Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2018; : 184-190

Смысловое проектирование решения двигательных задач в контексте онтодидактики

Дмитриев С. В., Загревская А. И.

https://doi.org/10.17223/15617793/427/25

Аннотация

Обсуждается проблема смыслового проектирования решения двигательных задач как психосемантического компонента креативного-двигательного действия, характеризуемого через внутреннюю позицию личности, т.е. с точки зрения онтоди-дактики. Описана дидактическая модель с многофункциональной структурой, представляющая собой тот информационно-смысловой контекст, на фоне которого строятся психосемантические механизмы управления построением двигательного действия.
Список литературы

1. Загревский О.И., Загревский В.И. Техника «большого оборота назад из стойки на руках в стойку на руках на параллельных брусьях» на этапе формирования двигательного умения и навыка // Теория и практика физической культуры. 2015. № 7. С. 23-25.

2. Лубышева Л.И., Дмитриев С.В. Методология онтодидактики как новая стратегия подготовки кадров в системе физкультурного образова ния // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 3-5.

3. Лубышева Л.И., Загревская А.И. Кинезиологический подход как методология современной спортивной науки и практики // Теория и практика физической культуры. 2015. № 12. С. 3-6.

4. Шилько В.Г., Галажинский Э.В., Потовская Е.С., Шилько Т.А. Воспитание профессионально значимых физических качеств для эффек тивной деятельности в экстремальных условиях // Теория и практика физической культуры. 2016. № 6. С. 91-92.

5. Шилько В.Г., Потовская Е.С., Шилько Т. А., Гусева Н.Л. Воспитание физических качеств средствами элементов спорта для организации деятельности человека в экстремальных условиях // Теория и практика физической культуры. 2016. № 8. С. 91-93.

6. Загревский В.И., Загревский О.И. Моделирование пространственного движения элементов биомеханической системы с вращением во круг произвольной оси // Теория и практика физической культуры. 2017. № 6. С. 83-85.

7. Дмитриев С.В. От технократической биомеханики к социокультурной теории двигательных действий. Н. Новгород, 1999. 246 с.

Tomsk State University Journal. 2018; : 184-190

Semantic planning of motor task solutions in the context of ontodidactics

Dmitriev S. V., Zagrevskaya A. I.

https://doi.org/10.17223/15617793/427/25

Abstract

The aim of the study was to develop a didactic model that allows to semantically design solutions for certain motor tasks. The authors of the arrticle have developed such a model. It has a multifunctional structure and is an information-semantic context, on the basis of which psychosemantic mechanisms of control over motor action performance are built. In accordance with the principle of holography ("big in small" or "the whole is reproduced in its parts"), the "nuclear unit" of a motor task, its purpose, is determined in the component structure of the model. The purpose can be the beginning of task modeling, a "co-factor" and the result of task-setting operators. Each of the structural elements of a motor task can be in formal logical relations of subordination, coordination, outness or equivalence. It is shown that in ontodidactics, when modeling tasks, each of the components can take over the function of the dominant, system-forming factor in decision-making. These factors include: motivating operators (situational tasks, required conditions); guiding operators (target); determining operators (task requirements), generating operators (target motion). This allows to take into account the intellectual orientation of an individual, the technological focus and body and language orientation of thinking of a person who masters motor actions. When developing semantic programs of a motor action, the authors identified the main units that reflect the success of solving motor tasks. The authors conclude that in sport-motor pedagogy conceptual design is considered as psycho-semantic components of a physical action characterized through the inner position of a person rather than as a "tentative basis" of the operating system of movements, external to a person. In semantic modeling, the athlete assesses the received information, the rationality of motor actions and, most importantly, accepts assessment by the teacher-coach, agrees or disagrees with it. As a result, athletes become active goal-directed persons and create their own "peronosphere", and not passive performers of externally set goals and orientations.
References

1. Zagrevskii O.I., Zagrevskii V.I. Tekhnika «bol'shogo oborota nazad iz stoiki na rukakh v stoiku na rukakh na parallel'nykh brus'yakh» na etape formirovaniya dvigatel'nogo umeniya i navyka // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2015. № 7. S. 23-25.

2. Lubysheva L.I., Dmitriev S.V. Metodologiya ontodidaktiki kak novaya strategiya podgotovki kadrov v sisteme fizkul'turnogo obrazova niya // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2017. № 6. S. 3-5.

3. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I. Kineziologicheskii podkhod kak metodologiya sovremennoi sportivnoi nauki i praktiki // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2015. № 12. S. 3-6.

4. Shil'ko V.G., Galazhinskii E.V., Potovskaya E.S., Shil'ko T.A. Vospitanie professional'no znachimykh fizicheskikh kachestv dlya effek tivnoi deyatel'nosti v ekstremal'nykh usloviyakh // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2016. № 6. S. 91-92.

5. Shil'ko V.G., Potovskaya E.S., Shil'ko T. A., Guseva N.L. Vospitanie fizicheskikh kachestv sredstvami elementov sporta dlya organizatsii deyatel'nosti cheloveka v ekstremal'nykh usloviyakh // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2016. № 8. S. 91-93.

6. Zagrevskii V.I., Zagrevskii O.I. Modelirovanie prostranstvennogo dvizheniya elementov biomekhanicheskoi sistemy s vrashcheniem vo krug proizvol'noi osi // Teoriya i praktika fizicheskoi kul'tury. 2017. № 6. S. 83-85.

7. Dmitriev S.V. Ot tekhnokraticheskoi biomekhaniki k sotsiokul'turnoi teorii dvigatel'nykh deistvii. N. Novgorod, 1999. 246 s.