Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2017; : 32-39

«...у нас нет литературы художеств» (А.Н. Майков): к вопросу о состоянии российской художественной критики 1840 - начала 1850-х гг. Статья вторая. Новые веяния в русской художественной критике 1840-х гг.

Седельникова О. В.

https://doi.org/10.17223/15617793/422/5

Аннотация

Во второй статье цикла представлен обзор критических статей, появлявшихся с 1842 по 1847 г. в журналах «Отечественные записки» и «Современник» параллельно деятельности В. Г. Белинского и развивающих методологию главы новой русской критики в непосредственном приложении к произведениям пластического искусства. Концептуальный анализ содержания публикаций В.П. Боткина, П.Н. Кудрявцева, П.В. Анненкова, Вал.Н. Майкова об изобразительном искусстве позволяет установить важнейшие тенденции развития русской художественной критики в период ее специализации и профессионализации и выявить уникальность позиции каждого критика в контексте эстетического многоголосия эпохи культурного перепутья.
Список литературы

1. Седельникова О.В. «.У нас нет литературы художеств» (А.Н. Майков): К вопросу о состоянии российской художественной критики 1840-х гг. Статья первая. Наследие В.Г. Белинского в формировании русской художественной критики 1840-х гг. // Вестник Томского государственного университетата. Филология. В печати.

2. Боткин В.П. Выставка в Императорской Санкт-Петербургской Академии художеств в 1842 г. // Отечественные записки. 1842. № 11. Отд. II. С. 25-46.

3. Каган М.С. В.Г. Белинский о русской живописи // Каган М.С. Искусствознание и художественная критика. Избранные статьи. М. : Пет рополис, 2001. С. 76-92.

4. Боткин В.П. Литературная критика; Публицистика; Письма / сост., вступ. ст. и примеч. Б.Ф. Егорова. М. : Сов. Россия, 1984.

5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений и писем : в 13 т. М. : АН СССР, 1953-1959.

6. Боткин В.П. Письма об Испании // Современник. 1847. № 12. Отд. II. С. 84-108.

7. Боткин В.П. Выставка в Императорской Академии художеств. Октябрь 1855 г. // Современник. 1855. № 11. Отд. II. С. 73-82.

8. Кудрявцев П.В. Бельведер (Из путевых заметок русского) // Отечественные записки. 1846. № 3. Отд. VIII. С. 14-42.

9. Мостовская Н.Н., Осповат А.Л. Кудрявцев Петр Николаевич // Русские писатели 1800-1917: Биографический словарь. М. : Большая Рос сийская энциклопедия, 1994. Т. 3. С. 199-201.

10. Нестроев А. (Кудрявцев П.В.) Письма из Парижа. Лувр. Письмо первое // Отечественные записки. 1847. Т. LI, № 4. Отд. VIII. С. 195200.

11. Нестроев А. (Кудрявцев П.В.) Письма из Парижа. Лувр. Письма второе и третье // Отечественные записки. 1847. Т. LII, № 5. Отд. VIII. С. 33-43.

12. Кудрявцев П.В. Сочинения : в 3 т. М., 1887. Т. 1.

13. Жилякова Э.М. Эстетика П.Н. Кудрявцева 1840-х гг. // Художественное творчество и литературный процесс. Томск : Изд-во ТГУ, 1976. Вып. 1. С. 52-63.

14. Гайнцева Э. Г. Николай Аполлонович Майков и его воспоминания (из круга общения И. А. Гончарова) // Русская литература. 1997. № 1. С. 123-139.

15. Сорокин Ю.С. В.Н. Майков и его литературно-критическая деятельность // Майков В.Н. Литературная критика. Л. : Худ. лит., 1985. С. 3-33.

16. Сорокин Ю.С. Примечания // Майков В.Н. Литературная критика. Л. : Худ. литература, 1985. С. 351-380.

17. Майков В.Н. Сто рисунков из сочинения Н.В. Гоголя «Мертвые души» // Отечественные записки. 1847. Т. L, № 2. Отд. VI. С. 71-88.

18. Кауфман Р.С. Очерки истории русской художественной критики. От Константина Батюшкова до Александра Бенуа. М.: Искусство, 1990.

19. Нарышкина Н.А. Художественная критика пушкинской поры. Л., 1987.

20. Чаушанский Д.Н. Белинский и русская реалистическая иллюстрация 1840-х гг. // Литературное наследство. М. : Наука, 1951. Т. 57. С. 327-356.

21. Стернин Г.Ю. Иллюстрации А. А. Агина и Е.Е. Бернардского к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя. М. : Книга, 1985.

22. Майков В.Н. Литературная критика. Л. : Худ. лит., 1985.

23. Балуев С.М. Художественная критика Валериана Майкова и эстетические идеи Г.-Э. Лессинга // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2011. Вып. 130. С. 191-197.

24. Седельникова О.В. Литература и живопись в художественной критике А.Н. Майкова. Статья первая. Основы сближения словесного и изобразительного искусств в критическом наследии А.Н. Майкова // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 3 (41). С. 156-169.

25. Седельникова О.В. Литература и живопись в художественной критике А.Н. Майкова. Статья вторая. «Поэзия живописи» и «живопись поэзии» в художественной критике А.Н. Майкова: К вопросу о поэтическом и пластическом в искусстве // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2016. № 5 (43). С. 132-146.

26. Седельникова О.В. Ф.М. Достоевский и кружок Майковых. Томск : Изд-во ТПУ, 2006.

27. Седельникова О.В. Статьи А.Н. Майкова о выставках в Академии художеств и их значение в развитии эстетического сознания 1840 1850-х гг. // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2010. № 3 (11). С. 81-96.

28. Анненков П.В. Письма из-за границы. Парижские письма / сост., вступ. ст. и примеч. И.Н. Конобеевской. М. : Наука, 1983.

29. Егоров Б.Ф. Избранное. Эстетические идеи в России середины XIX в. М. : Летний сад, 2009.

30. Балуев С.М. П.В. Анненков-художественный критик о национальных школах живописи // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. Вып. 92. С. 228-233.

31. Седельникова О.В. Проблемы атрибуции статей А.Н. Майкова о выставках в Императорской Академии художеств. Статья первая // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 380. C. 34-40.

32. Седельникова О.В. Проблемы атрибуции статей А.Н. Майкова о выставках в Императорской Академии художеств. Статья вторая // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 381. C. 52-57.

Tomsk State University Journal. 2017; : 32-39

We have no literature of art" (A.N. Maikov): on the state of Russian art criticism in the 1840s - early 1850s. Article Two: New trends in Russian art criticism of the 1840s - early 1850s

Sedelnikova O. V.

https://doi.org/10.17223/15617793/422/5

Abstract

The second article of the cycle presents an overview of publications that reflect important changes in the condition of Russian art criticism of the 1840s, which started under the influence of V. G. Belinsky's critical works. In 1842, V.P. Botkin's review "Exhibition in the Saint Petersburg Imperial Academy of Arts in 1842", standing out from similar texts with its conceptual approach to the assessment of the pictures via comprehension of the condition of modern art and defining tendencies of its development, appeared. Botkin reflects on the critical condition of art, but, unlike the proponents of academism, his pathos does not come down to stating degradation of art during the practical age. Botkin raises the question of searching for the new content of art, which has to meet moral needs of the modern man. In 1846-47, P.N. Kudryavtsev published a set of articles reflecting his thoughts caused by the visit to the Belvedere and the Louvre. The author compensates for the significant drawback of the Russian "literature of art" of the time, which was only shaping its methodological basis. Historicism, educational principle, precision in aesthetical terminology and consecution of judgements made Kudryavtsev's articles meet the most important requirements of the age. Herewith, Kudryavtsev showed lack of interest to the problems of modern art. In "The Belvedere" and "Letters from Paris", the author does not emphasize, yet shows his loyalty to the academic view that the best periods in the history of pictorial art were in the past. In early 1847, V.N. Maikov j oined the debate on the mission of modern art in his article "One Hundred Drawings from N.V. Gogol's Dead Souls". The critic considered advantages and disadvantages of Agin's drawings in the context of modern visual art development, taking into account the experience of landscape and genre painting. Maikov's speculation about the artistic principles of depicting the trivial, developing his previously stated "law of sympathy" and strengthening the anthropological aspect of his criticism as a whole, seems the most significant thesis of the work. Finally, another important factor in the development of Russian art criticism was P.V. Annenkov's review "The Louvre Exhibition of Paintings of 1847". The critic acknowledges the downfall of religious and history painting and mastery of genre painting in the French art. On the ground of this thesis, Annenkov goes to comprehension of creative experiments of some pioneer artists. Historicism, deep understanding of the social role of art together with the awareness of the necessity to save the artistic advantages of a piece of art make Annenkov's review an important factor in the history of Russian art criticism of the 1840s. The analysis of Botkin, Kudryavtsev, Annenkov and Maikov's publications helps to elicit the main tendencies of Russian art criticism development in the period of its specialization and professionalization and reveal the unique position of each critic in the context of the aesthetic polyphony of the time.
References

1. Sedel'nikova O.V. «.U nas net literatury khudozhestv» (A.N. Maikov): K voprosu o sostoyanii rossiiskoi khudozhestvennoi kritiki 1840-kh gg. Stat'ya pervaya. Nasledie V.G. Belinskogo v formirovanii russkoi khudozhestvennoi kritiki 1840-kh gg. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universitetata. Filologiya. V pechati.

2. Botkin V.P. Vystavka v Imperatorskoi Sankt-Peterburgskoi Akademii khudozhestv v 1842 g. // Otechestvennye zapiski. 1842. № 11. Otd. II. S. 25-46.

3. Kagan M.S. V.G. Belinskii o russkoi zhivopisi // Kagan M.S. Iskusstvoznanie i khudozhestvennaya kritika. Izbrannye stat'i. M. : Pet ropolis, 2001. S. 76-92.

4. Botkin V.P. Literaturnaya kritika; Publitsistika; Pis'ma / sost., vstup. st. i primech. B.F. Egorova. M. : Sov. Rossiya, 1984.

5. Belinskii V.G. Polnoe sobranie sochinenii i pisem : v 13 t. M. : AN SSSR, 1953-1959.

6. Botkin V.P. Pis'ma ob Ispanii // Sovremennik. 1847. № 12. Otd. II. S. 84-108.

7. Botkin V.P. Vystavka v Imperatorskoi Akademii khudozhestv. Oktyabr' 1855 g. // Sovremennik. 1855. № 11. Otd. II. S. 73-82.

8. Kudryavtsev P.V. Bel'veder (Iz putevykh zametok russkogo) // Otechestvennye zapiski. 1846. № 3. Otd. VIII. S. 14-42.

9. Mostovskaya N.N., Ospovat A.L. Kudryavtsev Petr Nikolaevich // Russkie pisateli 1800-1917: Biograficheskii slovar'. M. : Bol'shaya Ros siiskaya entsiklopediya, 1994. T. 3. S. 199-201.

10. Nestroev A. (Kudryavtsev P.V.) Pis'ma iz Parizha. Luvr. Pis'mo pervoe // Otechestvennye zapiski. 1847. T. LI, № 4. Otd. VIII. S. 195200.

11. Nestroev A. (Kudryavtsev P.V.) Pis'ma iz Parizha. Luvr. Pis'ma vtoroe i tret'e // Otechestvennye zapiski. 1847. T. LII, № 5. Otd. VIII. S. 33-43.

12. Kudryavtsev P.V. Sochineniya : v 3 t. M., 1887. T. 1.

13. Zhilyakova E.M. Estetika P.N. Kudryavtseva 1840-kh gg. // Khudozhestvennoe tvorchestvo i literaturnyi protsess. Tomsk : Izd-vo TGU, 1976. Vyp. 1. S. 52-63.

14. Gaintseva E. G. Nikolai Apollonovich Maikov i ego vospominaniya (iz kruga obshcheniya I. A. Goncharova) // Russkaya literatura. 1997. № 1. S. 123-139.

15. Sorokin Yu.S. V.N. Maikov i ego literaturno-kriticheskaya deyatel'nost' // Maikov V.N. Literaturnaya kritika. L. : Khud. lit., 1985. S. 3-33.

16. Sorokin Yu.S. Primechaniya // Maikov V.N. Literaturnaya kritika. L. : Khud. literatura, 1985. S. 351-380.

17. Maikov V.N. Sto risunkov iz sochineniya N.V. Gogolya «Mertvye dushi» // Otechestvennye zapiski. 1847. T. L, № 2. Otd. VI. S. 71-88.

18. Kaufman R.S. Ocherki istorii russkoi khudozhestvennoi kritiki. Ot Konstantina Batyushkova do Aleksandra Benua. M.: Iskusstvo, 1990.

19. Naryshkina N.A. Khudozhestvennaya kritika pushkinskoi pory. L., 1987.

20. Chaushanskii D.N. Belinskii i russkaya realisticheskaya illyustratsiya 1840-kh gg. // Literaturnoe nasledstvo. M. : Nauka, 1951. T. 57. S. 327-356.

21. Sternin G.Yu. Illyustratsii A. A. Agina i E.E. Bernardskogo k «Mertvym dusham» N.V. Gogolya. M. : Kniga, 1985.

22. Maikov V.N. Literaturnaya kritika. L. : Khud. lit., 1985.

23. Baluev S.M. Khudozhestvennaya kritika Valeriana Maikova i esteticheskie idei G.-E. Lessinga // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2011. Vyp. 130. S. 191-197.

24. Sedel'nikova O.V. Literatura i zhivopis' v khudozhestvennoi kritike A.N. Maikova. Stat'ya pervaya. Osnovy sblizheniya slovesnogo i izobrazitel'nogo iskusstv v kriticheskom nasledii A.N. Maikova // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2016. № 3 (41). S. 156-169.

25. Sedel'nikova O.V. Literatura i zhivopis' v khudozhestvennoi kritike A.N. Maikova. Stat'ya vtoraya. «Poeziya zhivopisi» i «zhivopis' poezii» v khudozhestvennoi kritike A.N. Maikova: K voprosu o poeticheskom i plasticheskom v iskusstve // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2016. № 5 (43). S. 132-146.

26. Sedel'nikova O.V. F.M. Dostoevskii i kruzhok Maikovykh. Tomsk : Izd-vo TPU, 2006.

27. Sedel'nikova O.V. Stat'i A.N. Maikova o vystavkakh v Akademii khudozhestv i ikh znachenie v razvitii esteticheskogo soznaniya 1840 1850-kh gg. // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. 2010. № 3 (11). S. 81-96.

28. Annenkov P.V. Pis'ma iz-za granitsy. Parizhskie pis'ma / sost., vstup. st. i primech. I.N. Konobeevskoi. M. : Nauka, 1983.

29. Egorov B.F. Izbrannoe. Esteticheskie idei v Rossii serediny XIX v. M. : Letnii sad, 2009.

30. Baluev S.M. P.V. Annenkov-khudozhestvennyi kritik o natsional'nykh shkolakh zhivopisi // Izvestiya RGPU im. A.I. Gertsena. 2009. Vyp. 92. S. 228-233.

31. Sedel'nikova O.V. Problemy atributsii statei A.N. Maikova o vystavkakh v Imperatorskoi Akademii khudozhestv. Stat'ya pervaya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 380. C. 34-40.

32. Sedel'nikova O.V. Problemy atributsii statei A.N. Maikova o vystavkakh v Imperatorskoi Akademii khudozhestv. Stat'ya vtoraya // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 381. C. 52-57.