Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2019; : 148-164

РОЛЬ ФАКТОРОВ РИСКА НА РАННИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА В РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИНТЕЛЛЕКТА

Бенилова С. Ю.

https://doi.org/10.26170/sp19-03-12

Аннотация

В последние десятилетия отмечается значительное повышение внимания к психическому здоровью детей, связанное с ростом у них нарушений развития и поиском новых путей их профилактики. В статье приведены данные, убедительно доказывающие необходимость организации системы ранней комплексной профилактики нарушений развития речи и интеллекта у детей, базирующейся на выявлении факторов риска каждого этапа онтогенеза, а также потребность в развитии мультидисциплинарного и межотраслевого сотрудничества. Необходимость указанных мер связана с тем, что в последние десятилетия, начиная с конца XX в. и в наше время, отмечается снижение уровня здоровья детей, в том числе психического. Основная идея программы: обоснование безотлагательных мер по организации ранней медико-психолого-педагогической комплексной профилактики, базирующейся на глубоком всестороннем динамическом взаимодействии разных специалистов и углубленном анализе всех возможных факторов риска: органического, эмоционального, психологического и социального - в онтогенетическом развитии начиная с внутриутробного периода. Цель программы - предотвратить на ранних этапах развития нарушения формирования психоречевой, познавательно-интеллектуальной деятельности, а также учебной деятельности с дальнейшей интеграцией в микро- и макросоциум. Задачи: создание концепции профилактики нарушений развития; принятие безотлагательных мер по организации ранней психолого-медико-педагогической комплексной профилактики; выявление предикторов нарушенного развития - биологических, семейных, психологических, социальных, состояния адаптационных механизмов; выявление группы риска детей с угрозой формирования отклонений; выявление начальных и латентных проявлений нарушения развития; определение задач всех заявленных специалистов на каждом этапе онтогенеза.
Список литературы

1. Бадалян, Л. О. Детская неврология / Л. О. Бадалян. - 3-е изд. - М. : Медицина, 1984. - 306 с.

2. Балева, Л. С. Методические основы перехода от «Международной классификации нарушений, ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности» к «Международной классификации функционирования, ограничения жизнедеятельности и здоровья для использования при установлении инвалидности у детей» : пособие для врачей / Л. С. Балева. - М., 2002. - 16 с.

3. Бенилова, С. Ю. Взаимодействие специалистов с родителями и детьми в процессе коррекции речевых нарушений / С. Ю. Бенилова, Е. Ю. Климонтович // Школьный логопед. - М., 2005. - № 5-6. - С. 61-70.

4. Бенилова, С. Ю. Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович // Деятельность специалистов центра в контексте социокультурных проблем и актуальных задач образования : Матер. 5-й конф. ЦПМСС «Взаимодействие». - М., 2008. - 34 с.

5. Бенилова, С. Ю. Система ранней комплексной профилактики нарушений развития у дошкольников / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович // Матер. 2-й Междунар. конф. по взаимодействию (Москва, 27-31 окт. 2009). - М., 2009.

6. Бенилова, С. Ю. Эмоционально-поведенческие нарушения у детей с расстройствами развития речи / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, О. В. Руднева // Логопедия сегодня. - М., 2009. - № 3.

7. Бенилова, С. Ю. Дошкольная дефектология: ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей (современные подходы) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. - М., 2011. - 315 с.

8. Бенилова, С. Ю. Превентивные подходы к профилактике нарушений развития у детей / Л. Р. Давидович, Н. В. Микляева. - LAP LAMBERT Academic Publishing : Deutschland, 2013. - 360 с.

9. Бенилова, С. Ю. Логопедия. Системные нарушения речи (этиопатогенез, классификации, коррекция, профилактика) / С. Ю. Бенилова, Л. Р. Давидович. - М. : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2014.

10. Венгер, А. Л. Детская и подростковая клиническая психология / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова [и др.] // Детская и подростковая психиатрия и медицинская психология / под ред. Ю. С. Шевченко, А. Л. Венгера. - М., 2006. - С. 296-536.

11. Ильина, А. Я. Состояние здоровья новорожденных детей с асфиксией при рождении, находившихся в отделении реанимации для новорожденных / А. Л. Мищенко, А. С. Баринова [и др.] // Актуальные проблемы педиатрии : сб. тез. XX конгр. педиатров России с международным участием (Москва, 16-18 февр. 2018 г.). - М., 2018. - С. 120.

12. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. - М. : Медицина, 1995. - 560 с.

13. Кривулин, Е. Н. Расстройства адаптации у осужденных несовершеннолетних с резидуальной церебральной патологией / Е. Н. Кривулин // Матер. Междунар. конф. психиатров (Москва, 16-18 февр.). - М., 1998. - 384 с.

14. Материалы для подготовки и квалификационной аттестации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение» : учеб. пособие / под ред. В. С. Лучкевича, И. В. Полякова. - СПб., 2005.

15. Проселкова, М. С. Новые формы ранней психопрофилактики в системе охраны психического здоровья детей / М. С. Проселкова, Г. В. Козловская [и др.] // Матер. Междунар. конф. психиатров (Москва, 16-18 февр.). - М., 1998. - 384 с.

16. Психогигиена детей и подростков / под ред. Г. Н. Сердюковской, Г. Гельница. - М., 1985. - 225 с. - (Совместное издание СССР - ГДР).

17. Серхио, П. Г. Л. Клинические особенности синдрома уходов и бродяжничества у детей : автореф. дис. … канд. мед. наук / П. Г. Л. Серхио. - М., 1993.

18. Сухотина, Н. К. Психоневрологическая помощь детям в учреждениях образовательной системы как проблема, требующая научного и практического обоснования / Н. К. Сухотина, Т. А. Куприянова [и др.] // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - М., 2008. - № 1 (8). - С. 79-85.

19. Тонкова-Ямпольская, P. В. Некоторые особенности развития и поведения детей с перинатальным поражением нервной системы / P. В. Тонкова-Ямпольская, Э. Л. Фpухт // Рос. педиатрич. журн. - М., 2001. - № 1. - С. 9.

20. Цукер, М. Б. Основы невропатологии детского возраста / М. Б. Цукер. - М., 1961. - 286 с.

21. Benilova, S. Program for complex prophylaxis of disorders of children’s speech and voice development, creation of correction space / S. Benilova, L. Davidovich // 3rd World Voice Congress, (Istanbul, Turkey, 19-22 June, 2006). - Programme & Abstract Book. - Р. 37.

22. Goellnitz, G. Die Bedeutung der fruehkindlichen Hirnschaedigung f. d. Kinderpsychiatrie / G. Goellnitz. - Leipzig, 1954.

Special Education. 2019; : 148-164

RISK FACTORS AT EARLY STAGES OF ONTOGENESIS IN EARLY COMPREHENSIVE PROPHYLAXIS FOR SPEECH AND INTELLECTUAL DEVELOPMENTAL DISORDERS

Benilova S. Y.

https://doi.org/10.26170/sp19-03-12

Abstract

Several recent decades have seen enhanced attention to the mental health of children due to high incidence of developmental disorders and search for new ways of their prophylaxis. The article provides convincing evidence necessitating organization of the system of early comprehensive prophylaxis for speech and intellectual developmental disorders in children based on identification of risk factors at each stage of ontogenesis. The author stresses the need to develop multidisciplinary and cross-sectoral cooperation for this end. The need to take these measures is dictated by a decline in the level of children’s health, and specifically their mental health, which has taken place over recent decades starting with the late 20th century. The main idea of the program is to justify immediate measures to organize early medico- psycho-pedagogical comprehensive prophylaxis based on profound multilateral dynamic interaction between various specialists and in-depth analysis of all potential risks: organic, emotional, psychological and social ones specific for the ontogenetic development starting with the prenatal stage. The aim of the program is to organize early prevention of disorders in the formation of psychological and speech habits, cognitive and intellectual activity, and difficulties in studying and to ensure further integration of children into micro- and macro social environment. The tasks are to create a conception of development disorders prophylaxis; to adopt immediate measures to organize early psycho-medico-pedagogical comprehensive prophylaxis; to identify the predictors of developmental disorders, including biological, family, psychological and social ones, as well as of the state of adaptation mechanisms; to identify the group of children at risk characterized by the danger of potential disorders; to diagnose early and latent signs of developmental disorders; to formulate tasks for specialists working at all stages of ontogenesis.
References

1. Badalyan, L. O. Detskaya nevrologiya / L. O. Badalyan. - 3-e izd. - M. : Meditsina, 1984. - 306 s.

2. Baleva, L. S. Metodicheskie osnovy perekhoda ot «Mezhdunarodnoi klassifikatsii narushenii, ogranichenii zhiznedeyatel'nosti i sotsial'noi nedostatochnosti» k «Mezhdunarodnoi klassifikatsii funktsionirovaniya, ogranicheniya zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya dlya ispol'zovaniya pri ustanovlenii invalidnosti u detei» : posobie dlya vrachei / L. S. Baleva. - M., 2002. - 16 s.

3. Benilova, S. Yu. Vzaimodeistvie spetsialistov s roditelyami i det'mi v protsesse korrektsii rechevykh narushenii / S. Yu. Benilova, E. Yu. Klimontovich // Shkol'nyi logoped. - M., 2005. - № 5-6. - S. 61-70.

4. Benilova, S. Yu. Kompleksnaya profilaktika narushenii razvitiya detei rannego vozrasta / S. Yu. Benilova, L. R. Davidovich // Deyatel'nost' spetsialistov tsentra v kontekste sotsiokul'turnykh problem i aktual'nykh zadach obrazovaniya : Mater. 5-i konf. TsPMSS «Vzaimodeistvie». - M., 2008. - 34 s.

5. Benilova, S. Yu. Sistema rannei kompleksnoi profilaktiki narushenii razvitiya u doshkol'nikov / S. Yu. Benilova, L. R. Davidovich // Mater. 2-i Mezhdunar. konf. po vzaimodeistviyu (Moskva, 27-31 okt. 2009). - M., 2009.

6. Benilova, S. Yu. Emotsional'no-povedencheskie narusheniya u detei s rasstroistvami razvitiya rechi / S. Yu. Benilova, L. R. Davidovich, O. V. Rudneva // Logopediya segodnya. - M., 2009. - № 3.

7. Benilova, S. Yu. Doshkol'naya defektologiya: rannyaya kompleksnaya profilaktika narushenii razvitiya u detei (sovremennye podkhody) / S. Yu. Benilova, L. R. Davidovich, N. V. Miklyaeva. - M., 2011. - 315 s.

8. Benilova, S. Yu. Preventivnye podkhody k profilaktike narushenii razvitiya u detei / L. R. Davidovich, N. V. Miklyaeva. - LAP LAMBERT Academic Publishing : Deutschland, 2013. - 360 s.

9. Benilova, S. Yu. Logopediya. Sistemnye narusheniya rechi (etiopatogenez, klassifikatsii, korrektsiya, profilaktika) / S. Yu. Benilova, L. R. Davidovich. - M. : MPSU ; Voronezh : MODEK, 2014.

10. Venger, A. L. Detskaya i podrostkovaya klinicheskaya psikhologiya / A. L. Venger, E. I. Morozova [i dr.] // Detskaya i podrostkovaya psikhiatriya i meditsinskaya psikhologiya / pod red. Yu. S. Shevchenko, A. L. Vengera. - M., 2006. - S. 296-536.

11. Il'ina, A. Ya. Sostoyanie zdorov'ya novorozhdennykh detei s asfiksiei pri rozhdenii, nakhodivshikhsya v otdelenii reanimatsii dlya novorozhdennykh / A. L. Mishchenko, A. S. Barinova [i dr.] // Aktual'nye problemy pediatrii : sb. tez. XX kongr. pediatrov Rossii s mezhdunarodnym uchastiem (Moskva, 16-18 fevr. 2018 g.). - M., 2018. - S. 120.

12. Kovalev, V. V. Psikhiatriya detskogo vozrasta / V. V. Kovalev. - M. : Meditsina, 1995. - 560 s.

13. Krivulin, E. N. Rasstroistva adaptatsii u osuzhdennykh nesovershennoletnikh s rezidual'noi tserebral'noi patologiei / E. N. Krivulin // Mater. Mezhdunar. konf. psikhiatrov (Moskva, 16-18 fevr.). - M., 1998. - 384 s.

14. Materialy dlya podgotovki i kvalifikatsionnoi attestatsii po spetsial'nosti «Obshchestvennoe zdorov'e i zdravookhranenie» : ucheb. posobie / pod red. V. S. Luchkevicha, I. V. Polyakova. - SPb., 2005.

15. Proselkova, M. S. Novye formy rannei psikhoprofilaktiki v sisteme okhrany psikhicheskogo zdorov'ya detei / M. S. Proselkova, G. V. Kozlovskaya [i dr.] // Mater. Mezhdunar. konf. psikhiatrov (Moskva, 16-18 fevr.). - M., 1998. - 384 s.

16. Psikhogigiena detei i podrostkov / pod red. G. N. Serdyukovskoi, G. Gel'nitsa. - M., 1985. - 225 s. - (Sovmestnoe izdanie SSSR - GDR).

17. Serkhio, P. G. L. Klinicheskie osobennosti sindroma ukhodov i brodyazhnichestva u detei : avtoref. dis. … kand. med. nauk / P. G. L. Serkhio. - M., 1993.

18. Sukhotina, N. K. Psikhonevrologicheskaya pomoshch' detyam v uchrezhdeniyakh obrazovatel'noi sistemy kak problema, trebuyushchaya nauchnogo i prakticheskogo obosnovaniya / N. K. Sukhotina, T. A. Kupriyanova [i dr.] // Voprosy psikhicheskogo zdorov'ya detei i podrostkov. - M., 2008. - № 1 (8). - S. 79-85.

19. Tonkova-Yampol'skaya, P. V. Nekotorye osobennosti razvitiya i povedeniya detei s perinatal'nym porazheniem nervnoi sistemy / P. V. Tonkova-Yampol'skaya, E. L. Fpukht // Ros. pediatrich. zhurn. - M., 2001. - № 1. - S. 9.

20. Tsuker, M. B. Osnovy nevropatologii detskogo vozrasta / M. B. Tsuker. - M., 1961. - 286 s.

21. Benilova, S. Program for complex prophylaxis of disorders of children’s speech and voice development, creation of correction space / S. Benilova, L. Davidovich // 3rd World Voice Congress, (Istanbul, Turkey, 19-22 June, 2006). - Programme & Abstract Book. - R. 37.

22. Goellnitz, G. Die Bedeutung der fruehkindlichen Hirnschaedigung f. d. Kinderpsychiatrie / G. Goellnitz. - Leipzig, 1954.