Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2017; : 75-79

Буддизм и политика во Внутренней Азии: история и современность

Бадмацыренов Т. Б., Аюшиева И. Г.

https://doi.org/10.17223/15617793/421/11

Аннотация

Рассматривается регион Внутренней Азии, когда он был разделен двумя крупнейшими империями - Российской и Цин-ской. Между этими политиями оказались земли и народы, ранее входившие в состав прекратившей свое существование Монгольской империи. Важнейшим фактором, скреплявшим ранее единое население Внутренней Азии, остался тибето-монгольский буддизм. Исследуется взаимосвязь исторического развития и современного состояния буддизма и политики во Внутренней Азии.
Список литературы

1. Агаджанян А. Буддизм и политические конфликты в Юго-Восточной Азии // Религия и конфликт / под ред. А. Малашенко, С. Филатова ; Моск. Центр Карнеги. М. : РОССПЭН, 2007. С. 266-284.

2. Островская Е. Российский буддизм в оправе гражданского общества // Двадцать лет религиозной свободы в России / под ред. А. Мала шенко, С. Филатова; Моск. Центр Карнеги. М. : РОССПЭН, 2009.

3. Бадмацыренов Т.Б. Сангха и политика: политические аспекты функционирования буддийского духовенства Монголии и Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. Вып. 14: Философия, социология, политология, культурология. С. 137-143.

4. Сыртыпова С.-Х.Д. Культ богини-хранительницы Балдан Лхамо в тибетском буддизме (миф, ритуал, письменные источники). М. : Вост. лит., 2003.

5. Впервые в истории Далай-лама вручил дипломы степени Гешема монахиням-выпускницам. URL: http://khurul.ru/2016/12/vpervye-v-istoriidalaj-lama-vruchil-diplomy-stepeni-geshema-monaxinyam-vypusknicam/

6. Торчинов Е. Введение в буддизм. СПб. : Амфора. ТИД Амфора, 2013.

7. Островская Е.А.-мл. Тибетский буддизм. СПб. : Петербургское востоковедение, 2002.

8. Ruegg D.S. The Temporal and Spiritual Orders in the Governance of Tibet and the so-called «Patron-Priest Relation» in Inner Asia. URL: https://www.academia.edu/10130475/Yonmchod

9. Цыремпилов Н.В. Буддизм и империя. Бурятская буддийская община в России (XVIII - нач. XX века). Улан-Удэ : ИМБТ СО РАН, 2013.

10. Гарри И.Р. Буддизм и политика в Тибетском районе КНР (II половина XX - начало XXI в.) / отв. ред. А.М. Донец. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 2009.

11. Скрынникова Т.Д. Ламаистская церковь и государство во Внешней Монголии в XVI - начале XX века. Новосибирск : Наука, 1988.

12. Бадмацыренов Т.Б., Бадмацыренова Е.Л. Буддизм, государство и право в России: развитие современной модели государственно-конфессиональных отношений // Вестник экономики, права и социологии. 2016. № 4.

13. Burbank J. An Imperial Rights Regime: Law and Citizenship in the Russian Empire // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 7.3 (2006).

14. Островская Е. А. Транснациональная сеть тибетского буддизма как инструмент эскалации этно-религиозного конфликта // Вестник аналитики. № 35 (2009-1).

15. Сабиров Р. Где «центр» тибетского буддизма в современном мире? // Цырендорджиевские чтения 2012 (V): Тибетская цивилизация и кочевые народы Евразии: кросскультурные контакты. Киев : Полиграфист, 2012. С. 470-486.

16. Родионов В.А. Буддизм в политическом процессе постсоциалистической Монголии // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Культурология. 2015. 6А.

Tomsk State University Journal. 2017; : 75-79

Buddhism and politics in Inner Asia: history and modernity

Badmatsyrenov T. B., Ayushieva I. G.

https://doi.org/10.17223/15617793/421/11

Abstract

This article studies the relationship between Buddhism and politics in Inner Asia in the context of historical development and the contemporary situation in Russia, China and Mongolia. Buddhism often appears as an apolitical religion that does not have its own formalized political ideas and institutions. On the contrary, for a long period of its development, Buddhism has developed an effective system of political concepts, values and norms that allow it to adapt in a wide range of societies. The support of states and other political associations allowed Buddhists to conduct successful religious, economic and political activities. On the other hand, the twists and turns of the political history of the twentieth century affected all the countries of the region and had the most dramatic impact on Buddhist communities. In Buddhism in Inner Asia, several key political ideas and institutions emerged as a result of the adaptation of Indian Buddhism to the conditions of Inner Asia. The concept of "mchod yon" - "spiritual teacher - secular ruler" reflected the aim to create a system of relations in which the ruler, supporting the Buddhist teaching materially and politically, reigns relying on the authority and guidance of the Lama. For imperial polities, such legitimacy was quite adequate, as it fit the framework of the religious picture of the world and the multi-level political system of the empire. It is interesting that the foundations of the "mchod yon" were laid in the Yuan Empire period, revitalized by the Altan Khan, fixed by the Qing dynasty and still serve as an argument in the Tibetan issue. An important political institution, also rooted in the Buddhist doctrine, is the "tulku". Reincarnates, or consciously reborn lamas, have become an important political and economic institution for the development of Tibetan Buddhism. The formation of the Tibetan and Mongolian theocracies is closely connected with the evolution of this institution, which retains its importance in modern realities. In the modern world, religion has an increasing influence on social processes, refuting the modernist thesis about the secularization of society. Modern nation states find themselves in a situation of a "religious challenge", both in the form of pressure of confessional groups in the legal and informal fields, and in the desire of states and elite groups to use the integra-tive legitimizing potential of religion. Because of this, political and legal interaction of public authorities with religious groups are subject to constant correction.
References

1. Agadzhanyan A. Buddizm i politicheskie konflikty v Yugo-Vostochnoi Azii // Religiya i konflikt / pod red. A. Malashenko, S. Filatova ; Mosk. Tsentr Karnegi. M. : ROSSPEN, 2007. S. 266-284.

2. Ostrovskaya E. Rossiiskii buddizm v oprave grazhdanskogo obshchestva // Dvadtsat' let religioznoi svobody v Rossii / pod red. A. Mala shenko, S. Filatova; Mosk. Tsentr Karnegi. M. : ROSSPEN, 2009.

3. Badmatsyrenov T.B. Sangkha i politika: politicheskie aspekty funktsionirovaniya buddiiskogo dukhovenstva Mongolii i Buryatii // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012. Vyp. 14: Filosofiya, sotsiologiya, politologiya, kul'turologiya. S. 137-143.

4. Syrtypova S.-Kh.D. Kul't bogini-khranitel'nitsy Baldan Lkhamo v tibetskom buddizme (mif, ritual, pis'mennye istochniki). M. : Vost. lit., 2003.

5. Vpervye v istorii Dalai-lama vruchil diplomy stepeni Geshema monakhinyam-vypusknitsam. URL: http://khurul.ru/2016/12/vpervye-v-istoriidalaj-lama-vruchil-diplomy-stepeni-geshema-monaxinyam-vypusknicam/

6. Torchinov E. Vvedenie v buddizm. SPb. : Amfora. TID Amfora, 2013.

7. Ostrovskaya E.A.-ml. Tibetskii buddizm. SPb. : Peterburgskoe vostokovedenie, 2002.

8. Ruegg D.S. The Temporal and Spiritual Orders in the Governance of Tibet and the so-called «Patron-Priest Relation» in Inner Asia. URL: https://www.academia.edu/10130475/Yonmchod

9. Tsyrempilov N.V. Buddizm i imperiya. Buryatskaya buddiiskaya obshchina v Rossii (XVIII - nach. XX veka). Ulan-Ude : IMBT SO RAN, 2013.

10. Garri I.R. Buddizm i politika v Tibetskom raione KNR (II polovina XX - nachalo XXI v.) / otv. red. A.M. Donets. Ulan-Ude : Izd-vo BNTs SO RAN, 2009.

11. Skrynnikova T.D. Lamaistskaya tserkov' i gosudarstvo vo Vneshnei Mongolii v XVI - nachale XX veka. Novosibirsk : Nauka, 1988.

12. Badmatsyrenov T.B., Badmatsyrenova E.L. Buddizm, gosudarstvo i pravo v Rossii: razvitie sovremennoi modeli gosudarstvenno-konfessional'nykh otnoshenii // Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii. 2016. № 4.

13. Burbank J. An Imperial Rights Regime: Law and Citizenship in the Russian Empire // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 7.3 (2006).

14. Ostrovskaya E. A. Transnatsional'naya set' tibetskogo buddizma kak instrument eskalatsii etno-religioznogo konflikta // Vestnik analitiki. № 35 (2009-1).

15. Sabirov R. Gde «tsentr» tibetskogo buddizma v sovremennom mire? // Tsyrendordzhievskie chteniya 2012 (V): Tibetskaya tsivilizatsiya i kochevye narody Evrazii: krosskul'turnye kontakty. Kiev : Poligrafist, 2012. S. 470-486.

16. Rodionov V.A. Buddizm v politicheskom protsesse postsotsialisticheskoi Mongolii // Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. Kul'turologiya. 2015. 6A.