Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2016; : 28-33

«Неканоническое поведение» священников переселенческих приходов: причины и специфика

Ворошилова А. С.

https://doi.org/ 10.17223/15617793/403/5

Аннотация

Тема девиации приходского духовенства интересует все большее число исследователей истории повседневности. Тем не менее в сибирской историографии причины формирования поведенческих стратегий священнослужителей, не отвечающих общепринятым нормам, не выделялись в специальную тему. В настоящей статье предпринята попытка восполнить пробел с помощью материалов по истории сибирских переселенческих приходов и выяснить, влияла ли специфика служения в условиях переселения на неканоническое поведение священнослужителей.
Список литературы

1. Скульмовская Л.Г., Назарова Н.В. Повседневность как культурно-историческая категория // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 97-100.

2. Радугина О.А. Повседневность как сфера микросоциальных отношений жизни личности // Научный Вестник Воронежского государ ственного архитектурно-строительного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2015. № 1 (5). С. 55-60.

3. Белова Н.В. Провинциальное духовенство в конце XVIII - начале XX в.: быт и нравы сословия : на материалах Ярославской епархии : автореф. дис.. канд. ист. наук. Ярославль, 2008. 22 с.

4. Белоногова Ю.И. Приходское духовенство Московской епархии в начале XX века и крестьянский мир : дис.. канд. ист. наук. М., 2006. 203 с.

5. Мухин И.Н. приходское духовенство в конце XVIII - начале XX в.: По материалам Егорьевского уезда Рязанской епархии : автореф. дис.. канд. ист. наук. М., 2006. 18 с.

6. Юрганова И.И. Якутская духовная консистория (история становления и деятельности, 1870-1919 гг.) : дис.. канд. ист. наук. Якутск, 2003. 236 с.

7. Караваева Е.В. Подготовка священнослужителей к оказанию санитарной и медицинской помощи сельскому населению в конце XIX начале XX в. (на примере Томской епархии) // Известия Алтайского государственного университета. 2009. № 4-1. С. 96-100.

8. Скутнев А.В. Приходское духовенство: особенности менталитета и неканоническое поведение (вторая половина XIX - начало XX в.) // Новый исторический вестник. 2007. № 16. С. 63-77.

9. Леонтьева Т.Г. Жил-был поп.. Духовенство в российской повседневности // Родина. 1999. № 11. С. 42-47.

10. Васильева А.В. Социокультурный облик православного духовенства в Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. : дис.. канд. ист. наук. Омск, 2015. 261 с.

11. Павлушков А.Р. Проблема изучения правонарушений православного духовенства в отечественной историографии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. 2014. № 2. С. 13-20.

12. Батурина Т.В. РПЦ и крестьянские переселения в Сибирь на рубеже XIX - XX вв. : дис.. канд. ист. наук. Новосибирск, 1999. 204 с.

13. Устьянцева О.Н. Томская епархия в конце XIX - начале XX века. : дис.. канд. ист. наук. Кемерово, 2003. 259 с.

14. Леонтьева Т.Г. Жизнь и переживания сельского священника // Социальная история : ежегодник. М., 2000. С. 34-57.

15. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 2910.

16. ГАТО. Ф. 170. Оп. 1. Д. 3428.

17. Dutchak E.E. Orthodox Tradition in the Soviet Time: Factors of Continuity // Былые годы. Российский исторический журнал. 2014. № 4 (34). С. 686-691.

18. ГАТО Ф-239. Оп. 9. Д. 26.

19. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. М. : Республика, 1995. 511 с.

20. Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 534 с.

Tomsk State University Journal. 2016; : 28-33

Noncanonical conduct" of clergy of migrants' parishes: causes and specifics

Voroshilova A. S.

https://doi.org/ 10.17223/15617793/403/5

Abstract

Many researchers of the history of everyday life are interested in the topic of deviation of the parochial clergy. However, in the Siberian historiography, reasons for the formation of conduct strategies of the clergy that do not meet generally accepted standards did not become a separate theme. In the framework of general research, scholars focus their attention on the study of the reconstruction of the socio-cultural image of the Siberian priest, on the description of the Tomsk diocese and the Church's participation in the organization of the parochial life of the resettlers. It is worth noting that at present the issues of the specificity of clergy service in the Siberian region, the impact of the resettlement process and the general socio-cultural changes in society reflected in the activities of the clergy and their social position are well documented, but the connection of these complex questions with the causes of deviant behavior is still not adequately studied. This paper attempts to fill this gap with the help of materials on the history of Siberian parochial migrants and will attempt to study whether the specificity of service influenced the noncanonical behavior of priests in the context of migrants' resettlement. The question of deviation among the rural clergy is quite complicated, controversial and requires an examination of the whole complex of causes and events, the accuracy of which on the basis of available sources of information is often difficult to establish. At the same time, there are undeniable objective factors that influence the behavior of clergymen at the beginning of service. In this sense, when considering the causes of deviant behavior among the rural clergy of the Tomsk diocese and resettled villages in particular, some features can be allocated: a) the specificity of the profession with a bilateral control: total by the diocese authorities and social from the congregation; b) the change in the status of the clergy in the eyes of believers who began to perceive the priest not as the priest of the parish, but as a necessary attribute to meet their spiritual needs; c) the degradation of educational qualifications among the clergy and the low-quality training; d) the lack of financial resources for adequate material support of the rural clergy. Tomsk diocesan authorities had high hopes for the parochial clergy as a mediator in influencing the Orthodox and non-Orthodox resettled population. In addition, the temporal power hoped to solve some problems and manage the newly established settlements with the help of the priest. In this situation, one can speak of the "versatility" and "multifunctionality" of rural priests in migrants' parishes, which increased their physical and psychological burden and their need in special support from the state and the supreme ecclesiastical authority that was very negligible in reality.
References

1. Skul'movskaya L.G., Nazarova N.V. Povsednevnost' kak kul'turno-istoricheskaya kategoriya // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. № 12. S. 97-100.

2. Radugina O.A. Povsednevnost' kak sfera mikrosotsial'nykh otnoshenii zhizni lichnosti // Nauchnyi Vestnik Voronezhskogo gosudar stvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Ser. Sotsial'no-gumanitarnye nauki. 2015. № 1 (5). S. 55-60.

3. Belova N.V. Provintsial'noe dukhovenstvo v kontse XVIII - nachale XX v.: byt i nravy sosloviya : na materialakh Yaroslavskoi eparkhii : avtoref. dis.. kand. ist. nauk. Yaroslavl', 2008. 22 s.

4. Belonogova Yu.I. Prikhodskoe dukhovenstvo Moskovskoi eparkhii v nachale XX veka i krest'yanskii mir : dis.. kand. ist. nauk. M., 2006. 203 s.

5. Mukhin I.N. prikhodskoe dukhovenstvo v kontse XVIII - nachale XX v.: Po materialam Egor'evskogo uezda Ryazanskoi eparkhii : avtoref. dis.. kand. ist. nauk. M., 2006. 18 s.

6. Yurganova I.I. Yakutskaya dukhovnaya konsistoriya (istoriya stanovleniya i deyatel'nosti, 1870-1919 gg.) : dis.. kand. ist. nauk. Yakutsk, 2003. 236 s.

7. Karavaeva E.V. Podgotovka svyashchennosluzhitelei k okazaniyu sanitarnoi i meditsinskoi pomoshchi sel'skomu naseleniyu v kontse XIX nachale XX v. (na primere Tomskoi eparkhii) // Izvestiya Altaiskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 4-1. S. 96-100.

8. Skutnev A.V. Prikhodskoe dukhovenstvo: osobennosti mentaliteta i nekanonicheskoe povedenie (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) // Novyi istoricheskii vestnik. 2007. № 16. S. 63-77.

9. Leont'eva T.G. Zhil-byl pop.. Dukhovenstvo v rossiiskoi povsednevnosti // Rodina. 1999. № 11. S. 42-47.

10. Vasil'eva A.V. Sotsiokul'turnyi oblik pravoslavnogo dukhovenstva v Zapadnoi Sibiri v kontse XIX - nachale XX v. : dis.. kand. ist. nauk. Omsk, 2015. 261 s.

11. Pavlushkov A.R. Problema izucheniya pravonarushenii pravoslavnogo dukhovenstva v otechestvennoi istoriografii // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser. Gumanitarnye i sotsial'nye nauki. 2014. № 2. S. 13-20.

12. Baturina T.V. RPTs i krest'yanskie pereseleniya v Sibir' na rubezhe XIX - XX vv. : dis.. kand. ist. nauk. Novosibirsk, 1999. 204 s.

13. Ust'yantseva O.N. Tomskaya eparkhiya v kontse XIX - nachale XX veka. : dis.. kand. ist. nauk. Kemerovo, 2003. 259 s.

14. Leont'eva T.G. Zhizn' i perezhivaniya sel'skogo svyashchennika // Sotsial'naya istoriya : ezhegodnik. M., 2000. S. 34-57.

15. GATO. F. 170. Op. 1. D. 2910.

16. GATO. F. 170. Op. 1. D. 3428.

17. Dutchak E.E. Orthodox Tradition in the Soviet Time: Factors of Continuity // Bylye gody. Rossiiskii istoricheskii zhurnal. 2014. № 4 (34). S. 686-691.

18. GATO F-239. Op. 9. D. 26.

19. Pospelovskii D.V. Russkaya pravoslavnaya tserkov' v XX veke. M. : Respublika, 1995. 511 s.

20. Florovskii G. prot. Puti russkogo bogosloviya. Vil'nyus, 1991. 534 s.