Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2016; : 73-77

Роль общественности в деле развития среднего образования Восточной Сибири в XIX - начале ХХ в.

Мамкина И. Н.

https://doi.org/10.17223/15617793/412/12

Аннотация

Рассматривается история общественного участия в области среднего образования Восточной Сибири в XIX - начале ХХ в. Обобщены сведения о средних учебных заведениях. Выявлены особенности правового регулирования системы среднего образования на окраинах страны. На основе архивных документов впервые введены в научный оборот сведения о попечительстве в гимназиях и реальных училищах Восточной Сибири. Определена форма общественного участия в развитии системы. Оценена роль общественности в развитии среднего образования.
Список литературы

1. Веселовский Б.Б. История земства за 40 лет. СПб. : Изд-во О.Н. Поповой, 1909. Т. 1. 249 с.

2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М. : Изд-во Академии пед. наук, 1948. Т. 3. 695 с.

3. Чарнолуский В. Итоги общественной мысли в области образования. СПб., 1906.

4. Фальборк Г., Чарнолуский В. Народное образование в России. СПб., 1899.

5. Чехов Н.В. Народное образование с 60-х годов XIX века. С рисунками и таблицами. М. : Польза, 1912. 224 с.

6. Мединский Е.Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества : в 3 т. М. : Работник просвещения, 1929.

7. Свадковский П.Ф. Рабочая книга по истории педагогики. М., 1930. 503 с.

8. Днепров Э.Д. Советская историография отечественной школы и педагогики. 1918-1977. Проблемы, тенденции перспективы. М., 1981. 90 с.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР кон. XIX - нач. ХХ вв. / под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина и др. М. : Педагогика, 1991. 448 с.

10. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. М. : Педагогика, 1975. 218 с.

11. Панчуков А. П. История начальной и средней школы Восточной Сибири. Улан-Удэ : Бурят. книж. изд-во, 1956. 512 с.

12. Михайлова М.В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России: середина XIX - начало XX века. М. : ИТПиМИ в образовании РАО, 1993. 163 с.

13. Тибиев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России конца XIX - начала ХХ вв. : дис.. д-ра пед. наук. М. 1991 г.

14. Абрамов В.Ф. Земство, народное образование и просвещение // Вопросы истории. 1998. № 8. С. 44-60.

15. Федорова Н.М. Становление государственно-общественного управления школьным образованием в России : дис.. д-ра пед. наук. СПб., 2010.

16. Гузенко Е.С. Благотворительность в системе образования конца XIX - начала ХХ в.: На материалах Казанской, Симбирской и Саратовской губерний : автореф. дис.. канд. ист. наук. Саратов, 2002.

17. Корупаев А.Е. Русская культура и меценаты в конце XIX и в начале XX веков. М., 1994.

18. Фирсов М.В. Социальная работа в России: Теория, история, общественная практика : автореф. дис.. д-ра ист. наук. М., 1997.

19. Евреинов В.А. Гражданское чинопроизводство в России. СПб., 1887. С. 23.

20. Богуславский М.В. Реформы российского образования как глобальный проект // Вопросы образования. 2006. № 3. С. 5-21.

21. Гагемейстер. Статистическое обозрение Сибири. СПб., 1854. Ч. 3. С. 100.

22. Уставы ученых и учреждений и учебных заведений // Свод законов Российской империи. СПб., 1893. Т. XI, ч. 1. С. 16.

23. Государственный архив Иркутской области. Ф. 63. Оп. 5. Д. 13.

24. Делеско Ю. Памятная книжка (вторая) Восточно-Сибирского учебного округа, составленная по сведениям к 1-му января 1881 г. Иркутск : Типография Восточно-Сибирского военного округа, 1881. 347 с.

Tomsk State University Journal. 2016; : 73-77

The role of the public in East Siberian secondary education development in the 19th - early 20th centuries

Mamkina I. N.

https://doi.org/10.17223/15617793/412/12

Abstract

The article considers the issue of public participation in secondary education development in Eastern Siberia in the 19th - the beginning of the 20th centuries. The historiographical analysis showed the ambiguous view on public participation in pre-revolutionary works and the lack of a complex research in modern ones. For the research purpose the author made an attempt of determining the public participation role in secondary education development. By using the system analysis and retrospective and comparative-historical methods, the author determined the secondary education structure, forms of interaction between the public, the school and the state, analyzed the development of the legal framework regulating the high school advancement. By using the Russian Empire legal acts, the author described the legal status of society as an education system participant on the basis of its joint financing and public participation organizational forms presented by honorable and school trustees' boards. On the basis of the Irkutsk Oblast State Archive materials, the author found that the organization of public participation in secondary education development in Eastern Siberia had regional differences due to the economic and social features of the eastern periphery. The lack of district bodies caused the lack of school councils. The author paid attention to the state's conservative policy in the region regarding male secondary education and public participation mechanism restriction. The data on public participation in the organization and activities of male gymnasium parallel classes and private educational institutions as a way to overcome conservatism were first introduced into the scientific circulation. Analyzing the authorities' position concerning female gymnasium education development issues, the author noted its liberal nature. Public participation in female education was supported by the authorities. Thirteen female gymnasiums and three pro-gymnasiums were opened from 1870 to 1917. When comparing statistical data, the author found that in the field of male education in the second half of the 19th century only four state educational institutions - two gymnasiums and two real schools - were opened. Due to the trustees' boards assistance, the number of female gymnasiums was twice as big as of secondary male educational institutions. To sum up, the author drew a conclusion that trustees and trustees' boards became the main organizational form of public participation in secondary education development in Eastern Siberia. Their activities facilitated the development and showed public participation efficiency by the example of female gymnasium development dynamics.
References

1. Veselovskii B.B. Istoriya zemstva za 40 let. SPb. : Izd-vo O.N. Popovoi, 1909. T. 1. 249 s.

2. Ushinskii K.D. Sobranie sochinenii. M. : Izd-vo Akademii ped. nauk, 1948. T. 3. 695 s.

3. Charnoluskii V. Itogi obshchestvennoi mysli v oblasti obrazovaniya. SPb., 1906.

4. Fal'bork G., Charnoluskii V. Narodnoe obrazovanie v Rossii. SPb., 1899.

5. Chekhov N.V. Narodnoe obrazovanie s 60-kh godov XIX veka. S risunkami i tablitsami. M. : Pol'za, 1912. 224 s.

6. Medinskii E.N. Istoriya pedagogiki v svyazi s ekonomicheskim razvitiem obshchestva : v 3 t. M. : Rabotnik prosveshcheniya, 1929.

7. Svadkovskii P.F. Rabochaya kniga po istorii pedagogiki. M., 1930. 503 s.

8. Dneprov E.D. Sovetskaya istoriografiya otechestvennoi shkoly i pedagogiki. 1918-1977. Problemy, tendentsii perspektivy. M., 1981. 90 s.

9. Ocherki istorii shkoly i pedagogicheskoi mysli narodov SSSR kon. XIX - nach. KhKh vv. / pod red. E.D. Dneprova, S.F. Egorova, F.G. Panachina i dr. M. : Pedagogika, 1991. 448 s.

10. Panachin F.G. Pedagogicheskoe obrazovanie v SSSR. M. : Pedagogika, 1975. 218 s.

11. Panchukov A. P. Istoriya nachal'noi i srednei shkoly Vostochnoi Sibiri. Ulan-Ude : Buryat. knizh. izd-vo, 1956. 512 s.

12. Mikhailova M.V. Obshchestvennye pedagogicheskie i prosvetitel'nye organizatsii dorevolyutsionnoi Rossii: seredina XIX - nachalo XX veka. M. : ITPiMI v obrazovanii RAO, 1993. 163 s.

13. Tibiev B.K. Pravitel'stvennaya politika v oblasti obrazovaniya i obshchestvenno-pedagogicheskoe dvizhenie v Rossii kontsa XIX - nachala KhKh vv. : dis.. d-ra ped. nauk. M. 1991 g.

14. Abramov V.F. Zemstvo, narodnoe obrazovanie i prosveshchenie // Voprosy istorii. 1998. № 8. S. 44-60.

15. Fedorova N.M. Stanovlenie gosudarstvenno-obshchestvennogo upravleniya shkol'nym obrazovaniem v Rossii : dis.. d-ra ped. nauk. SPb., 2010.

16. Guzenko E.S. Blagotvoritel'nost' v sisteme obrazovaniya kontsa XIX - nachala KhKh v.: Na materialakh Kazanskoi, Simbirskoi i Saratovskoi gubernii : avtoref. dis.. kand. ist. nauk. Saratov, 2002.

17. Korupaev A.E. Russkaya kul'tura i metsenaty v kontse XIX i v nachale XX vekov. M., 1994.

18. Firsov M.V. Sotsial'naya rabota v Rossii: Teoriya, istoriya, obshchestvennaya praktika : avtoref. dis.. d-ra ist. nauk. M., 1997.

19. Evreinov V.A. Grazhdanskoe chinoproizvodstvo v Rossii. SPb., 1887. S. 23.

20. Boguslavskii M.V. Reformy rossiiskogo obrazovaniya kak global'nyi proekt // Voprosy obrazovaniya. 2006. № 3. S. 5-21.

21. Gagemeister. Statisticheskoe obozrenie Sibiri. SPb., 1854. Ch. 3. S. 100.

22. Ustavy uchenykh i uchrezhdenii i uchebnykh zavedenii // Svod zakonov Rossiiskoi imperii. SPb., 1893. T. XI, ch. 1. S. 16.

23. Gosudarstvennyi arkhiv Irkutskoi oblasti. F. 63. Op. 5. D. 13.

24. Delesko Yu. Pamyatnaya knizhka (vtoraya) Vostochno-Sibirskogo uchebnogo okruga, sostavlennaya po svedeniyam k 1-mu yanvarya 1881 g. Irkutsk : Tipografiya Vostochno-Sibirskogo voennogo okruga, 1881. 347 s.