Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2017; : 58-66

Реформа ведомственных школ на Китайско-Восточной железной дороге во второй половине 1920-х гг.

Белоглазова С. Б.

https://doi.org/10.17223/15617793/424/8

Аннотация

Статья посвящена слабо изученной в отечественной историографии проблеме советской реформы образования на Китайско-Восточной железной дороге. Изучены политика советской администрации КВЖД по отношению к системе подведомственных ей учебных заведений и основные направления проведённой ею образовательной реформы. Прослежены динамика и трансформация сети железнодорожных школ с учетом специфической политической ситуации в Маньчжурии и переходом ведомственных школ под управление китайской администрации. В научный оборот введены новые материалы из ведомственных изданий.
Список литературы

1. Еропкина О.И. Русская школа в Маньчжурии первой трети XX века: тенденции развития и проблемы : автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 2002. 170 с. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/108124.html (дата обращения: 20.08.2016).

2. Косинова О.А. Традиции российского педагогического зарубежья на территории Китая в конце XIX - первой половине XX веков : авто реф. дис.. д-ра пед. наук. М., 2009. 43 с.

3. Потапова И.В. Русская система образования в Маньчжурии. 1898-1945 годы : дис.. канд. ист. наук. Хабаровск, 2006. 251 с.

4. Чэ Чуньинь. Научно-образовательная и духовно-культурная деятельность российской диаспоры в Китае (1920-1940-е годы) : дис.. канд. ист. наук. Владивосток, 2014. 187 с.

5. Этнокультурные и социально-экономические проблемы освоения смежных территорий Северо-Восточной Азии: российский Дальний Восток, Северо-Восточный Китай, о Хоккайдо (Япония) (XVII - первая половина XX в.). Владивосток : Рея, 2013. 256 с.

6. Материалы по реформе средней школы: примерные программы и объяснительные записки, изданные по распоряжению г. Министра народного просвещения. Петроград : Сенатская тип., 1915. 553 с.

7. Государственный архив Иркутской области. Ф. 63. Оп. 1. Д. 739.

8. Краткий обзор деятельности Учебного отдела дороги // Экономический вестник Маньчжурии. Харбин. 1923. № 23-24. С. 16-20.

9. Государственный архив Хабаровского края. Научно-справочная библиотека. Ед. хр. 2303.

10. Филиппович К. Советские и китайские школы на КВЖД // Вестник Маньчжурии. Харбин. 1926. № 5. С. 27-39.

11. Харбин-Фуцзядянь: торгово-промышленный железнодорожный справочник / под ред. К. Очеретина. Харбин : Изд. Харбин. коммерч. агентства «Транспечати» НКПС, 1925.

12. Статистический ежегодник Экономического Бюро КВЖД. 1926. Харбин : Тип. КВЖД, 1926.

13. Белоглазова С.Б. Тихоокеанская Россия в контексте социокультурных трансформаций в 20-е годы ХХ в. // Материалы XXXI Российско-японского симпозиума историков и экономистов и района Кансай (Япония). 9-10 сентября 2015 г. : сб. ст. Владивосток : Дальнаука, 2016. С. 20-24.

14. Кротова М.В. СССР и российская эмиграция в Маньчжурии (1920-1950-е гг.) : дис.. д-ра ист. наук. СПб., 2014. 536 с.

15. Пятилетний план строительства школ для детей железнодорожников - граждан СССР // Вестник Маньчжурии. Харбин. 1928. № 6. С. 38-49.

16. Ершов М.Н. Индустриализация Китая и запросы технического образования // Вестник Маньчжурии. Харбин. 1928. № 7. С. 76-87.

17. Филиппович К. А. Система народного образования в Китае // Вестник Маньчжурии. Харбин. 1927. № 5. С. 61-71.

18. К положению на КВЖД // Вестник Маньчжурии. Харбин. 1926. № 7. С. 1-3.

19. Весь Харбин на 1927 год / ред.-изд. С.Т. Терновский. Харбин, 1927. 417 с.

20. Весь Харбин: адресная и справочная книга на 1926 год / ред.-изд. С.Т. Терновский. Харбин, 1926. 534 с.

Tomsk State University Journal. 2017; : 58-66

The reform of departmental schools at the Chinese Eastern Railway in the second half of the 1920s

Beloglazova S. B.

https://doi.org/10.17223/15617793/424/8

Abstract

The history of Russian education in Manchuria is an integral part of the history of the national education system of Russia. This article is devoted to the aspect of the history of Russian schools in the near abroad poorly studied in Russian historiography - the Soviet school reform at the Chinese Eastern Raailway (CER). The writing of the article is determined by two factors: creative transformation in the evaluation of the historical phenomenon of the Soviet school and the activation of Russian-Chinese integration processes at the present stage of reforms in Russia. The study of the historical experience of the Soviet education reform at the CER fits into this context, and a retrospective reflection on the outcomes of the modern education reform and discussions about the future of Russian-Chinese cooperation actualizes the appeal to the chosen research topic. New materials from departmental editions of the Chinese Eastern Railway were first introduced into the academic use in this article. The research tradition that developed in the Soviet period linked the reform of the Russian school of the 1920s exclusively with the transformation of the Soviet power and contrasted them with the pre-October period. The author made an attempt to revise the tradition of the methodological gap in the study of the history of education of the Imperial and Soviet periods. For the first time in the national historiography the relations between the reforms of the united school of Count P.N. Ignatiev launched in 1915-1916 and continued at the CER in 1917-1923 and the Soviet reform of the united working school completed at the CER in the second half of the 1920s are shown. A distinctive feature of the Soviet school reform from transformations of the previous period was the close connection of the educational process with ideology and politics. At the same time, the school reform at the CER was correlated with the reform of the united working school with the aim of integrating departmental schools in the educational space of the USSR and aimed at forming a new (Soviet) identity. The complex of measures for reforming the network of departmental schools was implemented at the CER in the shortest time possible and ended with the introduction of a single type of educational institution, a maximum growth in the number of departmental schools and students. The educational process was transformed on the new principles of training and forms of everyday practice adopted in Soviet schools that adapted students to the new socio-political reality. Due to the rivalry between the USSR and China for the possession of the CER, the system of departmental schools functioned in the conditions of increasing administrative pressure from the Chinese side and the decline in the influence of the Soviet administration, which led to the curtailment of the reform in the late 1920s. A direct consequence of the political manifestations of the Chinese government was the redistribution of material resources of school building at the CER, accompanied by the violation of rights of Russian children - citizens of the USSR - to receive education.
References

1. Eropkina O.I. Russkaya shkola v Man'chzhurii pervoi treti XX veka: tendentsii razvitiya i problemy : avtoref. dis.. kand. ped. nauk. M., 2002. 170 s. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/108124.html (data obrashcheniya: 20.08.2016).

2. Kosinova O.A. Traditsii rossiiskogo pedagogicheskogo zarubezh'ya na territorii Kitaya v kontse XIX - pervoi polovine XX vekov : avto ref. dis.. d-ra ped. nauk. M., 2009. 43 s.

3. Potapova I.V. Russkaya sistema obrazovaniya v Man'chzhurii. 1898-1945 gody : dis.. kand. ist. nauk. Khabarovsk, 2006. 251 s.

4. Che Chun'in'. Nauchno-obrazovatel'naya i dukhovno-kul'turnaya deyatel'nost' rossiiskoi diaspory v Kitae (1920-1940-e gody) : dis.. kand. ist. nauk. Vladivostok, 2014. 187 s.

5. Etnokul'turnye i sotsial'no-ekonomicheskie problemy osvoeniya smezhnykh territorii Severo-Vostochnoi Azii: rossiiskii Dal'nii Vostok, Severo-Vostochnyi Kitai, o Khokkaido (Yaponiya) (XVII - pervaya polovina XX v.). Vladivostok : Reya, 2013. 256 s.

6. Materialy po reforme srednei shkoly: primernye programmy i ob\"yasnitel'nye zapiski, izdannye po rasporyazheniyu g. Ministra narodnogo prosveshcheniya. Petrograd : Senatskaya tip., 1915. 553 s.

7. Gosudarstvennyi arkhiv Irkutskoi oblasti. F. 63. Op. 1. D. 739.

8. Kratkii obzor deyatel'nosti Uchebnogo otdela dorogi // Ekonomicheskii vestnik Man'chzhurii. Kharbin. 1923. № 23-24. S. 16-20.

9. Gosudarstvennyi arkhiv Khabarovskogo kraya. Nauchno-spravochnaya biblioteka. Ed. khr. 2303.

10. Filippovich K. Sovetskie i kitaiskie shkoly na KVZhD // Vestnik Man'chzhurii. Kharbin. 1926. № 5. S. 27-39.

11. Kharbin-Futszyadyan': torgovo-promyshlennyi zheleznodorozhnyi spravochnik / pod red. K. Ocheretina. Kharbin : Izd. Kharbin. kommerch. agentstva «Transpechati» NKPS, 1925.

12. Statisticheskii ezhegodnik Ekonomicheskogo Byuro KVZhD. 1926. Kharbin : Tip. KVZhD, 1926.

13. Beloglazova S.B. Tikhookeanskaya Rossiya v kontekste sotsiokul'turnykh transformatsii v 20-e gody KhKh v. // Materialy XXXI Rossiisko-yaponskogo simpoziuma istorikov i ekonomistov i raiona Kansai (Yaponiya). 9-10 sentyabrya 2015 g. : sb. st. Vladivostok : Dal'nauka, 2016. S. 20-24.

14. Krotova M.V. SSSR i rossiiskaya emigratsiya v Man'chzhurii (1920-1950-e gg.) : dis.. d-ra ist. nauk. SPb., 2014. 536 s.

15. Pyatiletnii plan stroitel'stva shkol dlya detei zheleznodorozhnikov - grazhdan SSSR // Vestnik Man'chzhurii. Kharbin. 1928. № 6. S. 38-49.

16. Ershov M.N. Industrializatsiya Kitaya i zaprosy tekhnicheskogo obrazovaniya // Vestnik Man'chzhurii. Kharbin. 1928. № 7. S. 76-87.

17. Filippovich K. A. Sistema narodnogo obrazovaniya v Kitae // Vestnik Man'chzhurii. Kharbin. 1927. № 5. S. 61-71.

18. K polozheniyu na KVZhD // Vestnik Man'chzhurii. Kharbin. 1926. № 7. S. 1-3.

19. Ves' Kharbin na 1927 god / red.-izd. S.T. Ternovskii. Kharbin, 1927. 417 s.

20. Ves' Kharbin: adresnaya i spravochnaya kniga na 1926 god / red.-izd. S.T. Ternovskii. Kharbin, 1926. 534 s.