Журналов:     Статей:        

Вестник Томского государственного университета. 2018; : 108-112

Отражение в китайской иероглифической письменности разделения труда традиционной семьи

Ван Г.

Аннотация

Рассматривается семантика китайской иероглифической письменности и отдельных иероглифов, связанных с семейно-брачными отношениями и разделением труда в традиционном Китае. На основе анализа структуры иероглифов делается вывод об их эволюции, которая определялась социально-экономическими и идеологическими изменения в китайском обществе и культуре. Являясь важнейшей частью китайской традиционной культуры, иероглифическая письменность отражала особенности картины мира и менталитета китайцев.
Список литературы

1. $S)> ttS^^SifiS [М].Л2Йт: ЛЗШЯЙЙЙ, 1996, f216 I, Сун Юнпэй. Систета «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы» ( ТЙЙЙ^) , и древнейшая китайская история. [М]. Наньнин, Гуанси : Гуансиское образовательное изд-во, 1996. 283 с.

2. Цуй Шухуа. объяснение значения иероглифов по их чтению в словаре «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы» [М] Пекин : Изд-во Пекин. пед. ун-та, 2000. 585 с.

3. ЙЙ)) 1933. f 1 I, Чэн Шудэ. «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы» «ШЙЙ??». Тема изучения древности. [М]. Пекин. : Коммерческое изд-во, 1993. 98 с.

4. URL: http://shuowen.xpcha.com/30dh09cts8n.html (дата обращения: 22.02.2018).

5. URL: http://so.gushiwen.org/shiwenv_15a6e1f7b84a.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

6. (( Ш5М}>. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_3138.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

7. йг5Ш: ( ^ЙЙЯЦЙЙ 1981^ffii Дуань Юйцань. Комметария Словаря «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы». Шанхай : Шанхайское издание древних книг, 1981.

8. URL: http://shuowen.xpcha.com/5b1hf8d658o.html (дата обращения: 22.02.2018).

9. URL: http://so.gushiwen.org/view_1.aspx (дата обращения: 24.02.2018).

10. URL: http://shuowen.xpcha.com/5b1hf8d658o.html (дата обращения: 22.02.2018).

11. (. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_3138.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

12. URL: http://shuowen.xpcha.com/30dh09cts8n.html (дата обращения: 22.02.2018).

13. Чжоуские ритуалы. Тайцзай (фамилия). («Книга этикета» эпохи Чжоу). URL: http://www.gushiwen.or g/guwen/zhouli.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

14. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_19.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

15. [J] 2009 ^f12fflf?0-92I. Сан Бин. Анализ первоначального значения иероглифа «Ш (Гуй, дьявол)». [J] научное исследование. 2009. № 12.

16. ШФ^: ( fSSW ИЛ($^!ЩЙЙ1998^№; Сюй Чжуншу: «Словарь цзягувэнь, гадательные надписи на костях и черепашьих панцирях» Сычуаньское словарное изд-во, 1998.

17. i^Sffi^) 1963^12ЯЖ_№ Сюй Шэнь. Словарь «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы». Фотолитографическое издание Китайского книгоиздательства, первое издание: декабрь 1963. 327 c.

18. 宋宋宋.《 甲说 》 体体体体体体体体 [M].广广广广: 广广广广广广广,1996,第 216 页,Сун Юнпэй. Систета «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы» 《 甲文字 说 》 , и древнейшая китайская история. [M]. Наньнин, Гуанси : Гуансиское образовательное изд-во, 1996. 283 c.

19. 崔崔华.说甲文字解 解解 训 [M].北北: 北北 北北北广广广 师 ,2000.第9页,Цуй Шухуа. объяснение значения иероглифов по их чтению в словаре «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы» [M] Пекин : Изд-во Пекин. пед. ун-та, 2000. 585 c.

20. 程 程树 .《 甲说 》 稽体稽[M].北北: 商 商务 书务,1933. 第 1 页。 Чэн Шудэ. «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы» «说甲文字». Тема изучения древности. [M]. Пекин. : Коммерческое изд-во, 1993. 98 с.

21. URL: http://shuowen.xpcha.com/30dh09cts8n.html (дата обращения: 22.02.2018).

22. URL: http://so.gushiwen.org/shiwenv_15a6e1f7b84a.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

23. 《 礼记•曲礼》 . URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_3138.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

24. 段段段: 《 甲文字文 说 》 体上体上广广广,1981年广. Дуань Юйцань. Комметария Словаря «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы». Шанхай : Шанхайское издание древних книг, 1981.

25. URL: http://shuowen.xpcha.com/5b1hf8d658o.html (дата обращения: 22.02.2018).

26. URL: http://so.gushiwen.org/view_1.aspx (дата обращения: 24.02.2018).

27. URL: http://shuowen.xpcha.com/5b1hf8d658o.html (дата обращения: 22.02.2018).

28. 《 礼记•曲礼》 . URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_3138.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

29. URL: http://shuowen.xpcha.com/30dh09cts8n.html (дата обращения: 22.02.2018).

30. Чжоуские ритуалы. Тайцзай (фамилия). («Книга этикета» эпохи Чжоу). URL: http://www.gushiwen.or g/guwen/zhouli.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

31. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_19.aspx (дата обращения: 22.02.2018).

32. 桑桑:“鬼”字字字字 字 字 义 义 [J] 北 解解 术 2009 年第12期第 90-92页. Сан Бин. Анализ первоначального значения иероглифа «鬼 (Гуй, дьявол)». [J] научное исследование. 2009. № 12.

33. 徐体徐: 《 甲甲甲字甲》 四四四 广广广 书 1998年广. Сюй Чжуншу: «Словарь цзягувэнь, гадательные надписи на костях и черепашьих панцирях» Сычуаньское словарное изд-во, 1998.

34. 许慎:《 甲文字 说 》 体 中中商中 华书 ,1963年12月第月广. Сюй Шэнь. Словарь «Происхождение китайских иероглифов», т.е. «Шовэнь цзецзы». Фотолитографическое издание Китайского книгоиздательства, первое издание: декабрь 1963. 327 c.

Tomsk State University Journal. 2018; : 108-112

Reflection of the division of labor within a traditional family in the Chinese hieroglyphic writing

Wang G.

Abstract

This article poses the problem of identifying the semantic content of Chinese hieroglyphs related to family relations and reflected on the division of labor within traditional Chinese society. In a historical context, the connection between Chinese hieroglyphic writing and traditional culture is examined based on the comments of early inscriptions made on bones and tortoiseshells in the period of Jiaguan (f'S, 14th-11th centuries BC). The author analyzes the structure of the oldest hieroglyphs - terms related to the division of labor. Originating in the second millennium BC, Chinese characters continued to evolve; they reflected the socio-economic and ideological changes in Chinese society and firmly entered the cultural heritage of the Chinese. Established in ancient times and evolving in the process of historical development, they entered the life and culture of the Chinese and became the basis of Chinese civilization. The author briefly describes the evolution of the system of word formation in the Chinese hieroglyphic script, singling out "six categories of hieroglyphs". The possibility of deep penetration into the traditional culture of the Chinese, based on the content and calligraphy, pronunciation and semantics of hieroglyphs is shown. Analyzing the hieroglyphs from The Origin of Chinese Hieroglyphs ("Shouen Tsetszy", "i^jSffi^") "man" (Щ), "woman" (Й "fu"), "female" "nyuy"), "wife" (J, "qi"), "imperial concubine" or "secondary wife" (£E, "fei"), "concubine" (Щ "tse") and "stability" (£E, "anh"), the author revealed their structure and semantics. Hieroglyphs, like morphemes, reflect the unity of form, pronunciation and meaning, they contain a huge amount of cultural and historical material. In a patriarchal society, male farmers occupied a dominant position, both in the family and in society. The woman, physically giving in to the man, played a secondary role. The model of the natural division of labor between men and women was conveyed by the concept: "Men plow, and women weave", "A man works, a woman watches the house". Thus, the roles of men and women in the traditional Chinese family were defined. This principle was maintained throughout the period of existence of traditional China; it was reflected in social life, social relations, etiquette norms, customs and rituals of the Chinese. Consideration of the structure of hieroglyphs allows to learn fully and understand more deeply the characteristics of Chinese culture and the mentality of its people. The analysis of the cultural meaning of some typical hieroglyphs associated with the division of labor provides an idea of traditional family relationships in which each family member fulfilled their duties, which contributed to the preservation of harmony. The author of the article believes that the study of ancient hieroglyphs provides an opportunity to learn much about the history and culture of the Chinese, to better understand their value and moral guidelines.
References

1. $S)> ttS^^SifiS [M].L2It: LZShYaIII, 1996, f216 I, Sun Yunpei. Sisteta «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy» ( TIII^) , i drevneishaya kitaiskaya istoriya. [M]. Nan'nin, Guansi : Guansiskoe obrazovatel'noe izd-vo, 1996. 283 s.

2. Tsui Shukhua. ob\"yasnenie znacheniya ieroglifov po ikh chteniyu v slovare «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy» [M] Pekin : Izd-vo Pekin. ped. un-ta, 2000. 585 s.

3. II)) 1933. f 1 I, Chen Shude. «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy» «ShII??». Tema izucheniya drevnosti. [M]. Pekin. : Kommercheskoe izd-vo, 1993. 98 s.

4. URL: http://shuowen.xpcha.com/30dh09cts8n.html (data obrashcheniya: 22.02.2018).

5. URL: http://so.gushiwen.org/shiwenv_15a6e1f7b84a.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

6. (( Sh5M}>. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_3138.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

7. ig5Sh: ( ^IIYaTsII 1981^ffii Duan' Yuitsan'. Kommetariya Slovarya «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy». Shankhai : Shankhaiskoe izdanie drevnikh knig, 1981.

8. URL: http://shuowen.xpcha.com/5b1hf8d658o.html (data obrashcheniya: 22.02.2018).

9. URL: http://so.gushiwen.org/view_1.aspx (data obrashcheniya: 24.02.2018).

10. URL: http://shuowen.xpcha.com/5b1hf8d658o.html (data obrashcheniya: 22.02.2018).

11. (. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_3138.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

12. URL: http://shuowen.xpcha.com/30dh09cts8n.html (data obrashcheniya: 22.02.2018).

13. Chzhouskie ritualy. Taitszai (familiya). («Kniga etiketa» epokhi Chzhou). URL: http://www.gushiwen.or g/guwen/zhouli.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

14. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_19.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

15. [J] 2009 ^f12fflf?0-92I. San Bin. Analiz pervonachal'nogo znacheniya ieroglifa «Sh (Gui, d'yavol)». [J] nauchnoe issledovanie. 2009. № 12.

16. ShF^: ( fSSW IL($^!ShchII1998^№; Syui Chzhunshu: «Slovar' tszyaguven', gadatel'nye nadpisi na kostyakh i cherepash'ikh pantsiryakh» Sychuan'skoe slovarnoe izd-vo, 1998.

17. i^Sffi^) 1963^12YaZh_№ Syui Shen'. Slovar' «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy». Fotolitograficheskoe izdanie Kitaiskogo knigoizdatel'stva, pervoe izdanie: dekabr' 1963. 327 c.

18. 宋宋宋.《 甲说 》 体体体体体体体体 [M].广广广广: 广广广广广广广,1996,第 216 页,Sun Yunpei. Sisteta «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy» 《 甲文字 说 》 , i drevneishaya kitaiskaya istoriya. [M]. Nan'nin, Guansi : Guansiskoe obrazovatel'noe izd-vo, 1996. 283 c.

19. 崔崔华.说甲文字解 解解 训 [M].北北: 北北 北北北广广广 师 ,2000.第9页,Tsui Shukhua. ob\"yasnenie znacheniya ieroglifov po ikh chteniyu v slovare «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy» [M] Pekin : Izd-vo Pekin. ped. un-ta, 2000. 585 c.

20. 程 程树 .《 甲说 》 稽体稽[M].北北: 商 商务 书务,1933. 第 1 页。 Chen Shude. «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy» «说甲文字». Tema izucheniya drevnosti. [M]. Pekin. : Kommercheskoe izd-vo, 1993. 98 s.

21. URL: http://shuowen.xpcha.com/30dh09cts8n.html (data obrashcheniya: 22.02.2018).

22. URL: http://so.gushiwen.org/shiwenv_15a6e1f7b84a.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

23. 《 礼记•曲礼》 . URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_3138.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

24. 段段段: 《 甲文字文 说 》 体上体上广广广,1981年广. Duan' Yuitsan'. Kommetariya Slovarya «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy». Shankhai : Shankhaiskoe izdanie drevnikh knig, 1981.

25. URL: http://shuowen.xpcha.com/5b1hf8d658o.html (data obrashcheniya: 22.02.2018).

26. URL: http://so.gushiwen.org/view_1.aspx (data obrashcheniya: 24.02.2018).

27. URL: http://shuowen.xpcha.com/5b1hf8d658o.html (data obrashcheniya: 22.02.2018).

28. 《 礼记•曲礼》 . URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_3138.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

29. URL: http://shuowen.xpcha.com/30dh09cts8n.html (data obrashcheniya: 22.02.2018).

30. Chzhouskie ritualy. Taitszai (familiya). («Kniga etiketa» epokhi Chzhou). URL: http://www.gushiwen.or g/guwen/zhouli.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

31. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_19.aspx (data obrashcheniya: 22.02.2018).

32. 桑桑:“鬼”字字字字 字 字 义 义 [J] 北 解解 术 2009 年第12期第 90-92页. San Bin. Analiz pervonachal'nogo znacheniya ieroglifa «鬼 (Gui, d'yavol)». [J] nauchnoe issledovanie. 2009. № 12.

33. 徐体徐: 《 甲甲甲字甲》 四四四 广广广 书 1998年广. Syui Chzhunshu: «Slovar' tszyaguven', gadatel'nye nadpisi na kostyakh i cherepash'ikh pantsiryakh» Sychuan'skoe slovarnoe izd-vo, 1998.

34. 许慎:《 甲文字 说 》 体 中中商中 华书 ,1963年12月第月广. Syui Shen'. Slovar' «Proiskhozhdenie kitaiskikh ieroglifov», t.e. «Shoven' tszetszy». Fotolitograficheskoe izdanie Kitaiskogo knigoizdatel'stva, pervoe izdanie: dekabr' 1963. 327 c.