. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_ Buks/Philos/fil_dict/126.php (дата обращения: 16.11.2017).

8. Pavel T. Fictional Worlds. Cambridge : Harvard UP, 1986. 178 p.

9. Dolezel L. Heterocosmica: Fiction and Possible Worlds. Baltimore : Johns Hopkins UP, 1998. 352 p.

10. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб. : Симпозиум. 2007. 502 с.

11. Ryan M.-L. Embedded Narratives and Tellability // Style. 1986. Vol. 20, № 3. P. 319-340.

12. Prince G. The Disnarrated // Style. 1988. Vol. 22, № 1. P. 1-8.

13. Данненберг Х. Онтологическая сюжетность: нарратив как множественность темпоральных измерений // Narratorium. 2017. № 1 (10). URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2637258 (дата обращения: 16.11.2017).

14. Милич С.М. Виртуальный нарратив как повествовательная альтернатива // Narratorium. 2017. № 1 (10). URL: http://narratorium.rggu.ru/ article.html?id=2637247

15. Федосюк М.Ю. Неявные способы передачи информации в тексте : учеб. пособие по спецкурсу. М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1988. 83 с.

16. Акимова И.И. Способы выражения имплицитной информации художественного дискурса (на материале произведений В. Набокова) : автореф. дис.. канд. филол. наук. М., 1997. 20 с.

17. Тюпа В.И. Очерк современной нарратологии // Критика и семиотика. Новосибирск, 2002. Вып. 5. С. 5-31.

18. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М. : Наука, 1971. 291 c.

19. Федосюк М.Ю. Имплицитная предикация в русской речи : дис. д-ра филол. наук. М., 1989. 415 с.

20. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. // Сочинения : в 18 т. М. : Наука, 1974-1982.

21. Тамарченко Н.Д. Сюжет // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. М. : Изд-во Кулагиной, Intrada, 2008. С. 258.

22. Колесникова Э. Введение в теорию риторики. М. : Языки славянской культуры, 2014. 160 с.

23. Гренн А., Филюшкина-Краве М. Конкуренция видов: прагматические импликатуры и анафорические презумпции несовершенного вида // Вопросы языкознания. 2007. № 4.

24. Багдасарян В.Х. Проблема имплицитного (логико-методологический анализ). Ереван : Изд-во АН АРмССР, 1983. 138 с.

25. Ветошкин А. А. Подтекст как выразительное средство языка : дис.. канд. филол. наук. Саранск, 1999. 145 с.

26. Просянникова О.И. Актуализация имплицитности художественной детали в текстах психологической прозы (на материале английского психологического рассказа XX в.) : дис.. канд. филол. наук. СПб. : Пушкин, 2004. 174 с.

27. Дугинова И.Л. Прагматика подтекста (на материале русской прозы XX в.) : автореф. дис.. канд. филол. наук. Череповец, 2000. URL: http://www.dissercat.com/content/pragmatika-podteksta-na-materiale-russkoi-prozy-xx-veka (дата обращения: 18.11.2017).

28. Ермакова Е.В. Имплицитность в художественном тексте : автореф. дис.. д-ра филол. наук. Саратов, 2010. URL: http://www.dis-sercat.com/content/implitsitnost-v-khudozhestvennom-tekste (дата обращения: 18.11.2017).

29. Катаев В.Б. Проза Чехова: проблемы интерпретации. М. : Изд-во Московского ун-та, 1979. 326 с.

30. Palmer A. Fictional Minds. Lincoln ; London : University of Nebrasca Press, 2004. 276 p.

31. Ryan M.-L. Embedded Narratives and The Structure of Plans // Text. 1986. № 6 (1). P. 107-142.

32. Рикер П. Повествовательная идентичность // Герменевтика. Этика. Политика: Московские лекции и интервью. М. : ACADEMIA, 1995. С. 19-37. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/ pov_ident.php (дата обращения: 16.11.2017).

33. Тюпа В.И. Нарративная идентичность: характер и самость // Белые чтения: к 85-летию Галины Андреевны Белой : сб. науч. ст. М. : Эдитиус, 2016. С. 285-296.

34. Рикер П. Время и рассказ. М. ; СПб. : Университетская книга, 1998. Т. 1. 313 с.

35. Лотман Ю.М. Смерть как проблема сюжета // Ю.М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М. : Гнозис, 1994. С. 417-430.

36. Толстой Л.Н. Анна Каренина: Роман в восьми частях. М. : Наука, 1970. 911 с.

37. Пушкин А.С. Евгений Онегин // Собрание сочинений : в 10 т. М. : Художественная литература, 1960. Т. 4. 595 с.

Tomsk State University Journal. 2018; : 5-11

Poetics of implicit narration: in search of a theoretical model

Agratin A. E.

https://doi.org/10.17223/15617793/428/1

Abstract

Various methods of indirect representation of events have repeatedly provoked interest in narratologists (M.-L. Ryan, J. Prince, A. Palmer, H. Dannenberg). However, usually implicitness was seen as an optional attribute of narrative discourse. The article proves that the implied, "hidden" narratives have specific functional properties, and can also become an organizing component of the poetics of a literary work. The prose of A.P. Chekhov is a vivid example of this. In a literary text, the implicit narration (IN) is inevitably limited by the point of view of one of the narrative instances: a narrator or a hero. In the latter case, we are talking about so-called "embedded narratives": any representations of a character similar to a story (plans, dreams, intentions, interpretations of the past, etc.). Most often, this type of IN is needed for the reader to correctly reconstruct the plot. The short story "The Mother-in-Law" is built on a system of "untold stories", the account of which is necessary for a proper understanding of what is happening. Also, "embedded narratives" serve to problematize one of the most important properties of human psychology, namely identity. The subject uses the narrative in the process of discovering the self, thinks of oneself as another (P. Ricoeur). The image of the self, created with the help of the story, is conditional and, therefore, extremely fragile ("Softie"). "Embedded narrative" is a kind of a "route map" used by the hero for orienting in the world. It would seem that the narrator does not need such a "map". Of course, he somehow points to unrealized versions of the plot, because the event itself is identified only through its comparison with alternative possibilities. However, the narrator knows the finale of the story and, therefore, unlike the character, he retrospectively, "from afar" considers these possibilities and, in a sense, depreciates them, linking the events that happened to the causal chain. But IN is needed not only to shade the narrative that has taken place. IN enters into a complementary relationship with it. This is what happens in Chekhov's story "The Fear". The narrator doubts that treachery (an event that would be postulated as critical in the classic narrative) has a fatal meaning: first, the narrator does not understand why he entered into an illegal relationship with his friend's wife and, secondly, this act did not affect anything: the couple continued living as usual. IN, imputed to the narrator, generates a special type of fictional reality in which events are not subject to laws of strict determination. At the end of the paper, the author proposes a generalizing scheme for the characteristics of IN with a detailed commentary.
References

1. Bremon K. Logika povestvovatel'nykh vozmozhnostei // Semiotika i iskusstvometriya. M. : Mir, 1972. S. 108-135.

2. Karnap R. Znachenie i neobkhodimost'. Issledovanie po semantike i modal'noi logike. M. : LKI, 2007.

3. Kripke S.A. Naming and Necessity. Cambridge, Mass : Harvard University Press, 1980.

4. Lewes D. On the plurality of worlds. Oxford : Blackwell, 1986. 276 p.

5. Stalnaker R. C. Possible Worlds and Situations // Journal of Philosophical Logic. 1986. № 15. P. 109-123.

6. Hintikka J. Impossible Possible Worlds Vindicated, in: Game-Theoretical Semantics // Journal of Philosophical Logic. 1975. Vol. 4. P. 475-484.

7. Mozheiko M.A. Vozmozhnye miry // Noveishii filosofskii slovar'. Minsk : Knizhnyi Dom. 2003. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_ Buks/Philos/fil_dict/126.php (data obrashcheniya: 16.11.2017).

8. Pavel T. Fictional Worlds. Cambridge : Harvard UP, 1986. 178 p.

9. Dolezel L. Heterocosmica: Fiction and Possible Worlds. Baltimore : Johns Hopkins UP, 1998. 352 p.

10. Eko U. Rol' chitatelya. Issledovaniya po semiotike teksta. SPb. : Simpozium. 2007. 502 s.

11. Ryan M.-L. Embedded Narratives and Tellability // Style. 1986. Vol. 20, № 3. P. 319-340.

12. Prince G. The Disnarrated // Style. 1988. Vol. 22, № 1. P. 1-8.

13. Dannenberg Kh. Ontologicheskaya syuzhetnost': narrativ kak mnozhestvennost' temporal'nykh izmerenii // Narratorium. 2017. № 1 (10). URL: http://narratorium.rggu.ru/article.html?id=2637258 (data obrashcheniya: 16.11.2017).

14. Milich S.M. Virtual'nyi narrativ kak povestvovatel'naya al'ternativa // Narratorium. 2017. № 1 (10). URL: http://narratorium.rggu.ru/ article.html?id=2637247

15. Fedosyuk M.Yu. Neyavnye sposoby peredachi informatsii v tekste : ucheb. posobie po spetskursu. M. : MGPI im. V.I. Lenina, 1988. 83 s.

16. Akimova I.I. Sposoby vyrazheniya implitsitnoi informatsii khudozhestvennogo diskursa (na materiale proizvedenii V. Nabokova) : avtoref. dis.. kand. filol. nauk. M., 1997. 20 s.

17. Tyupa V.I. Ocherk sovremennoi narratologii // Kritika i semiotika. Novosibirsk, 2002. Vyp. 5. S. 5-31.

18. Chudakov A.P. Poetika Chekhova. M. : Nauka, 1971. 291 c.

19. Fedosyuk M.Yu. Implitsitnaya predikatsiya v russkoi rechi : dis. d-ra filol. nauk. M., 1989. 415 s.

20. Chekhov A.P. Polnoe sobranie sochinenii i pisem : v 30 t. // Sochineniya : v 18 t. M. : Nauka, 1974-1982.

21. Tamarchenko N.D. Syuzhet // Poetika: slovar' aktual'nykh terminov i ponyatii. M. : Izd-vo Kulaginoi, Intrada, 2008. S. 258.

22. Kolesnikova E. Vvedenie v teoriyu ritoriki. M. : Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2014. 160 s.

23. Grenn A., Filyushkina-Krave M. Konkurentsiya vidov: pragmaticheskie implikatury i anaforicheskie prezumptsii nesovershennogo vida // Voprosy yazykoznaniya. 2007. № 4.

24. Bagdasaryan V.Kh. Problema implitsitnogo (logiko-metodologicheskii analiz). Erevan : Izd-vo AN ARmSSR, 1983. 138 s.

25. Vetoshkin A. A. Podtekst kak vyrazitel'noe sredstvo yazyka : dis.. kand. filol. nauk. Saransk, 1999. 145 s.

26. Prosyannikova O.I. Aktualizatsiya implitsitnosti khudozhestvennoi detali v tekstakh psikhologicheskoi prozy (na materiale angliiskogo psikhologicheskogo rasskaza XX v.) : dis.. kand. filol. nauk. SPb. : Pushkin, 2004. 174 s.

27. Duginova I.L. Pragmatika podteksta (na materiale russkoi prozy XX v.) : avtoref. dis.. kand. filol. nauk. Cherepovets, 2000. URL: http://www.dissercat.com/content/pragmatika-podteksta-na-materiale-russkoi-prozy-xx-veka (data obrashcheniya: 18.11.2017).

28. Ermakova E.V. Implitsitnost' v khudozhestvennom tekste : avtoref. dis.. d-ra filol. nauk. Saratov, 2010. URL: http://www.dis-sercat.com/content/implitsitnost-v-khudozhestvennom-tekste (data obrashcheniya: 18.11.2017).

29. Kataev V.B. Proza Chekhova: problemy interpretatsii. M. : Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1979. 326 s.

30. Palmer A. Fictional Minds. Lincoln ; London : University of Nebrasca Press, 2004. 276 p.

31. Ryan M.-L. Embedded Narratives and The Structure of Plans // Text. 1986. № 6 (1). P. 107-142.

32. Riker P. Povestvovatel'naya identichnost' // Germenevtika. Etika. Politika: Moskovskie lektsii i interv'yu. M. : ACADEMIA, 1995. S. 19-37. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Rik/ pov_ident.php (data obrashcheniya: 16.11.2017).

33. Tyupa V.I. Narrativnaya identichnost': kharakter i samost' // Belye chteniya: k 85-letiyu Galiny Andreevny Beloi : sb. nauch. st. M. : Editius, 2016. S. 285-296.

34. Riker P. Vremya i rasskaz. M. ; SPb. : Universitetskaya kniga, 1998. T. 1. 313 s.

35. Lotman Yu.M. Smert' kak problema syuzheta // Yu.M. Lotman i tartusko-moskovskaya semioticheskaya shkola. M. : Gnozis, 1994. S. 417-430.

36. Tolstoi L.N. Anna Karenina: Roman v vos'mi chastyakh. M. : Nauka, 1970. 911 s.

37. Pushkin A.S. Evgenii Onegin // Sobranie sochinenii : v 10 t. M. : Khudozhestvennaya literatura, 1960. T. 4. 595 s.