Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2017; : 136-143

История архитектуры в зеркале истории коммуникативного пространства

Чапля Т. В.

https://doi.org/10.17223/15617793/415/19

Аннотация

Представлена история развития архитектурного пространства в связи с историей формирования способов взаимодействия человека с миром и с самим собой. Показано, как человек организовывал свое пространство на уровне вписывания его в природу в древности, вычленяя и поднимая вверх в эпоху Средних веков, осваивал пространство по законам линейной перспективы в эпоху Возрождения, по законам бесконечности - в период барокко, в зависимости от функциональной необходимости, - в Новейшее время, связанное с возникновением в XIX-XX вв. понятия свободного пространства в архитектуре.
Список литературы

1. Ritual as method of social memory content transfer [Electronic resource] / A. N. Utkina [et ai.] // SHS Web of Conferences. Les Ulis : EDP Scieces, 2016. Vol. 28: Research Paradigms Transformation in Social Sciences (RPTSS 2015). [01142, 5 p.]. Title screen. URL: http://dx.doi.org/10.1051/ shsconf/20162801142 http:// earchive.tpu.ru/handle/11683/33045

2. Ревзин Г. Очерки по философии архитектурной формы. М. : ОГИ, 2002. 132 с.

3. Тихомирова Е.Е., Чжао Цзиннань. Когда жилище становится домом: универсальные культурные смыслы китайской традиции // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2012. Т. 7, № 3. С. 98-103.

4. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. М. : Центрполиграф, 2003. Т. 1. 400 с.

5. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. М. : Центрполиграф, 2003. Т. 2. 540 с.

6. Видеркер В.В. Роль символистской теории соответствий в развитии ассоциативного мышления у студентов педагогического вуза // Си бирский педагогический журнал. 2014. № 2. С. 88-92.

7. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М. : Искусство, 1984. 285 с.

8. Виолле-ле-Дюк Э.Э. Жизнь и развлечения в Средние века // Культура Средних веков в памятниках исторической мысли Франции. СПб. : Евразия, 1997. 384 с.

9. Харламов А.В. Коммуникативные аспекты формирования религиозной идентичности // Восток - Запад: проблемы взаимодействия : ма териалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф., посвящ. 50-летию со дня рождения Максима Юрьевича Брандта. Новосибирский государственный педагогический университет / под ред. К.Б. Умбрашко. Новосибирск : Новосиб. гос. пед. ун-т, 2011. С. 165173.

10. Ротенберг Е.И. Искусство готической эпохи. Система художественных видов. М. : Искусство, 2001. 125 с.

11. Данилова И.Е. Итальянский город XV века: реальность, миф, образ. М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2000. 253 с.

12. Сидорчук О.Н. Сибирские ярмарки как культурно-зрелищные центры (XIX - начало XX в.) // Между прошлым и будущим. Вопросы истории и исторического образования : сб. науч. и публиц. тр. / под ред. В. А. Зверева. Новосибирск : Изд-во Новосиб. пед. ун-та, 2000. С. 65-78.

13. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. Т. 5 : Архитектура Западной Европы XV-XVI вв. Эпоха Возрождения. М., 1967. 675 с.

14. Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами. М. : Астрель ; АСТ, 2002. 160 с.

15. Локтев В.И. Барокко от Микеланджело до Гварини (проблема стиля) : учеб. пособие. М. : Архитектура, 2004. 496 с.

16. Виолле-ле-Дюк Э Э. Беседы б архитектуре. М. : Изд-во Всесоюз. акад. архитектуры, 1938. Т. 2. 348 с.

17. Гидион Зигфрид. Пространство, время, архитектура. М. : Стройиздат, 1984. 455 с.

18. Юхнева Е.Д. Петербургские доходные дома. Очерки из истории быта. М. : Центрполиграф, 2008. 368 с.

19. Всеобщая история архитектуры : в 12 т. Т. 10 : Архитектура XIX - начала XX в. М. : Изд-во лит. по строительству, 1972. 591 с.

Tomsk State University Journal. 2017; : 136-143

History of architecture in the mirror of the communicative space history

Chaplya T. V.

https://doi.org/10.17223/15617793/415/19

Abstract

The aim of the article is to analyze the structure development dynamics of the architectural space in the context of communication theory and to research the relation of methods and forms of the architectural space structure to the direction of the dominant type of communication at a certain historical stage of society development. Since architecture is the place of man's living and acting, it can be viewed as a type of a communicative space. Its formation begins with the outlining of the profane and sacred spheres of space. It determines the direction of the further evolution of architecture. The communicative architectural space is developing in the course of further segmentation of the inner structure of buildings and their height growth, creating constructions that would tower over the surrounding landscape. In the Middle Ages a strictly hierarchical and symbolic space appears, giving the communication a vertical direction: from bottom to top. This principle finds its expression in the space structure of the religious architecture. During the Renaissance, the space organization becomes horizontal. It is the first time when we see the formation of the private space: the separation of the family members' and the public territories; the latter moves from the cathedral to the town square. The Modern Era's architectural space structure is formed under the influence of the first scientific revolution, geographical discoveries and changes in the political life. The concept of an infinite space appears. Unlike the Renaissance space organized according to the laws of linear perspective and architectural order, which suggested a strict system of proportions, the 16th-century Baroque bases on the active position of the viewer, who becomes a participant of the infinite space formation. The 19th century divides the architectural space into working and living areas, thus dramatically changing the structure of living quarters. The discovery of optics at the beginning of the 20th century leads to the refusal from a single point of view on the space structure and to an unrestricted placement of elements in the building. As a result, the concept of mutual penetration of external and internal spaces starts forming. In architecture, it is expressed in the appearance of internal and external space free planning. The author comes to a conclusion that throughout history we can observe changes in the structure of the communicative architectural space expressed in the transformations of interaction directions. In the Ancient Times the predominant horizontal direction reflects the syncretism of relations between nature and society. The vertical direction of the Middle Ages shows man's pursuit of God. Then comes the horizontal direction again, connected with anthropocentrism, but aimed outside, at other people; and the horizontal one in the modern culture aimed inside oneself, as a reflection of the introspection tendency.
References

1. Ritual as method of social memory content transfer [Electronic resource] / A. N. Utkina [et ai.] // SHS Web of Conferences. Les Ulis : EDP Scieces, 2016. Vol. 28: Research Paradigms Transformation in Social Sciences (RPTSS 2015). [01142, 5 p.]. Title screen. URL: http://dx.doi.org/10.1051/ shsconf/20162801142 http:// earchive.tpu.ru/handle/11683/33045

2. Revzin G. Ocherki po filosofii arkhitekturnoi formy. M. : OGI, 2002. 132 s.

3. Tikhomirova E.E., Chzhao Tszinnan'. Kogda zhilishche stanovitsya domom: universal'nye kul'turnye smysly kitaiskoi traditsii // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. T. 7, № 3. S. 98-103.

4. Brunov N.I. Ocherki po istorii arkhitektury. M. : Tsentrpoligraf, 2003. T. 1. 400 s.

5. Brunov N.I. Ocherki po istorii arkhitektury. M. : Tsentrpoligraf, 2003. T. 2. 540 s.

6. Viderker V.V. Rol' simvolistskoi teorii sootvetstvii v razvitii assotsiativnogo myshleniya u studentov pedagogicheskogo vuza // Si birskii pedagogicheskii zhurnal. 2014. № 2. S. 88-92.

7. Gurevich A.Ya. Kategorii srednevekovoi kul'tury. M. : Iskusstvo, 1984. 285 s.

8. Violle-le-Dyuk E.E. Zhizn' i razvlecheniya v Srednie veka // Kul'tura Srednikh vekov v pamyatnikakh istoricheskoi mysli Frantsii. SPb. : Evraziya, 1997. 384 s.

9. Kharlamov A.V. Kommunikativnye aspekty formirovaniya religioznoi identichnosti // Vostok - Zapad: problemy vzaimodeistviya : ma terialy Vseros. (s mezhdunar. uchastiem) nauch.-prakt. konf., posvyashch. 50-letiyu so dnya rozhdeniya Maksima Yur'evicha Brandta. Novosibirskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet / pod red. K.B. Umbrashko. Novosibirsk : Novosib. gos. ped. un-t, 2011. S. 165173.

10. Rotenberg E.I. Iskusstvo goticheskoi epokhi. Sistema khudozhestvennykh vidov. M. : Iskusstvo, 2001. 125 s.

11. Danilova I.E. Ital'yanskii gorod XV veka: real'nost', mif, obraz. M. : Ros. gos. gumanit. un-t, 2000. 253 s.

12. Sidorchuk O.N. Sibirskie yarmarki kak kul'turno-zrelishchnye tsentry (XIX - nachalo XX v.) // Mezhdu proshlym i budushchim. Voprosy istorii i istoricheskogo obrazovaniya : sb. nauch. i publits. tr. / pod red. V. A. Zvereva. Novosibirsk : Izd-vo Novosib. ped. un-ta, 2000. S. 65-78.

13. Vseobshchaya istoriya arkhitektury : v 12 t. T. 5 : Arkhitektura Zapadnoi Evropy XV-XVI vv. Epokha Vozrozhdeniya. M., 1967. 675 s.

14. Dassa F. Barokko. Arkhitektura mezhdu 1600 i 1750 godami. M. : Astrel' ; AST, 2002. 160 s.

15. Loktev V.I. Barokko ot Mikelandzhelo do Gvarini (problema stilya) : ucheb. posobie. M. : Arkhitektura, 2004. 496 s.

16. Violle-le-Dyuk E E. Besedy b arkhitekture. M. : Izd-vo Vsesoyuz. akad. arkhitektury, 1938. T. 2. 348 s.

17. Gidion Zigfrid. Prostranstvo, vremya, arkhitektura. M. : Stroiizdat, 1984. 455 s.

18. Yukhneva E.D. Peterburgskie dokhodnye doma. Ocherki iz istorii byta. M. : Tsentrpoligraf, 2008. 368 s.

19. Vseobshchaya istoriya arkhitektury : v 12 t. T. 10 : Arkhitektura XIX - nachala XX v. M. : Izd-vo lit. po stroitel'stvu, 1972. 591 s.