Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2017; : 197-205

Умма Красноярского края в прошлом и настоящем

Ярков А. П., Старостин А. Н.

https://doi.org/10.17223/15617793/422/28

Аннотация

Рассматривается история формирования уммы на территории Красноярского края с периода Средневековья по настоящее время. Акцентировано внимание на такие группы, как служилые татары, торговцы, крестьяне, ссыльные. Авторы используют различные источники. Они приходят к выводу, что на современном этапе сформированы местные институты уммы. Одновременно происходит трансформация религиозной и этнокультурной идентичности. Предлагаются рекомендации по профилактике экстремизма.
Список литературы

1. Евтюхова Л. А., Киселев С.В. Чаа-Тас у села Копены // Труды Государственного исторического музея. Вып. 11 : сб. ст. по археологии СССР. М., 1940.

2. Аникин А.Е., Хелимский Е.А. Самодийско-тунгусо-маньжурские лексические связи. М., 2007. С. 126-127.

3. Кызласов Л. Р. Торговые пути и связи древнехакасского государства с Западной Сибирью и Восточной Европой // Западная Сибирь в эпоху Средневековья : сб. ст. Томск, 1984.

4. Бродников А. А. Енисейский острог. Енисейск в ХУП веке: Очерки по истории города и уезда. Красноярск, 1994.

5. Соболев М. Пути сообщения в Сибири // Сибирь, ее современное состояние и ее нужды. СПб., 1908.

6. Пузанов В.Д. Служилые люди Тобольска и присоединение к русскому государству Енисейского края // Тобольск научный - 2013 : мате риалы Х Всерос. науч.-практ. конф., посв. памяти А.А. Дунина-Горкавича. Тобольск, 2013.

7. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений : в 15 т. Л., 1988. Т. 3.

8. Бакиева Г.Т. Обычай и закон. Очерки правовой культуры сибирских татар в ХУШ - начале ХХ века. Новосибирск, 2011.

9. Перинов В.В. Мусульмане в Забайкалье: середина XIX века - 1917 год : автореф. дис.. канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2010.

10. Лысенко Ю.А. Православие и ислам на Алтае во второй половине ХГХ - начале ХХ вв. // Современная Россия и мир: альтернативы развития (этноконфессиональные конфликты и вызовы ХХ! века) : материалы междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 2006.

11. Татары. URL: http://my.krskstate.ru/docs/ethnoses/tatary (дата обращения: 25.03.2016).

12. Статистический обзор Енисейской губернии за 1911 год. Красноярск, 1912.

13. Домнина А.Н. Архитектура в культуре ислама (на примере Красноярской соборной мечети) // Инновационные процессы в современном образовании России как важнейшая предпосылка социально-экономического развития общества и охраны окружающей среды : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск, 2010.

14. Статистический обзор Енисейской губернии за 1915 год. Красноярск, 1 916.

15. Прокудина С.В. Татары города Красноярска в 20-е годы ХХ века // Культура города: традиции и современность : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Стерлитамак, 2006. Ч. 1.

16. Каримова О.Н., Бахор Т.А. Мифопоэтическая основа Сабантуя // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. Невинномысск, 2009. Т. 2.

17. Книга памяти Красноярского края. Номер дела: П-473.

18. Гриценко В., Калинин В. 501/503. История «мертвой дороги». Екатеринбург, 2010.

19. Бугай Н.Ф. Л. Берия - Сталину: «Согласно Вашему указанию.». М., 1995.

20. Ярков А.П. Репрессированные имамы Сибири и Дальнего Востока // Второй научно-практический семинар «Репрессированная сибирская провинция». Новосибирск, 2017.

21. Ислам на территории Красноярского края // Красноярский край: прошлое, настоящее, будущее : матер. Междунар. конф., посв. 75-летию Красноярского края : [в 2 т.]. Красноярск, 2009. Т. 2.

22. Для мусульманина не знать хотя бы суру «Фатиха» стыдно // Исламский край. 2009. Июль.

23. Ярков А.П. О «русских мусульманах» как угрозе национальной безопасности России // Феномен новообращенных мусульман в современной России : сб. докл. конф. 2016.

24. Победила справедливость - в Ачинске заложили первый камень мечети. URL: http://www.islamnews.ru/news-6689.html (дата обращения: 25.03.2016).

Tomsk State University Journal. 2017; : 197-205

The ummah of Krasnoyarsk Krai in the past and present

Yarkov A. Р., Starostin A. N.

https://doi.org/10.17223/15617793/422/28

Abstract

The authors consider the history of the formation of the ummah in Krasnoyarsk Krai in dynamics: from the Middle Ages to the present. They use a variety of sources, allowing an objective view of the internal and external assessment of its condition. Being at the Northern branches of the Great Silk Road, the people of the territory did not become supporters of Islam, but enjoyed the achievements of Islamic civilization that had some success in the Middle Ages. The authors analyzed the restructuring of the Um-mah, which evolved over time. It began with the serving Tatars, supporters of adat Islam, who came to the region. Their stay was temporary, they only served for a year. Later it included settled merchants, farmers, exiles, who professed the Islamic religion, which in the Russian Empire was recognized as "tolerable". There was not always the possibility for the construction of mosques, due to small communities or lack of funds. The revolution of 1917 and the civil war split the Ummah by political orientations, and subsequent events in the Soviet years reduced the number of community members. Believers experienced limitations. Still, tradition, confession, knowledge of Arabic, though minimal, were maintained at the level of the family. Industrial development (especially in conjunction with BAM construction) increased the number of people historically belonging to Islamic culture, but there were not many active practices up to the 1990s. Migrants became a resource of re-Islamization (alternatively referred to as the Renaissance or the emergence of new communities) of the territory of Krasnoyarsk Krai. This process mainly concerned the major cities and places of compact residence of the descendants of pioneers, with the overall weakness in the theological training of indigenous leaders. Immigrants sometimes bring radical ideas contrary to the traditions of adat Islam and "splitting" the community. However (given the whole range of factors), the authors come to a conclusion that at the present stage many sound elements of the institutions of the Ummah have been formed. At the same time, the ethnocultural identity, given the emergence of different groups of neophytes, is transforming. Recommendations are offered to prevent extremism.
References

1. Evtyukhova L. A., Kiselev S.V. Chaa-Tas u sela Kopeny // Trudy Gosudarstvennogo istoricheskogo muzeya. Vyp. 11 : sb. st. po arkheologii SSSR. M., 1940.

2. Anikin A.E., Khelimskii E.A. Samodiisko-tunguso-man'zhurskie leksicheskie svyazi. M., 2007. S. 126-127.

3. Kyzlasov L. R. Torgovye puti i svyazi drevnekhakasskogo gosudarstva s Zapadnoi Sibir'yu i Vostochnoi Evropoi // Zapadnaya Sibir' v epokhu Srednevekov'ya : sb. st. Tomsk, 1984.

4. Brodnikov A. A. Eniseiskii ostrog. Eniseisk v KhUP veke: Ocherki po istorii goroda i uezda. Krasnoyarsk, 1994.

5. Sobolev M. Puti soobshcheniya v Sibiri // Sibir', ee sovremennoe sostoyanie i ee nuzhdy. SPb., 1908.

6. Puzanov V.D. Sluzhilye lyudi Tobol'ska i prisoedinenie k russkomu gosudarstvu Eniseiskogo kraya // Tobol'sk nauchnyi - 2013 : mate rialy Kh Vseros. nauch.-prakt. konf., posv. pamyati A.A. Dunina-Gorkavicha. Tobol'sk, 2013.

7. Dostoevskii F.M. Sobranie sochinenii : v 15 t. L., 1988. T. 3.

8. Bakieva G.T. Obychai i zakon. Ocherki pravovoi kul'tury sibirskikh tatar v KhUSh - nachale KhKh veka. Novosibirsk, 2011.

9. Perinov V.V. Musul'mane v Zabaikal'e: seredina XIX veka - 1917 god : avtoref. dis.. kand. ist. nauk. Ulan-Ude, 2010.

10. Lysenko Yu.A. Pravoslavie i islam na Altae vo vtoroi polovine KhGKh - nachale KhKh vv. // Sovremennaya Rossiya i mir: al'ternativy razvitiya (etnokonfessional'nye konflikty i vyzovy KhKh! veka) : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Barnaul, 2006.

11. Tatary. URL: http://my.krskstate.ru/docs/ethnoses/tatary (data obrashcheniya: 25.03.2016).

12. Statisticheskii obzor Eniseiskoi gubernii za 1911 god. Krasnoyarsk, 1912.

13. Domnina A.N. Arkhitektura v kul'ture islama (na primere Krasnoyarskoi sobornoi mecheti) // Innovatsionnye protsessy v sovremennom obrazovanii Rossii kak vazhneishaya predposylka sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya obshchestva i okhrany okruzhayushchei sredy : sb. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Krasnoyarsk, 2010.

14. Statisticheskii obzor Eniseiskoi gubernii za 1915 god. Krasnoyarsk, 1 916.

15. Prokudina S.V. Tatary goroda Krasnoyarska v 20-e gody KhKh veka // Kul'tura goroda: traditsii i sovremennost' : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. Sterlitamak, 2006. Ch. 1.

16. Karimova O.N., Bakhor T.A. Mifopoeticheskaya osnova Sabantuya // Molodezh' i nauka: real'nost' i budushchee: materialy II Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Nevinnomyssk, 2009. T. 2.

17. Kniga pamyati Krasnoyarskogo kraya. Nomer dela: P-473.

18. Gritsenko V., Kalinin V. 501/503. Istoriya «mertvoi dorogi». Ekaterinburg, 2010.

19. Bugai N.F. L. Beriya - Stalinu: «Soglasno Vashemu ukazaniyu.». M., 1995.

20. Yarkov A.P. Repressirovannye imamy Sibiri i Dal'nego Vostoka // Vtoroi nauchno-prakticheskii seminar «Repressirovannaya sibirskaya provintsiya». Novosibirsk, 2017.

21. Islam na territorii Krasnoyarskogo kraya // Krasnoyarskii krai: proshloe, nastoyashchee, budushchee : mater. Mezhdunar. konf., posv. 75-letiyu Krasnoyarskogo kraya : [v 2 t.]. Krasnoyarsk, 2009. T. 2.

22. Dlya musul'manina ne znat' khotya by suru «Fatikha» stydno // Islamskii krai. 2009. Iyul'.

23. Yarkov A.P. O «russkikh musul'manakh» kak ugroze natsional'noi bezopasnosti Rossii // Fenomen novoobrashchennykh musul'man v sovremennoi Rossii : sb. dokl. konf. 2016.

24. Pobedila spravedlivost' - v Achinske zalozhili pervyi kamen' mecheti. URL: http://www.islamnews.ru/news-6689.html (data obrashcheniya: 25.03.2016).