Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2017; : 109-114

Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП: комплементарный потенциал, индифферентная реальность

Борисов Д. А.

https://doi.org/10.17223/15617793/419/14

Аннотация

Рассматриваются перспективы сопряжения российского интеграционного проекта «Евразийский экономический союз» и китайского транспортно-логистической инициативы «Экономический пояс Шелкового пути», а также общие проблемы реализации данных проектов, исходя из специфики развития мировой экономики. Автор акцентирует внимание на возможности РФ в реализации ЭПШП и ЕАЭС. В исследовании предлагаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные сценарии развития российско-китайских отношений в контексте развития ЕАЭС и ЭПШП.
Список литературы

1. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971

2. Review of Maritime Transport 2015 // Официальный сайт UNCTAD. URL: http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=1374

3. Галин А.В. Задачи совершенствования технологического процесса наземной транспортировки контейнерезированных грузов в рамках единой системы интермодальных перевозок // ТДР. 2013. № 4. С. 75-76.

4. Trade and Development Report 2015 // Официальный сайт UNCTAD. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2015_en.pdf

5. Статистические данные провинции Китая 2014 год // Официальный сайт ООО «Регионального Центра Инновационных Технологий». URL: http://rcit.su/inform-prov.html

6. Александр Волобуев. Дракон выходит из моря // Официальный сайт ИА «Лента.ру». URL: https://lenta.ru/articles/2016/03/31/sea_ports/

7. Global Competitiveness Index // Официальный сайт Давосского экономического форума. URL: http://reports.weforum.org/globalcompetitiveness-report-2015-2016/economies/#indexId=GCI&economy=RUS

8. Сonnecting to compete 2016 trade logistics in the global economy. Официальный сайт Всемирного банка . URL: http://www.worldbank.org/en/news/feature/2016/06/28/connecting-to-compete-2016-trade-logistics-in-the-global-economy

9. Проблемы и вопросы морских грузоперевозок // Морские вести России. 2015. № 3. URL: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=53343

10. Китай сообщил о завершении строительства своей части моста через Амур в ЕАО. Новостное сообщение от 18.05.16 // Официальный сайт новостного портала «Мой Благовещенск». URL: https://www.blagoveshensk.ru/news/asn/141004/

11. Аналитическая справка о российско-китайском торговом сотрудничестве в 2015 году // Официальный сайт портала внешнеэкономической информации Министерства экономического развития РФ. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/

12. Российско-китайское инвестиционное сотрудничество // Официальный сайт Торгового представительства РФ в КНР. URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment

13. Двухсторонние договоры РФ // Официальный сайт МИД РФ. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract

14. Статистические данные // Официальный сайт Росстата РФ. URL: http://www.gks.ru

15. Выступление В.В. Путина на пленарном заседании 3-го Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» от 25.09.13 // Официальный сайт Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество». URL: https://www.rgo.ru/ ru/page/vystupleniya-vv-putina-i-sk-shoygu-na-plenarnom-zasedanii-iii-mezhdunarodnogo-arkticheskogo

16. Jakobson L. Jingchao Peng China's arctic aspirations // SIPRI Policy Paper. November 2012. № 34. 36 p.

Tomsk State University Journal. 2017; : 109-114

The interaction of the Eurasian Economic Union and the Silk Road Economic Belt: complementary potential, indifferent reality

Borisov D. A.

https://doi.org/10.17223/15617793/419/14

Abstract

The article deals with the prospects of interstate cooperation in the framework of the Eurasian Economic Union (EAEU), Russia's integration project, and the Economic Belt of the Silk Road (One Belt, One Road - OBOR), a Chinese initiative of building trade land routes from Asia to Europe. The author points out that the political consensus reached on the implementation of the EAEU and the OBOR between the leaders of the two countries significantly reduces geopolitical risks in Russian-Chinese relations and clarifies the rules of regional competition in Central Asia. The paper analyzes macroeconomic challenges for Chinese and Russian projects. In particular, it is emphasized that sea transport preference in the world trade and the coastal areas dominance in the world industry require from the RF and the PRC technological, administrative and legal solutions to provide effective realization of the initiatives. Particular attention is paid to challenges for the Russian transport and logistics system, which significantly reduce the efficiency of industrial cooperation within the framework of the EAEU and limit Russian participation in the OBOR. Among the main problems of the transport and logistics system of the Russian Federation are the low quality of road and port infrastructure, excessive bureaucratization of customs clearance and state structures regulating foreign trade activities inconsistency. In this article, short-term, medium-term and long-term scenarios of Russian-Chinese cooperation are addressed through the lens of the EAEU and the OBOR interaction including foreign trade, investment cooperation and bilateral cooperation in the legal sphere analysis. It is highlighted that in a short-term perspective the most promising areas in Russian-Chinese relations are joint development of Russia's natural resources and joint meridional land transport investment to promote Russia's resources delivery to the markets along the OBOR. The most promising area for medium-term development of the economic diplomatic process between Russia and China is bilateral cooperation for developing the Arctic region and the northern sea routes. Such cooperation serves to the world trade logistic experience and has a real opportunity to become a part of the northern seaway of the OBOR. Long-term prospects depend on the pace of the national transport and logistics system problems solving in Russia. The Russian transport and logistics potential can become a powerful incentive for creating an interested and motivated Eurasian economic partnership between the Russian Federation and the continental countries of Eurasia, and also can increase the effectiveness of the Chinese Silk Road Economic Belt project.
References

1. Sovmestnoe zayavlenie Rossiiskoi Federatsii i Kitaiskoi Narodnoi Respubliki o sotrudnichestve po sopryazheniyu stroitel'stva Evraziiskogo ekonomicheskogo soyuza i Ekonomicheskogo poyasa Shelkovogo puti // Ofitsial'nyi sait Prezidenta RF. URL: http://kremlin.ru/supplement/4971

2. Review of Maritime Transport 2015 // Ofitsial'nyi sait UNCTAD. URL: http://unctad.org/en/pages/PublicationWebflyer.aspx?publicationid=1374

3. Galin A.V. Zadachi sovershenstvovaniya tekhnologicheskogo protsessa nazemnoi transportirovki konteinerezirovannykh gruzov v ramkakh edinoi sistemy intermodal'nykh perevozok // TDR. 2013. № 4. S. 75-76.

4. Trade and Development Report 2015 // Ofitsial'nyi sait UNCTAD. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/tdr2015_en.pdf

5. Statisticheskie dannye provintsii Kitaya 2014 god // Ofitsial'nyi sait OOO «Regional'nogo Tsentra Innovatsionnykh Tekhnologii». URL: http://rcit.su/inform-prov.html

6. Aleksandr Volobuev. Drakon vykhodit iz morya // Ofitsial'nyi sait IA «Lenta.ru». URL: https://lenta.ru/articles/2016/03/31/sea_ports/

7. Global Competitiveness Index // Ofitsial'nyi sait Davosskogo ekonomicheskogo foruma. URL: http://reports.weforum.org/globalcompetitiveness-report-2015-2016/economies/#indexId=GCI&economy=RUS

8. Sonnecting to compete 2016 trade logistics in the global economy. Ofitsial'nyi sait Vsemirnogo banka . URL: http://www.worldbank.org/en/news/feature/2016/06/28/connecting-to-compete-2016-trade-logistics-in-the-global-economy

9. Problemy i voprosy morskikh gruzoperevozok // Morskie vesti Rossii. 2015. № 3. URL: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=53343

10. Kitai soobshchil o zavershenii stroitel'stva svoei chasti mosta cherez Amur v EAO. Novostnoe soobshchenie ot 18.05.16 // Ofitsial'nyi sait novostnogo portala «Moi Blagoveshchensk». URL: https://www.blagoveshensk.ru/news/asn/141004/

11. Analiticheskaya spravka o rossiisko-kitaiskom torgovom sotrudnichestve v 2015 godu // Ofitsial'nyi sait portala vneshneekonomicheskoi informatsii Ministerstva ekonomicheskogo razvitiya RF. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/cn/cn_ru_relations/cn_ru_trade/

12. Rossiisko-kitaiskoe investitsionnoe sotrudnichestvo // Ofitsial'nyi sait Torgovogo predstavitel'stva RF v KNR. URL: http://www.russchinatrade.ru/ru/ru-cn-cooperation/investment

13. Dvukhstoronnie dogovory RF // Ofitsial'nyi sait MID RF. URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/international_contracts/2_contract

14. Statisticheskie dannye // Ofitsial'nyi sait Rosstata RF. URL: http://www.gks.ru

15. Vystuplenie V.V. Putina na plenarnom zasedanii 3-go Mezhdunarodnogo arkticheskogo foruma «Arktika - territoriya dialoga» ot 25.09.13 // Ofitsial'nyi sait Vserossiiskoi obshchestvennoi organizatsii «Russkoe geograficheskoe obshchestvo». URL: https://www.rgo.ru/ ru/page/vystupleniya-vv-putina-i-sk-shoygu-na-plenarnom-zasedanii-iii-mezhdunarodnogo-arkticheskogo

16. Jakobson L. Jingchao Peng China's arctic aspirations // SIPRI Policy Paper. November 2012. № 34. 36 p.