Журналов:     Статей:        

Специальное образование. 2019; : 136-147

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ ЗОН МОЗГА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ПОЗИЦИИ ПОЛОВОГО ДИМОРФИЗМА И МЕЖПОЛУШАРНОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ

Савельева Н. А., Калашникова Т. П., Анисимов Г. В.

https://doi.org/10.26170/sp19-03-11

Аннотация

Речевое развитие детей - многокомпонентный, многоуровневый процесс, имеющий биологическую основу и зависящий от культуральных, социальных, психологических факторов. Речь выполняет познавательную, коммуникативную и регулирующую функции. В процессе проспективного исследования у детей дошкольного возраста с моторной дисфазией развития (МДР) и специфическим расстройством развития речи (СРРР) по данным когерентного анализа электроэнцефалографии (ЭЭГ) выявлена динамика формирования межзональных связей с учетом функциональной доминантности полушарий и пола. У детей с МДР и левшеством в раннем возрасте выявлены функциональная дезинтеграция в лобно-височных отделах справа и дефицит межвисочных взаимоотношений, которые нивелировались к старшему дошкольному возрасту. Для детей с СРРР и левшеством оказалась характерной функциональная разобщенность затылочно-центральных отделов слева на фоне гиперинтеграции лобно-центральных зон справа. В процессе онтогенеза к старшему дошкольному возрасту у детей с CРРР сформировались две симметричные зоны функциональной гипоинтеграции в обоих полушариях - в височно-лобных и центрально-лобных отделах. У детей с ведущей правой рукой височно-лобная и центрально-лобная дезинтеграция локализовались только в правом полушарии. Половой диморфизм заключался в достоверно значимом нарушении межзональных связей в передних отделах мозга у мальчиков. У мальчиков с СРРР было более грубо нарушено формирование межзональных связей в передних отделах мозга.
Список литературы

1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии / Т. Г. Визель. - М. : Астрель, 2005. - 384 с.

2. Волкова, Л. С. Логопедия : учеб. для студентов дефектологического фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховской. - М. : Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1998. - 680 с.

3. Володин, Н. Н. Особенности речевого развития в раннем возрасте у детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Ранняя диагностика речевых нарушений и их коррекция : метод. рек. / Н. Н. Володин, В. М. Шкловский, Н. Н. Заваденко, М. И. Медведев и др. - М., 2005. - 19 с.

4. Заваденко, Н. Н. Дисфазия развития у детей: перспективы нейротрофической терапии / Н. Н. Заваденко, Е. В. Козлова // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. - 2013. - № 5. - Вып. 2. - С. 43-47.

5. Заваденко, Н. Н. Дисфазия развития: возможности фармакотерапии в комплексной коррекции нарушений / Н. Н. Заваденко, Е. В. Козлова, И. Е. Колтунов, Е. Т. Лильин // Передовые статьи. Детская и подростковая реабилитация. - 2012. - № 2 (19). - Вып. 2. - С. 16-24.

6. Калашникова, Т. П. Когнитивные нарушения у детей : учеб. пособие / Т. П. Калашникова, Ю. И. Кравцов, Т. Г. Визель, А. Г. Малов и др. - Пермь, 2010. - 122 с.

7. Калашникова, Т. П. Дисфазия развития (методические рекомендации для врачей) / Т. П. Калашникова, Г. В. Анисимов, Ю. И. Кравцов, Т. Г Визель [и др.]. - Пермь, 2015. - 22 с.

8. Корнев, А. Н. О функциональной структуре фонологических нарушений при моторной алалии / А. Н. Корнев // Распад и недоразвитие языковой системы: исследования и коррекция. - СПб., 1991. - С. 58-66.

9. Корнев, А. Н. Опыт структурного анализа функциональной системы речи при ее недоразвитии у детей / А. Н. Корнев // Мат. межвуз. конф. «Проблемы детской речи». - СПб., 1994. - С. 35-36.

10. Корнев, А. Н. Особенности интеллектуального развития детей с моторной алалией / А. Н. Корнев // Методы изучения и преодоления речевых расстройств. - СПб., 1994. - С. 3-12.

11. Корнев, А. Н. Системный анализ психического развития детей с недоразвитием речи : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.04 / Корнев А. Н. - СПб., 2006. - 515 с.

12. Кропотов, Ю. Д. Количественная ЭЭГ, когнитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия / Ю. Д. Кропотов. - Донецк : Изд. Заславский А. Ю., 2010. - 512 с.

13. Пальчик, А. Б. Лекции по неврологии развития / А. Б. Пальчик. - СПб. : Медпресинформ, 2012. - 368 с.

14. Симерницкая, Э. Г. Доминантность полушарий / Э. Г. Симерницкая. - М. : Изд-во Москов. ун-та, 1978. - 95 с.

15. Скворцов, И. А. Развитие нервной системы у детей в норме и патологии / И. А. Скворцов, Н. А. Ермоленко. - М., 2003. - С. 249-267.

16. Leite, R. A. Auditory evoked potentials: predicting speech therapy outcomes in children with phonological disorders / R. A. Leite, H. F. Wertzner, I. C. Gonçalves, F. C. Leite Magliaro // Clinics. - São Paulo (Brazil). - 2014. - No 69 (3). - P. 212-218.

Special Education. 2019; : 136-147

FUNCTIONAL INTEGRATION OF BRAIN REGIONS IN CHILDREN WITH SPEECH DISORDERS FROM THE POSITIONS OF SEXUAL DIMORPHISM AND INTERHEMISPHERIC FUNCTIONAL ASYMMETRY

Savel'eva N. A., Kalashnikova T. P., Anisimov G. V.

https://doi.org/10.26170/sp19-03-11

Abstract

Speech development of children is a multicomponent multilevel process with a biological basis depending on cultural, social and psychological factors. Speech performs cognitive, communicative and regulatory functions. A coherent analysis of electroencephalography in preschool children with motor developmental dysphasia (MDD) and specific disorder of speech development (SDSD) has revealed the dynamics of formation of interregional connections with regard to functional dominance of hemispheres and sex in the process of prospective study. Children with MDD and left-handedness at an early age demonstrated functional disintegration in the frontotemporal regions on the right and a deficit of intertemporal relations which were leveled by senior preschool age. Children with SDSD and left-handedness were characterized by specific functional disintegration of the central occipital regions on the left on the background of hyperintegration of the frontocentral regions on the right. In the process of ontogenesis, by the senior preschool age, children with SDSD demonstrated two symmetric areas of functional hypointegration in both hemispheres - in frontotemporal and frontocentral regions. In right-handed children frontotemporal and frontocentral disintegration were located in the right hemisphere only. Sexual dimorphism consisted in significant disintegration of interregional connections in the frontal brain regions in boys. Formation of interregional connections in the frontal brain regions was more radically impaired in boys with SDSD.
References

1. Vizel', T. G. Osnovy neiropsikhologii / T. G. Vizel'. - M. : Astrel', 2005. - 384 s.

2. Volkova, L. S. Logopediya : ucheb. dlya studentov defektologicheskogo fak. ped. vuzov / L. S. Volkova, S. N. Shakhovskoi. - M. : Gumanit. izd. tsentr «VLADOS», 1998. - 680 s.

3. Volodin, N. N. Osobennosti rechevogo razvitiya v rannem vozraste u detei s posledstviyami perinatal'noi patologii nervnoi sistemy. Rannyaya diagnostika rechevykh narushenii i ikh korrektsiya : metod. rek. / N. N. Volodin, V. M. Shklovskii, N. N. Zavadenko, M. I. Medvedev i dr. - M., 2005. - 19 s.

4. Zavadenko, N. N. Disfaziya razvitiya u detei: perspektivy neirotroficheskoi terapii / N. N. Zavadenko, E. V. Kozlova // Zhurn. nevrologii i psikhiatrii im. S. S. Korsakova. - 2013. - № 5. - Vyp. 2. - S. 43-47.

5. Zavadenko, N. N. Disfaziya razvitiya: vozmozhnosti farmakoterapii v kompleksnoi korrektsii narushenii / N. N. Zavadenko, E. V. Kozlova, I. E. Koltunov, E. T. Lil'in // Peredovye stat'i. Detskaya i podrostkovaya reabilitatsiya. - 2012. - № 2 (19). - Vyp. 2. - S. 16-24.

6. Kalashnikova, T. P. Kognitivnye narusheniya u detei : ucheb. posobie / T. P. Kalashnikova, Yu. I. Kravtsov, T. G. Vizel', A. G. Malov i dr. - Perm', 2010. - 122 s.

7. Kalashnikova, T. P. Disfaziya razvitiya (metodicheskie rekomendatsii dlya vrachei) / T. P. Kalashnikova, G. V. Anisimov, Yu. I. Kravtsov, T. G Vizel' [i dr.]. - Perm', 2015. - 22 s.

8. Kornev, A. N. O funktsional'noi strukture fonologicheskikh narushenii pri motornoi alalii / A. N. Kornev // Raspad i nedorazvitie yazykovoi sistemy: issledovaniya i korrektsiya. - SPb., 1991. - S. 58-66.

9. Kornev, A. N. Opyt strukturnogo analiza funktsional'noi sistemy rechi pri ee nedorazvitii u detei / A. N. Kornev // Mat. mezhvuz. konf. «Problemy detskoi rechi». - SPb., 1994. - S. 35-36.

10. Kornev, A. N. Osobennosti intellektual'nogo razvitiya detei s motornoi alaliei / A. N. Kornev // Metody izucheniya i preodoleniya rechevykh rasstroistv. - SPb., 1994. - S. 3-12.

11. Kornev, A. N. Sistemnyi analiz psikhicheskogo razvitiya detei s nedorazvitiem rechi : dis. … d-ra psikhol. nauk : 19.00.04 / Kornev A. N. - SPb., 2006. - 515 s.

12. Kropotov, Yu. D. Kolichestvennaya EEG, kognitivnye vyzvannye potentsialy mozga cheloveka i neiroterapiya / Yu. D. Kropotov. - Donetsk : Izd. Zaslavskii A. Yu., 2010. - 512 s.

13. Pal'chik, A. B. Lektsii po nevrologii razvitiya / A. B. Pal'chik. - SPb. : Medpresinform, 2012. - 368 s.

14. Simernitskaya, E. G. Dominantnost' polusharii / E. G. Simernitskaya. - M. : Izd-vo Moskov. un-ta, 1978. - 95 s.

15. Skvortsov, I. A. Razvitie nervnoi sistemy u detei v norme i patologii / I. A. Skvortsov, N. A. Ermolenko. - M., 2003. - S. 249-267.

16. Leite, R. A. Auditory evoked potentials: predicting speech therapy outcomes in children with phonological disorders / R. A. Leite, H. F. Wertzner, I. C. Gonçalves, F. C. Leite Magliaro // Clinics. - São Paulo (Brazil). - 2014. - No 69 (3). - P. 212-218.