Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2018; : 63-70

Московские ресторонимы в структурно-грамматическом аспекте

Хоанг Т. Х.

https://doi.org/ 10.17223/15617793/427/8

Аннотация

На большом фактическом материале (более 5 300 названий) рассмотрена форма названий предприятий ресторанного бизнеса Москвы, выявлены наиболее типичные структуры ресторонимов, их лексико-грамматическое содержание. Исследование показало, что наиболее частотными являются одно- и двусловные названия, выраженные существительными («Квас», «Друзья») и атрибутивными словосочетаниями («Большая перемена», «Ноев ковчег»). Из представленных в статье способов образования имен самым продуктивным является онимизация.
Список литературы

1. Китайгородская М.В. Активные социолингвистические процессы в сфере городских наименований: московские вывески // Современный русский язык. Социальная и функциональная дифференциация. М. : Языки славянской культуры, 2003. С. 126-151.

2. Новичихина М.Е. Теоретические проблемы исследования эффективности коммерческой номинации : автореф. дис.. д-ра филол. наук. Воронеж, 2004. 37 с.

3. Новожилова Т.А. Номинация современных коммерческих предприятий (на материале русского, английского и немецкого языков) : авто реф.. канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2005. 16 с.

4. Емельянова А.М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города (на примере названий деловых, коммерческих, куль турных, спортивных объектов г. Уфы) : автореф. дис.. канд. филол. наук. Уфа, 2007. 23 с.

5. Носенко Н.В. Названия городских объектов Новосибирска: структурно-семантический и коммуникативно-прагматический аспекты : автореф. дис.. канд. филол. наук. Новосибирск, 2007. 22 с.

6. Ласица Л.А. Языковые и структурные особенности иноязычных эргонимов города Оренбурга // Вестник Оренбургского государственно го университета. 2015. № 11 (186). С. 95-100.

7. Алистанова Ф.Ф. Эргонимы современного русского языка как микросистема : автореф. дис.. канд. филол. наук. Махачкала, 2011. 24 с.

8. Самсонова Е.С. Функционирование иноязычных средств в эргонимии // Вестник ТГПУ. 2010. Вып. 6. С. 16-20.

9. Белоусов В.Н., Ковтунова И.И., Кручинина И.Н. и др. Краткая русская грамматика / ред. Н.Ю. Шведова, В.В. Лопатин. М., 2002. 726 с.

10. Валгина Н.С. Современный русский язык: Синтаксис : учеб. 4-е изд., испр. М. : Высш. шк., 2003. 416 с.

11. Овсянико-Куликовский Д.Н. Синтаксис русского языка. 2-е изд., испр. и доп. СПб., 1912. 322 с.

12. Кротевич Е.В. О связях слов. Львов : Изд-во Львов. ун-та, 1959. 35 с.

13. Распопов И.П. Строение простого предложения в современном русском языке. М. : Просвещение, 1970. 191 с.

14. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М. : Высш. шк., 2004. 247 с.

15. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис. М. : Высш. шк., 1977. 248 с.

16. Языковая номинация. Виды наименований / под ред. Б. А. Серебренникова, А. А. Уфимцевой. М. : Наука, 1977. 360 с.

17. Подольская Н.В. Собственное имя // Лингвистический энциклопедический словарь. М. : Сов. энциклопедия, 1990. С. 473-474.

18. Подольская Н.В. Проблемы ономастического словообразования (К постановке вопроса) // Вопросы языкознания. 1990. № 3. С. 40-53.

19. Курбанова М.Г. Эргонимы современного русского языка: семантика, прагматика : дис.. канд. филол. наук. Астрахань, 2014. 191 с. URL: http://www.twirpx.com/file/1648589/ (дата обращения: 4.05.2017).

20. Романова Т.П. Система способов словообразования рекламных собственных имен // Вестник СамГУ. 2007. № 5/2 (55). С. 205-214.

21. Вайрах Ю.В. Способы словообразования наименований коммерческих предприятий Иркутска // Вестник ИГЛУ. 2010. № 4. С. 78-84.

22. Гугунава Д.В. Функционирование иноязычных словоэлементов в современной речи // Мир русского слова. 2003. № 2. С. 72-76.

23. Попова Т.В. Графиксация как новое явление в языке и когниции // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239). Филология. Искусствоведение. Вып. 57. С. 160-163.

Tomsk State University Journal. 2018; : 63-70

Restauronyms of Moscow in the structural-grammatical aspect

Hoang T. H.

https://doi.org/ 10.17223/15617793/427/8

Abstract

The aim of this article is to describe the structure of names of restaurant business enterprises in Moscow, to reveal the peculiarities of their lexical-grammatical design, the ways of their name-formation. The material for the research was more than 5 300 restau-ronyms (restaurant names) of Moscow, from which foreign names (about 1 500 titles) were excluded since it is impossible to maintain the unity of classification parameters in the multilingual conditions. The experience of domestic onomasiologist in the description of ergonyms in the structural-grammatical aspect was used in the study. The conclusions of the study are as following. 1. The restauronyms of Moscow are represented by three structures: single words (64 %), word combinations (34 %), sentences (2 %). The first type is shown by the nouns (Myata, Valentina), the adjectives (Yuzhnoe, Svetlyy) and other parts of speech (13, Tvoyo, Zhili-byli, Po-domashnemu, Allo). The second group is word combinations of different structures. Substantive structures with relations of agreement (Khoroshee delo, Tsarskiy pir), government (Parad kotlet, Istoki vkusa) and coordinative combinations (Sol’ i perets, Kry-lyshko ili nozhka, Plyushka & Vatrushka) dominate. 2.2 % of the total number of Russian units are prepositional combinations (U svoikh, Na bul’vare, V rayu). The third group is sentences (Zhizn’ prekrasna, Leto blizko, Dorogaya, ya perezvonyu), often expressing hortative modality (Fedya, dich’!, Davayte potantsuem), displaying their dialogue nature (Bud’ kak doma, Khleb da sol’, Mersi boku, Nikhao). 2. Three methods of restauronym formation are indicated in the article: onymization, transonymization and derivation. Onymization can be simple (Eyforiya, Teplaya kompaniya) or complicated by pluralization (Druz’ya, Bubliki), archaiza-tion (Graf Orlov”, Lanch”), transliteration (original names are represented in Latin letters: Dvor, Kotleta), polygraphization (mixes of Russian and Latin letters: VODNYY [Water]), paragraphemes (#FARSH), barbarization (The Lapsha) and others. The results of transonymisation are toporestauronyms (Evropa, London), anthroporestauronyms (Marko Polo, Mishel’), mythorestauronyms (Gulliver, KRUZO), ideorestauronyms (Gusarskaya ballada) and others. Derivation may be lexical (Banket-Furshet, SALATOV), syntactic (Tol’ko segodnya, Dushevnaya Madam) and graphic (100lovka, VinoGrad). 3. Apart from the brevity and convenience of the pronunciation, euphony plays an important role in the choice of a name. This is evidenced by the names GogoT-MogoT, Ladushki Oladushki, Iskusno i Vkusno, and the reduplications VokVok, Momo, CHIR-CHIR, ZamZam.
References

1. Kitaigorodskaya M.V. Aktivnye sotsiolingvisticheskie protsessy v sfere gorodskikh naimenovanii: moskovskie vyveski // Sovremennyi russkii yazyk. Sotsial'naya i funktsional'naya differentsiatsiya. M. : Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2003. S. 126-151.

2. Novichikhina M.E. Teoreticheskie problemy issledovaniya effektivnosti kommercheskoi nominatsii : avtoref. dis.. d-ra filol. nauk. Voronezh, 2004. 37 s.

3. Novozhilova T.A. Nominatsiya sovremennykh kommercheskikh predpriyatii (na materiale russkogo, angliiskogo i nemetskogo yazykov) : avto ref.. kand. filol. nauk. Rostov n/D, 2005. 16 s.

4. Emel'yanova A.M. Ergonimy v lingvisticheskom landshafte polietnicheskogo goroda (na primere nazvanii delovykh, kommercheskikh, kul' turnykh, sportivnykh ob\"ektov g. Ufy) : avtoref. dis.. kand. filol. nauk. Ufa, 2007. 23 s.

5. Nosenko N.V. Nazvaniya gorodskikh ob\"ektov Novosibirska: strukturno-semanticheskii i kommunikativno-pragmaticheskii aspekty : avtoref. dis.. kand. filol. nauk. Novosibirsk, 2007. 22 s.

6. Lasitsa L.A. Yazykovye i strukturnye osobennosti inoyazychnykh ergonimov goroda Orenburga // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvenno go universiteta. 2015. № 11 (186). S. 95-100.

7. Alistanova F.F. Ergonimy sovremennogo russkogo yazyka kak mikrosistema : avtoref. dis.. kand. filol. nauk. Makhachkala, 2011. 24 s.

8. Samsonova E.S. Funktsionirovanie inoyazychnykh sredstv v ergonimii // Vestnik TGPU. 2010. Vyp. 6. S. 16-20.

9. Belousov V.N., Kovtunova I.I., Kruchinina I.N. i dr. Kratkaya russkaya grammatika / red. N.Yu. Shvedova, V.V. Lopatin. M., 2002. 726 s.

10. Valgina N.S. Sovremennyi russkii yazyk: Sintaksis : ucheb. 4-e izd., ispr. M. : Vyssh. shk., 2003. 416 s.

11. Ovsyaniko-Kulikovskii D.N. Sintaksis russkogo yazyka. 2-e izd., ispr. i dop. SPb., 1912. 322 s.

12. Krotevich E.V. O svyazyakh slov. L'vov : Izd-vo L'vov. un-ta, 1959. 35 s.

13. Raspopov I.P. Stroenie prostogo predlozheniya v sovremennom russkom yazyke. M. : Prosveshchenie, 1970. 191 s.

14. Lekant P. A. Sintaksis prostogo predlozheniya v sovremennom russkom yazyke. M. : Vyssh. shk., 2004. 247 s.

15. Beloshapkova V. A. Sovremennyi russkii yazyk: Sintaksis. M. : Vyssh. shk., 1977. 248 s.

16. Yazykovaya nominatsiya. Vidy naimenovanii / pod red. B. A. Serebrennikova, A. A. Ufimtsevoi. M. : Nauka, 1977. 360 s.

17. Podol'skaya N.V. Sobstvennoe imya // Lingvisticheskii entsiklopedicheskii slovar'. M. : Sov. entsiklopediya, 1990. S. 473-474.

18. Podol'skaya N.V. Problemy onomasticheskogo slovoobrazovaniya (K postanovke voprosa) // Voprosy yazykoznaniya. 1990. № 3. S. 40-53.

19. Kurbanova M.G. Ergonimy sovremennogo russkogo yazyka: semantika, pragmatika : dis.. kand. filol. nauk. Astrakhan', 2014. 191 s. URL: http://www.twirpx.com/file/1648589/ (data obrashcheniya: 4.05.2017).

20. Romanova T.P. Sistema sposobov slovoobrazovaniya reklamnykh sobstvennykh imen // Vestnik SamGU. 2007. № 5/2 (55). S. 205-214.

21. Vairakh Yu.V. Sposoby slovoobrazovaniya naimenovanii kommercheskikh predpriyatii Irkutska // Vestnik IGLU. 2010. № 4. S. 78-84.

22. Gugunava D.V. Funktsionirovanie inoyazychnykh slovoelementov v sovremennoi rechi // Mir russkogo slova. 2003. № 2. S. 72-76.

23. Popova T.V. Grafiksatsiya kak novoe yavlenie v yazyke i kognitsii // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 24 (239). Filologiya. Iskusstvovedenie. Vyp. 57. S. 160-163.