Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2017; : 172-177

Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности

Шерстова Л. И., Ван Г.

https://doi.org/10.17223/15617793/425/22

Аннотация

Статья посвящена культурно-историческому анализу потенциала конфуцианских воспитательных принципов, имеющих и в настоящее время важнейшее значение для развития гармоничного социального общества современного Китая. Авторами выявляются базовые категории конфуцианской теории воспитания и образования, дается обоснование функциональной целостности и системности взглядов Конфуция, оказавших сильнейшее влияние на формирование социальных и личностных установок людей китайского традиционного общества. Через переосмысление отношения к сути конфуцианской идеологии определяются точки пересечения и возможности взаимодействия традиций/традиционной культуры и западных новаций в современном Китае.
Список литературы

1. Лю Чжоухэ ( Jljft© Исследование нравственного воспитания конфуцианства. М. : Изд-во Высш. образования, 2003. 273 с.

2. Чэн Кэхуа ( Исследование идеологии Конфуция. Жэньминжибао, 2002. 266 c.

3. Ши Лэй. Дипломная работа «Актуальность нравственного воспитания Конфуция». 2005. 98 с.

4. Ши Цзин. Малые оды (второй из четырех разделов Шицзина). Северная гора. URL: https://baike.baidu.com/item/%E6%99%AE% E5%A4%A9%E4%B9%8B%E4%B8%8B%EF%BC%8C%E8%8E%AB%E9%9D%9E%E7%8E%8B%E5%9C%9F/1982032?fr=aladdin (дата обращения: 10.08.2017).

5. Книга истории. Тэйши. URL: https://baike.baidu.com/item/^™/8816179?fr=aladdin (дата обращения: 10.08.2017).

6. Чиен Му. Биографии Конфуция. Изд-во им. Санлянь «жизнь, чтение и новые знания», 2005. 158 с.

7. Гэй Чжаогуан. История философской мысли. Изд-во Футанского университета, 2004. 138 c.

8. Лунь Юй. Баюй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_21.aspx (дата обращения: 10.08.2017).

9. Лунь Юй. Юойе. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx (дата обращения: 10.08.2017).

10. Лунь Юй. Шуэй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_25.aspx (дата обращения: 10.08.2017).

11. Лунь Юй. Тайво. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_26.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

12. Лунь Юй. Янюань. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_30.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

13. Лунь Юй. Жаоиюй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

14. Лунь Юй. Лижэнь. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_22.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

15. Лунь Юй. Сианмэн. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_32.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

16. Лунь Юй. Вичэнь. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_20.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

17. Лунь Юй. Сюйэй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_19.aspx (дата обращения: 15.08.2017).

18. Программа осуществления нравственного строительства гражданин. Пекин : Народ. изд-во, 2001. 19 с.

19. Диа Хуачьянь. Построение социалистического гармоничного общества. Пекин : Изд-во развития Китая, 2005. 243 с.

Tomsk State University Journal. 2017; : 172-177

Confucian principles of moral education and their significance for the present

Sherstova L. I., Wang G.

https://doi.org/10.17223/15617793/425/22

Abstract

The authors of the article aim to actualize the socio-cultural heritage of Confucian educational principles in modern Chinese society. They systemically outline the moral content of Confucian upbringing, analyze its doctrine which includes the purpose, content, principles and methods of moral education. The authors reveal their importance as universal principles of educational activities for modern society. The authors analyze the prerequisites for the emergence of the theory and practice of the teachings created by Confucius, and also consider the ideology and system of moral education that he proposed as the basis of private and public life. Confucius first defined and ideologically formalized the system of principles of traditional moral education in China. Formed in ancient times and evolving in the course of historical development, the Confucian principles firmly entered the life and culture of modern Chinese and became the basis of Chinese civilization. The authors identify the basic categories of the Confucian theory of education and education, provide a rationale for the functional integrity and systemic views of Confucius, which had a strong influence on the formation of social and personal attitudes of the people of Chinese traditional society. All basic categories of Confucian principles, such as "Li" (ft, "rules of behavior"), "Wen" ([[, "culture bearer", "culture", "writing", "civilization"), "Ren" (ft, "humanity"), "De" (® "morality", "loyalty", "duty"), were and remain the core of the moral education of the Chinese people in modern conditions, despite the technical progress and modernization of cultural and civilizational experience of people. In the context of the intensification of globalization and the rapid intensification of the market economy in the modern world, numerous problems and crisis situations that accompany the progressive development of society have emerged. In particular, the problems of the moral and morality of the modern society are acute, as well as the preservation of the traditional cultural heritage which can be perceived dually: as a kind of a vestige of the past and as a powerful foundation for building a future society as the basis of ethnic identity. Through the rethinking of the attitude towards the essence of Confucian ideology, the authors conclude that the traditions and Western innovations can interact in modern China. The authors believe that Confucian principles of moral upbringing of man are of paramount importance for the development of a harmonious social society of modern China and suggest that this experience can have universal significance.
References

1. Lyu Chzhoukhe ( Jljft© Issledovanie nravstvennogo vospitaniya konfutsianstva. M. : Izd-vo Vyssh. obrazovaniya, 2003. 273 s.

2. Chen Kekhua ( Issledovanie ideologii Konfutsiya. Zhen'minzhibao, 2002. 266 c.

3. Shi Lei. Diplomnaya rabota «Aktual'nost' nravstvennogo vospitaniya Konfutsiya». 2005. 98 s.

4. Shi Tszin. Malye ody (vtoroi iz chetyrekh razdelov Shitszina). Severnaya gora. URL: https://baike.baidu.com/item/%E6%99%AE% E5%A4%A9%E4%B9%8B%E4%B8%8B%EF%BC%8C%E8%8E%AB%E9%9D%9E%E7%8E%8B%E5%9C%9F/1982032?fr=aladdin (data obrashcheniya: 10.08.2017).

5. Kniga istorii. Teishi. URL: https://baike.baidu.com/item/^™/8816179?fr=aladdin (data obrashcheniya: 10.08.2017).

6. Chien Mu. Biografii Konfutsiya. Izd-vo im. Sanlyan' «zhizn', chtenie i novye znaniya», 2005. 158 s.

7. Gei Chzhaoguan. Istoriya filosofskoi mysli. Izd-vo Futanskogo universiteta, 2004. 138 c.

8. Lun' Yui. Bayui. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_21.aspx (data obrashcheniya: 10.08.2017).

9. Lun' Yui. Yuoie. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx (data obrashcheniya: 10.08.2017).

10. Lun' Yui. Shuei. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_25.aspx (data obrashcheniya: 10.08.2017).

11. Lun' Yui. Taivo. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_26.aspx (data obrashcheniya: 15.08.2017).

12. Lun' Yui. Yanyuan'. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_30.aspx (data obrashcheniya: 15.08.2017).

13. Lun' Yui. Zhaoiyui. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx (data obrashcheniya: 15.08.2017).

14. Lun' Yui. Lizhen'. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_22.aspx (data obrashcheniya: 15.08.2017).

15. Lun' Yui. Sianmen. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_32.aspx (data obrashcheniya: 15.08.2017).

16. Lun' Yui. Vichen'. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_20.aspx (data obrashcheniya: 15.08.2017).

17. Lun' Yui. Syuiei. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_19.aspx (data obrashcheniya: 15.08.2017).

18. Programma osushchestvleniya nravstvennogo stroitel'stva grazhdanin. Pekin : Narod. izd-vo, 2001. 19 s.

19. Dia Khuach'yan'. Postroenie sotsialisticheskogo garmonichnogo obshchestva. Pekin : Izd-vo razvitiya Kitaya, 2005. 243 s.